Врачебный контроль в спорте высших достижений. Врачебный контроль в спортивной тренировке. в) повышение грамотности в вопросах самостоятельного использования различных физических упражнений и видов спорта для решения оздоровительных и других задач

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

    Основы врачебного контроля…………………………………………….3

    Сроки допуска к занятиям в ДЮСШ по различным видам спорта……5

    Функции внешнего дыхания……………………………………………...7

    Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку……………. 8

    Профилактика спортивных травм ………………………………………10

    Контроль на спортивных базах ………………………………………….10

    Список использованной литературы…………………………………….12

Основы врачебного контроля

В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь - неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины.

С п о р т и в н а я м е д и ц и н а - это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др.

Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов.

Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII - началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.).

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:

    медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;

    диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);

    медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;

    проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;

    санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;

    профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

    консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;

    организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;

    санитарно-просветительная работа.

Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки.

Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов.

К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием.

В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой.

К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями.

В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную.

О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом.

К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).

Сроки допуска к занятиям в ДЮСШ по различным видам спорта.

Плавание, спортивная гимнасти­ка - 7-8 лет.

Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на 6aiy ie - 9-10 лет.

Художественная гимнастика, бад­минтон - 10-11 лет.

Футбол, легкая атлетика - 10-12 лет.

Акробатика, спортивные игры, вод­ное поло, хоккей с мячом и шайбой, стрельба из лука - 11-12 лет.

Борьба классическая и вольная, самбо, гребля академическая, стрельба, фехтование - 12-13 лет.

Бокс - 12-14 лет.

Q Велосипедный спорт - 13-14 лет.

Тяжелая атлетика - 14-15 лет.

Возрастные этапы спортивной подго­товки детей и основные этапы отбора при­ведены в табл. 5.18.

Допустимый масштаб спортивных со­ревнований в определенных возрастных группах:

9-10 лет - внутришкольные; 11-12 лет - районные и городские; 13-14 лет - областного масштаба;

15-16лет- республиканского масшта­ба;

16 лет - международного уровня.

Возрастные этапы спортивной подготовки детей

(Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993)

Вид спорта

Возраст допуска к занятиям , годы

группа начальной подготовки

учебно - тренировочная группа

группа

спортивного

совершенствования

Акробатика

Баскетбол и волейбол

Бадминтон

Борьба (все виды)

Велоспорт (шоссе, трек)

Водное поло

Гимнастика спортивная: юноши девушки

Гимнастика художественная

Гребля академическая

Гребля на байдарках и каноэ

Конный спорт

Конькобежный спорт

Легкая атлетика

Лыжный спорт: гонки и биатлон

горные виды

двоеборье

прыжки с трамплина

Парусный спорт

Плавание

Прыжки в воду

Ручной мяч

Санный спорт

Современное пятиборье

Стрелковый спорт

Стрельба из лука

Стрельба стендовая

Теннис и теннис настольный

Тяжелая атлетика

Фехтование

Фигурное катание

Футбол, хоккей с шайбой и мячом

Функции внешнего дыхания.

В практике медицинского контроля и лечебной физкультуры исследуют функцию внешнего дыхания - показатели легочной вентиляции, к которой относятся легочные объемы, сила дыхательных мышц, частота и глубина дыхания. У здоровых людей частота дыхания - 14-18 (вдох и выдох) в минуту. У спортсменов - 8-16 в минуту, но глубина дыхания у них больше.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба - в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более - неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге - время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов - до 2-3 мин.

Проба Генчи - время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения физической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами - переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными.нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Дистонический тип реакции характеризуется так называемым симптомом «бесконечного тона». При измерении АД после нагрузки постоянно выслушивается систолический тон с момента его появления до падения ртутного столбика тонометра до 0. Это не означает, что диастолическое давление равно 0. Бесконечный систолический тон объясняется «звучанием» стенок сосудов, когда амплитуда звучания имитирует пульсацию крови. Данный тип реакции встречается у высокотренированных спортсменов с высоким тонусом мышц (тяжелая атлетика, культуризм, борьба и т. д.), а также после проведения спортсменом пробы с максимальной физической нагрузкой. Бесконечный тон, выявляемый после 20 приседаний, свидетельствует о переутомлении. В норме феномен «бесконечного тона» выслушивается у подростков и i юношей, что объясняется физиологическими особенностями организма в данном возрастном периоде.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма - это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма - небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести - обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы - вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит

Если плотность занятия у здоровых людей менее 60 %, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.

Список используемой литературы

1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

2. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.

