Кто является главой государства. Президент Российской Федерации – глава государства. Исполнительная власть России

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

По принципу политического устройства США представляет собой президентскую республику. Население страны представлено в Конгрессе. Данный орган состоит из двух палат. Там заседают представителя штатов и партийные деятели, которые занимаются законотворчеством. Принимаемые законы имеют общеобязательную силу для всего населения страны.

Кто является главой государства в США

Чтобы понять, кто является главой государства по Конституции США, следует рассмотреть особенности государственного устройства страны более подробно:

  • Конституция США закрепляет именно за президентом пост главы государства. Он наделен правом решать вопросы об использовании армии, вводить чрезвычайное положение, предлагать принятие тех или иных законов;
  • президент избирается выборщиками. В США не существует всеобщего голосования. Сначала граждане голосуют за определенного выборщика. При этом число выборщиков от каждого штата может быть различным. Это зависит от населения того или иного штата. Чем больше жителей, тем больше выборщиков. Соответственно, голоса жителей более крупных штатов имеют большее влияние на исход выборов;
  • глава государства может избираться только два раза. Даже если президент исполнял свои обязанности два раза, он не может избираться после перерыва еще и в третий раз;
  • президенты подчиняются все члены правительства. Это министры и вице-президент;
  • глава государства наделен полномочиями по помилованию преступников, которые приговорены к смертной казни. Данный вид наказания по-прежнему исполняется в США.

Таким образом, главой государства по Конституции США является президент.

Сколько было президентов в США

Нынешний президент США Д. Трамп является 45 по счету. Первым главой государства был Д. Вашингтон, которого избрали в 1789 году после войны за независимость.

В США существуют прецеденты, когда президентом избирался близкий родственник бывшего главы государства. Например, шестой президент страны Адамс был родным сыном второго президента Д. Адамса. Внук главы государства У. Гаррисона Б. Гаррисон стал 23 президентом.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПМР

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“Конституционное право Отечества и зарубежных стран "

ТИРАСПОЛЬ 2008 г.

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российского государства. В советской республики такого рода институт был не востребован, так как существующий на тот момент политический режим не приветствовал демократические принципы такие как разделение властей одним из выражением которого было наличие президентской власти. Тоталитарный режим изживший себя к 1990 году в силу процесса демократизации был свергнут и в последствии был введён институт президентской власти, который повлёк существенные изменения конституции СССР.

В виду сложности данного вопроса в России учреждения данного поста решался очень сложно из - за того, что съезд народных депутатов РСФСР высказывался против его введения, но по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учреждён, а первый президент был избран путём прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.

Вопрос № 1: Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского (prasides) - “ сидящий впереди ”. В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Исходя из Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

Таким образом, видно что Президент как глава государства наделён большим объемом полномочий, и занимает особое место в системе органов государственной власти, но не входит на прямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четыре года, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

Вопрос № 2: Конституционный статус Президента РФ

Президент РФ как государственный институт занимает особое специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о президенте РФ.

Основы статуса Президента РФ закреплены в ст.80 Конституции РФ. Президент РФ является главой государства , лицом воплощающим собой представление о данном государстве как во внутренних делах государства так и в международных отношениях .

Президент РФ является гарантом Конституции РФ . Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполняет функции гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путём обращения в компетентные органы, прежде всего в суд. Президент РФ вправе направлять в Конституционный суд РФ запросы о конституционности различных нормативно - правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.

Президент является гарантов прав и свобод человека и гражданина . Этот конституционный статус он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При президенте РФ действует комиссия по правам человека.

Президент признан принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ , её независимости и государственной целостности.

Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности является прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Президент РФ - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства.

Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства . Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства н обязательность для него договора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнею политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.

Президент РФ обладает неприкосновенностью . Во время исполнения им своих полномочий никто не вправе применять против него физическое или психическое насилие, задерживать его, обыскивать, арестовывать, допрашивать, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставлять его в суд в качестве свидетеля. Попытка насильственного захвата власти Президента РФ в нарушении Конституции РФ или насильственное удержание власти Президента РФ, срок пребывания в должности которого истёк, карается уголовной ответственностью .

Вопрос № 3: Основные функции Президента РФ

Функции президента РФ вытекают из его полномочий и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам отнесённым к его компетенции. Те функции которые присущи только Президенту РФ и не разделяются им с парламентом, Правительством РФ и органами судебной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения Президентом РФ высших должностных лиц (назначение высшего командного состава Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ, предложение Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального Прокурора РФ и т.д.)