Актуальность и практическая значимость врачебного контроля спортсменов обусловлена значительными физическими и психическими воздействиями на спортсмена, которые в спорте высших достижений граничат с предельными возможностями человека. Наряду с этим выявляется значительная группа спортсменов, имеющих функциональные отклонения, диагностируемые как пред- и патологические состояния.

Задачи врачебного контроля:

оценка состояния основных систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, респираторной, мышечной, энергообеспечения, вегетативной регуляции);

определение уровня адаптации организма к физической нагрузке;

оценка состояния физического и биологического развития;

экспертиза перспективности юных спортсменов;

отбор спортсменов (в команду) на всех этапах подготовки;

прогнозирование функционального состояния к соревновательной деятельности;

разработка моделей функциональной подготовленности спортсменов и др.

Врачебный контроль предусматривает оценку приводимых далее показателей.

1. Сердечно-сосудистая система оценивается по параметрам центральной гемодинамики (систолическому, диастолическому, пульсовому артериальному давлению, параметрам сердечного выброса, периферическому сосудистому сопротивлению, типу гемодинамики, показателям адаптивности системы кровообращения и толерантности к физической нагрузке), регистрация электрокардиограммы – ЭКГ. Это один из доступных и объективных способов контроля за функциональным состоянием спортсмена. Известен и применяется оперативный метод определения утомления по ЭКГ А.И. Завьялова, который позволяет следить за повышением утомления во время тренировок и завершать тренировку с высшим тренировочным эффектом без переутомления.

2. Система нервной вегетативной регуляции, характеризующая текущее функциональное состояние организма (переутомление, растренированность и т.п.), уровень адаптации к физической нагрузке.

3. Состояние скелетной мускулатуры тела оценивается по данным тонуса мышц и параметрам электромиографии.

4. Системы аэробного и анаэробного (гликолитического и креатинфосфатного) энергообеспечения мышечной деятельности.

5. Оценка состояния физического и биологического развития.

6. Оценка уровня физической работоспособности (тест на велоэргометре).

7. Данные антропометрических наблюдений.

По результатам функционального обследования даются рекомендации по оптимизации функционального состояния, возможные средства реабилитации и предложения по коррекции учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6. Профилактика спортивного травматизма.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

2.1. Врачебный контроль, понятие, цель, задачи

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий. Правильно организованные занятия предусматривают выполнение физических упражнений с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности.

Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести вред здоровью.

Знания основ врачебного, педагогического и самоконтроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, вторичное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Медицинское обследование занимающихся. Все занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию, в учебных группах или самостоятельно должны проходить медицинские обследования: первичные - перед началом занятий; повторные - один раз в год для занимающихся по государственным учебным программам и в физкультурно-оздоровительных группах.

Программой медицинского обследования предусматривается:

    Общий и спортивный анамнез (опрос) для получения следующих сведений: анкетные данные, особенности физического развития, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, образ жизни, занятия теми или иными формами физической культуры, спортом, степень двигательной активности, наличие спортивных разрядов, режим тренировки и т. д.

    Наружный осмотр.

    Антропометрические измерения.

    Обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.

    Проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения частоты сердечных сокращений, дыхания (частота и объем), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений и др.

На основе этих показателей обследования каждый студент распределяется в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Повторное врачебное обследование назначается, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к учебно-тренировочным занятиям после перенесенных заболеваний и травм.

Контроль со стороны врачей за состоянием студентов, занимающихся избранным видом спорта в группах КСС (курса спортивного совершенствования), значительно строже и чаще (не менее 3–4 раз в год). Студенты, имеющие I спортивный разряд или спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК, ЗМС), обязательно состоят на учете во врачебно-физкультурном диспансере, где спортсмены регулярно подвергаются углубленному медицинскому обследованию с целью контроля за внутренней средой организма, состоянием сердечно-сосудистой системы в покое и ее реакцией на нагрузки разной интенсивности и продолжительности.

Основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов - содействовать максимальному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей и достижения ими высоких спортивных результатов. Главные задачи врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья студентов, активное влияние на планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов высших учебных заведений страны осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах поликлиник вузов, под организационно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Общие сведения

В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь - неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины.

С п о р т и в н а я м е д и ц и н а - это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др.

Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов.

Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII - началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.).

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:

  • медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;
  • диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;
  • проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;
  • санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;
  • профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;
  • организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;
  • санитарно-просветительная работа.

В этой работе под руководством врача участвует медицинская сестра. При отсутствии врача фельдшер и медицинская сестра почти всё могут выполнять самостоятельно.

Медицинские обследования

Медицинские обследования подразделяются на первичные, повторные и дополнительные:

при первичном обследовании решают вопрос о допуске к физкультурным и спортивным занятиям;
при повторных - оценивают влияние занятий на организм;
дополнительное обследование проводят перед участием в соревнованиях, после перерыва в занятиях из-за болезни.

Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки.

Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов.

К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием.

В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой.

К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями.

В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную.

О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом.

К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).

Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. .Данные проб позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма.

Функции организма можно оценивать в покое, и результаты сопоставить со стандартными величинами, соответствующими полу, возрасту, массе тела, росту и т.д. Для сердечно-сосудистой системы это следующие показатели:

  • пульс, АД (максимальное, минимальное, пульсовое), ударный и минутный объемы крови, скорость кровотока;
  • данные инструментальных исследований;
  • электрокардиография (ЭКГ), реография и др.

Пульс подсчитывают за 10, 15 или 30 секунд и результат пересчитывают на 1 минуту. У взрослых частота пульса в покое - в пределах 60-80 ударов в минуту. Повышение ЧСС более 100 в минуту называется тахикардией, урежение менее 60 в минуту - брадикардией.

Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса более чем на 30 уд./мин. Ориентировочно ЧСС устанавливается путем вычитания из числа 220 числа лет занимающегося. Например, для человека 60 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 60==160 уд:/мин. При постепенном увеличении нагрузок частота пульса не должна превышать 60% от максимальной (табл. 19).

Таблица 19. Максимально допустимая ЧСС При физических упражнениях

При измерении АД можно вычислить и пульсовое давление. Для этого из величины максимального (систолического) давления вычитают минимальное (диастоническое). Например, если АД - 120/80, то пульсовое: 120 - 80=40. У здоровых молодых людей нормальные значения систолического давления - от 100 до 129, диастолического - от 60 до 79 мм рт. ст. У пожилых эти величины выше, у детей и спортсменов - ниже. При оценке показателей АД адекватной следует считать нагрузку, повышающую пульсовое давление в пределах 5-15 мм рт. ст.

Проба Мартинэ. При массовых профилактических осмотрах, этапном контроле занимающихся физкультурой и спорсменов 2-3-го разрядов применяют пробу с 20 приседаниями (проба Мартинэ). В положении сидя на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД. После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД.

У здоровых людей время восстановления ЧСС и АД до исходных величин - в пределах 3 мин.

Во всех других пробах сердечно-сосудистой системы порядок обследования аналогичен вышеприведенным при пробе Мартинэ.

Пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе (максимальный темп - основное условие пробы). Восстановление до исходных величин - в течение 4 мин.

Проба Котова-Демина заключается в беге на месте в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин, необходимое условие - высокий подъем коленей и активное движение руками. Восстановительный период - 5 мин.

Любая из вышеназванных проб применяется не только при массовых обследованиях физкультурников, начинающих занятия спортом, но также и в клинике у людей, не занимающихся физкультурой, для оценки функции состояния сердечно-сосудистой системы.

Проба Летунова. Для тренирующихся спортсменов необходима более разносторонняя оценка на основе применения разнонаправленных нагрузок. Наиболее оптимальной для этого является комбинированная проба Летунова, состоящая из трех вышеназванных проб и выполняемая в изложенной последовательности с интервалами 3-4-5 мин. Каждая последующая проба должна выполняться сразу по окончании восстановления после предыдущей пробы.

Эти пробы квалифицируются следующим образом: проба Мартинэ - нагрузочная, 15-секундный бе г- скоростная, 3-минутный бег - на выносливость.

В спортивной и клинической практике для оценки физической работоспособности используют строго дозированные физические нагрузки. Наиболее распространены велоэргометрия и степэргометрия.

Преимущество этих проб перед стандартными заключается в возможности точно дозировать нагрузку и воспроизводить ее. При проведении этих нагрузок подсчитывают пульс, измеряют АД и записывают ЭКГ. Данные этих исследований анализирует врач.

Предложено много вариантов степ-теста. Лучшими являются ступенчатая функциональная проба с физической нагрузкой заданной мощности, предложенная Кардиологическим научным центром Российской академии медицинских наук для больных (табл. 20) и Гарвардский степ-тест для спортсменов.

Таблица 20. Определение нагрузки при степэргометрическом исследовании с применением ступенек разной высоты (количество подъемов на ступеньку в минуту)

Мощность нагрузки, кгм/мин Высота ступеньки, м Масса тела, кг
До 50 51-55 56-60 61-65 66-70 71-75 76-80 81-85 86-90 91--100 101-120
50 0,1 8 7 6 6 5 5 5 5 4 4 3
100 0,2 8 7 6 12 11 10 9 9 9 8 7
200 0,2 15 14 13 12 11 10 9 9 9 8 7
300 0,3 15 14 13 12 11 10 9 9 8 8 7
400 0,3 20 19 17 16 15 14 13 12 11 8 9
500 0,4 19 17 16 15 14 13 12 11 10 10 8
600 0,4 23 21 20 18 17 16 14 14 13 12 30

Гарвардский степ-тест основан на регистрации ЧСС после дозированной физической нагрузки и,позволяет оценить ход восстановительных процессов. Физическая нагрузка осуществляется восхождением на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см - для женщин. Время восхождения 5 мин, частота подъемов и спусков с переменой ног - 30 раз в минуту. Частоту пульса регистрируют в положении сидя в первые 30 с со 2-4-й минуты восстановительного периода. Результаты тестирования выражают в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ):

где t - время восхождения на ступеньку в заданном темпе (300 с при полностью выполненной пробе); f 1 , f 2 , f 3 -частота пульса за первые 30 с соответственно 2, 3 и 4-й минуты восстановительного периода. Общая нагрузка при выполнении этого степ-теста велика, поэтому пробу можно проводить только у здоровых. Оценка величины индекса представлена на табл. 21.

Таблица 21. Оценка результатов Гарвардского степ-теста

Субмаксимальный тест PWC 170 (power working capacity, англ. - физическая работоспособность). Тест рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности спортсменов и физкультурников. Физическая работоспособность в тесте PWC 170 выражается величиной мощности нагрузки, которую испытуемый может выполнить при ЧСС, равной 100 уд./мин.

В практике врачебного контроля применяют два варианта проведения теста: на велоэргометре или при восхождении на ступеньку. При проведении теста испытуемый выполняет две нагрузки разной мощности (W i и W g): на велоэргометре и восхождении на ступеньку, продолжительностью 5 мин каждая с 3-минутным перерывом. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (f 1 и f 2). Рекомендуется подсчет пульса регистрировать на электрокардиографе, пульсотахометре. PWCiTO определяют по формуле:

где PWCiTO - мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд./мин; Wi и Wz- мощность 1-й и 2-й нагрузки (Вт или кгм/мин), f 1 и f 2 - ЧСС в конце 1-й и 2-й нагрузок. У здоровых молодых нетренированных мужчин величина PWCiTO-в пределах 120-180 Вт (в среднем 2,8 Вт/кг), у женщин 75-125 Вт (2,0 Вт/кг). У спортсменов этот показатель выше в два и более раз.

Вышеописанные тесты проводит и анализирует врач.

В практике медицинского контроля и лечебной физкультуры исследуют функцию внешнего дыхания - показатели легочной вентиляции, к которой относятся легочные объемы, сила дыхательных мышц, частота и глубина дыхания. У здоровых людей частота дыхания - 14-18 (вдох и выдох) в минуту. У- спортсменов - 8-16 в минуту, но глубина дыхания у них больше.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба - в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более - неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге - время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов - до 2-3 мин.

Проба Генчи - время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения сризической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами - переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными.нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Дистонический тип реакции характеризуется так называемым симптомом «бесконечного тона». При измерении АД после нагрузки постоянно выслушивается систолический тон с момента его появления до падения ртутного столбика тонометра до 0. Это не означает, что диастолическое давление равно 0. Бесконечный систолический тон объясняется «звучанием» стенок сосудов, когда амплитуда звучания имитирует пульсацию крови. Данный тип реакции встречается у высокотренированных спортсменов с высоким тонусом мышц (тяжелая атлетика, культуризм, борьба и т. д.), а также после проведения спортсменом пробы с максимальной физической нагрузкой. Бесконечный тон, выявляемый после 20 приседаний, свидетельствует о переутомлении. В норме феномен «бесконечного тона» выслушивается у подростков и i юношей, что объясняется физиологическими особенностями организма в данном возрастном периоде.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма - это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма - небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести - обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы - вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит

Если плотность занятия у здоровых людей менее 60%, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.

Врачебный контроль за юными спортсменами . Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

Диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

Дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

Врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

Санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

Контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Врачебный контроль за физическим воспитанием включает:

ь исследование физического развития и состояния здоровья;

ь определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

ь оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

ь врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

ь профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

ь пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований.

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления. При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам. В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 месяцев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая "мёртвая точка" - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При "мёртвой точке" отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в "груди", недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то "мёртвая точка" сменяется состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания".

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2--4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Сосчитайте пульс, лежа в постели; затем медленно встаньте и через 1 мин снова сосчитайте пульс в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10--12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18--22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников. С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест - так же, как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям автора, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20--30 уд/мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий - всего на 8--16 уд/мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда - "бежать легко”

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу. После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Врачебный контроль на соревнованиях

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.

Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»