Статья 83 Конституция РФ предусматривает несколько вариантов освобождения высших должностных лиц (освобождение по представлению Председателя Центрального банка РФ, освобождение по предложению председателя Правительства РФ - Заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, предложение Совету Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и т.д.)

Президент принимает активное участие в законно творческом процессе. Прежде всего он наделён правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента РФ внесенные им на рассмотрение в Государственную Думу РФ считаются приоритетными в программе законотворчества.

Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, но тем не менее Президент РФ оказывает влияние на законодательную власть путём использования “ вето ", под которым подразумевается возвращение Президентом РФ законов парламенту на повторное рассмотрение.

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу РФ при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране.

Президент РФ наделен правом назначать референдум

Важным средством воздействия Президента РФ на парламент является его право на роспуск Государственной Думы РФ.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в.Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. .2001 .

Глава государства

должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. В монархических государствах глава государства – наследственный монарх, в республиканской форме правления – избранный президент. В России республиканская форма правления, и главой государства является Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальный срок пребывания в должности президента – 8 лет. Функции Президента России довольно обширны. Они зафиксированы в статье 4 Конституции РФЫ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; утверждает военную доктрину России; назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает вопросы гражданства, помилования и другие. Президент обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. И в то же время он действует на основе Конституции и федеральных законов. Если нормативные акты Президента не соответствуют Конституции, суд РФ может их отменить. Другими гарантиями против узурпации власти главой государства является альтернативный характер выборов, всенародные прямые выборы, возможность отрешения его от должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ .В.Н. Коновалов .2010 .

Глава государства

высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства. Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония, Саудовская Аравия) главой государства является монарх, власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который избирается непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), в порядке косвенных выборов (США, Аргентина), многостепенных выборов (Италия, Германия, Индия). В президентских республиках (США, Мексика) президент является главой исполнительной власти. Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством.


Политическая наука: Словарь-справочник .сост. проф пол наук Санжаревский И.И. .2010 .

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. Бабаев В.К. Теория государства и права.Москва, 2007, стр 138

В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые.

В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед монархом.

В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент -- глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В классических президентских республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд. Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Впервые пост Президента был утвержден в 1990 году, в тогда еще СССР, преодолев значительное сопротивление народных депутатов, и повлек изменения в Конституции. А неоднозначная личность М.С.Горбачева навеки будет записана на скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических преобразований в стране, но как и первого и последнего Президента СССР. Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и в порядок его избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Президент Российской Федерации является главой государства Ст. 80 Конституции Российской Федерации,избираемый на шесть лет, согласно п.1 ст.81 Конституции РФ. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.

Придание Президенту статуса главы государства прежде всего было вызвано требованием повышения персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и на международной арене. Этот статус является традиционным в конституциях многих стран.

Принципиально новое трактование статуса Президента РФ, содержащееся в Конституции означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Гуцол В.В. Правовые основы Российского государства.. Ростов-на-Дону, 2006, стр 63

Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они - в ограниченности периода полномочий Президента, в порядке его прямых всенародных выборов, в недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.

Президент выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно.

Президент также принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти РФ2.

Отметим и такую функцию, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности.

В соответствии со ст.80 Конституции на Президента, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации. ч.1 ст.128 Конституции Российской Федерации

На Президента возложен и ряд полномочий, связанный и с деятельностью Парламента. Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренным Конституцией ст.84 Конституции Российской Федерации.

Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето. ст.107 Конституции Российской Федерации

Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Президент в соответствии с Конституцией, конституционными и федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Выводы: Глава государства -- человек, несколько человек или орган, считающийся верховным представителем государства.

В некоторых случаях (например, Соединённые Штаты Америки) является главой исполнительной власти. В других (например, Германия) -- имеет лишь представительские функции. При отдельных видах форм правления также является высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

Например, в Российской Федерации на основании Конституции РФ c 1993 года главой государства является Президент. В монархиях -- король(королева), царь, император или князь.

Одним из важнейших элементов государственного механизма является глава государства. Термин "глава государства" впервые был применен в ст. 14 французской Конституционной хартии от 4 июня 1814 г., которая провозглашала, что "Король - верховный глава государства.", а также в проекте Вюртембергской конституции (март 1817 г.), где в §4 было указано, что "Король - глава государства.". В дальнейшем сентенция "Король - глава государства" была заимствована конституционным законодательством многих европейских государств.

Постепенно в научной литературе утверждается позиция относительно аналогичности во всех существенных элементах компетенции глав в конституционных монархиях и президентских республиках. При этих условиях срок "глава государства" начал распространяться и на президента республики, став общим названием для единоличных органов государственной власти, олицетворяющих государство в целом.

На сегодня термин "глава государства" используется для определение конституционного органа и одновременно высшего должностного лица государства. Как правило, это единоличный орган общей компетенции, один из высших органов государственной власти.

Глава государства - это высшее должностное лицо государства и в то же время конституционный орган, который занимает высшее место в системе органов государственной власти, осуществляет верховное представительство во внутренней и внешней политике, является символом государственности и национального единства.

В разных странах роль, функции, полномочия и значение главы государства значительно отличаются друг от друга.

В конституциях многих стран определено, что:

Во-первых, глава государства структурно не относится ни к одной ветви государственной власти. Например, в п. 1 ст. 55 Основного Закона ФРГ 1949 г. указано, что "Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в законодательный орган Федерации или любой земли", в п. 1 ст. 30 Конституции Венгрии 1949 г. в редакции 2011 г. установлено, что "должность Президента Республики несовместима с другими государственными, общественными или политическими должностями или полномочиями.", в ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики 1947 г. определено, что "пост Президента Республики несовместим с любой другой должностью", а в ст. 38 Конституции Латвийской Республики 1922 г. в редакции 1998 г. - "должность Президента Республики несовместима с другими профессиональными занятиями." ;

Во-вторых, глава государства структурно относится к органам законодательной и исполнительной власти. Например, в ст. ст. 36, 37 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. установлено, что "федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом" и "Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией", в п. 1 ст. 53 и ст. 79 Конституции Республики Индия 1949 г. определено, что "исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту..." и "...Парламент Союза... состоит из Президента и двух Палат...";

В-третьих, глава государства структурно относится к органам исполнительной власти. Например, согласно ст. 99 Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. "в Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики", в ст. 76 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. указано, что "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики.", в ст. 33 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. определено, что "Великий герцог один осуществляет исполнительную власть", а в разд. 1 ст. II Конституции США 1787 г. - "исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки.";

В-четвертых, глава государства является символом власти и государства, и не наделен реальными полномочиями. Например, в ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Конституции Японии 1946 г. определено, что "Император является символом государства и единства народа...", но он "не наделен полномочиями, которые связаны с выполнением государственной власти", в §5 и §6 Закона Королевства Швеции "Форма правления" от 27 февраля 1974 г. указано, что "главой государства является Король или Королева.", но "правит государством Правительство.".

Конституции большинства стран юридически закрепляют политическую объединительную роль главы государства, которая заключается в том, что он является носителем высшей власти, высшим представителем государства в международных отношениях, гарантом национальной независимости, территориальной целостности, символом единства нации и государства. Например, в п. 1 ст. 99 Конституции Аргентинской Нации 1853 г. в редакции 1994 г. указано, что Президент Республики "является Верховным главой Нации и главой Правительства, политически ответственный за общее управление страной", в п. 1 ст. 12 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. определено, что "Президенту Ирландии. принадлежит первенство по отношению к всех других лиц в государстве...", в ч. 1 ст. 87 Конституции Итальянской Республики 1947 г. - "Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство", в ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности.", в ст. 102 Конституции Украины 1996 г. - "Президент Украины является главой государства является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины.", а согласно ст. 73 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. - "главой государства является Президент республики. Он обеспечивает суверенитет народа. охраняет национальную єдність. устанавливает разграничение между ветвями публичной власти.".

В современных государствах с монархической формой правления главой государства является монарх, а в государствах с республиканской формой правления - президент. И хотя конституционно - правовая генеза президентства, своим корнями уходит института монарха, их конституционно-правовой статус существенно отличается.

Конституционный статус монарха характеризуется прежде всего тем, что он властвует бессрочно по собственному праву и считается источником всей власти в стране. Его власть не является производной от волеизъявления какого-либо другого государственного органа или избирательного корпуса, что присуще республикам. В конституциях государств с монархической формой правления, как правило, содержатся положения о том, что монарх как глава государства или как формальный глава исполнительной власти не несет за свои действия политической, гражданской, уголовной и административной ответственности. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Например, в ст. 88 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. провозглашено, что "лицо Короля неприкосновенна; его министры ответственны", в ст. 13 Конституции Королевства Дания 1953 г. определено, что "Король не несет ответственности за свои действия; его особа неприкосновенна. Ответственность за правления несут министры...", в п. 2 ст. 42 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. указано, что "министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства". Также провозглашается неприкосновенность самой личности монарха. Это прежде всего означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм права и не подлежит судебному преследованию. Кроме того, посягательство на личность монарха относят к наиболее тяжких преступлений.

К особенностям конституционного статуса монарха также следует отнести подражание его власти представителями правящей династии и наличие у него, кроме его полномочий, личных прав, льгот и привилегий (право на трон, титул, на символы власти - корону, скипетр, мантию, печать, на двор, на церемониал, на государственное содержание, устанавливается законом и уплачивается по гражданским письмом и т.п.). Например, в ст. 56 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что "1.^ Король - глава государства, символ его единства и преемственности. 2. Его титул - Король Испании, однако он может пользоваться другими титулами, которые соответствуют Короне" в ст. 43 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1948 г. определено, что Великому герцогу "гражданский лист устанавливается в сумме триста тысяч золотых франков в месяц.", в ст. 44 этой Конституции установлено, что "в качестве резиденции Великому герцогу предоставляется Великогерцогський дворец в Люксембурге и замок Берг", в п. 1 ст. 40 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. -- "Король получает ежегодное содержание от государства.", а в п. 2 этой статьи установлено, что "утримання. не подлежит налогообложению.". Необходимо отметить, что современные монархи практически не пользуются символами власти, за исключением Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II.

Еще одной особенностью статуса монарха является то, что в конституциях отдельных стран установлено требование монарха - его принадлежность к государственной (официальной) церкви. Так, в Великобритании предусматривается обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви, в Дании, Норвегии, Швеции - лютеранской, в Таиланде - до будистської. Например, в п. 6 ч. II Конституции Королевства Дания 1953 г. провозглашено, что "Король должен быть членом Євангелічеської Лютеранской Церкви".

В отличие от монарха, глава государства в республике - президент, который осуществляет свои полномочия на основании мандата, полученного по результатам выборов (прямых или косвенных). В основном их полномочия как главы государства являются тождественными.

В современной науке выделяют несколько юридических форм главы государства, при которых функции главы государства выполняет:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония);

2) единоличный монарх, избираемый правящей семьей (династией) (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный срок монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (Бразилия, Индия, Италия, Германия, Португалия, США, Франция);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. Например, в ст. 176 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. указано, что "1. Президент конфедерации является председателем Федерального Правительства. 2. Президент конфедерации и Вице-президент Федерального правительства избираются Федеральным правительством из числа своих членов на один год", а в ст. 89 Конституции Республики Куба 1976 г. определено, что "Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной власти. она имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство кубинской государства.";

6) глава правительства (премьер - министр в землях Германии), который осуществляет одновременно функции главы государства;

7) должностное лицо (генерал - губернатор), которая действует от имени монарха (британской королевы) в государствах, являющихся членами Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17 государствах (Австралия, Барбадос, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и другие);

8) соправителі (Епископ Урхельський и Президент Франции), которые являются равноправными главой государства Княжества Андорра и капитаны - регенты (Сан - Марино);

9) единоличный или коллегиальный глава государства, который получил власть незаконно, то есть узурпировал ее путем государственного или военного переворота.

Институт главы государства постоянно эволюционирует. Это привело к тому, что термин "глава государства" уже не дает возможности в полном объеме охарактеризовать сущность, функции и компетенцию этого органа, который в отличие от парламента (который во всех странах является высшим представительным и законодательным органом) выполняет различные функции и наделен различным правовым статусом.

Итак, исходя из сказанного, можно констатировать, что в большинстве современных странах функционирует единоличный глава государства, конституционный статус которого зависит от формы государственного правления, принятой в той или иной страны, характера существующего в стране политического режима, а также от других обстоятельств, в том числе от обычаев и традиций. Например, в Украине Президент как Глава государства сочетает сразу три статуса: представителя государства во внутри - и внешнеполитических отношениях, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и руководителя внешнеполитической деятельности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»