Русский иконописец без рук и ног. Безрукий и безногий русский иконописец григорий журавлев

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Этого человека зовут Ник Вуйчич

Имя
иконописца Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после
того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя
учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин
икону, на которой было написано по-русски:
"Сия икона
писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села
зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2
июля".

Госархив
позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.

Родился Григорий
Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары
в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенчик – калека. У
него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки
шушукались: "Богом обижен".


Божья Матерь

По воспоминаниям, мать Григория хотела от
великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и
младенца, но дед – Петр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав
вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить
сам.

Святые
Косьма и Дамиан - целители. Икона написана в 1885 году

Время шло, а
мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел
на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребенок-калека вызывал
не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и
подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило –
загляденье одно.


Икона, приписываемая Григорию Журавлёву

Из дома Григорий
Журавлев выкатывался: ложился на бок и по зеленой травке перекатывался до храма.
Мама Григория очень стеснялась, когда сын ее вот так отправлялся в церковь -
катился по травушке.

Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо
отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на
салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось
оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы
Троицкий.


Николай Чудотворец (фрагмент иконы "Семь Святых")

Как-то
летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли
купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орел, да
необычный – двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла
тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, – он
выпустил добычу. "Никак, Ангелы подстелили соломку", – рассудили в селе, когда
подняли с земли Гришу невредимым!

Мальчик учился писать,
держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись
односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные
способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием)
Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни –
старший брат Афанасий.


Поясная икона Александра Невского

После смерти матери,
он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл.
Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника
вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на
коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и
передвигался


Евангелист

Григорий стал самостоятельно изучать
черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать
иконы.

На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А
вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение
семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.


Оборотная сторона иконы с авторской надписью Журавлёва

В
1884 году Журавлев обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему
участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая
Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве
генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлевым
Цесаревичу:


Оклад иконы "Вседержитель-1886"

“Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику
Цесаревичу.

Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу
Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского
уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему
Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я
написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и
движения в руках и ногах своих.

Ваше Императорское Высочество, покорно
прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему
Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.

Ваше Императорское
Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего
Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по
вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне
дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по
повелению Божию".


Икона
Журавлёва "Избранные святые". Хранится в Петербурге

Цесаревич икону
милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлева во дворец.
Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что
на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колесах.
Полгода возили его по России – показывали публике как диковинку. С большим
трудом удалось вернуться на родину.

Есть
еще и такая версия истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла
до царя Николая Второго. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей
царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил,
и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что
государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25
рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому
губернатору велено было "выдать Журавлеву иноходца с летним и зимним
выездом".


Божья
Матерь "Милующая"

В память о чудесном спасении Императорской семьи при
крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне
заказали Григорию Журавлеву икону для поднесения Александру III, о чем
свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ
покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский
губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлеву.


Вседержитель (10 июля 1886)

B сохранившимся
воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был веселого нрава, очень доступный,
любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно
пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и
хлопал им с оглушительным свистом.


Церковь
села Утёвка, где Журавлёв расписывал стены, писал иконы. Здесь он и похоронен у
церкви.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного
храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под
непосредственным руководством Григория Журавлева (таким образом можно сказать,
что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все
фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто
крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на
самого Григория.


Богоматерь
«Млекопитательница». Написана в 1910 году

И десятиметровый в диаметре
купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа
работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так,
что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только
после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за
днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке
художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело...
От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение.
Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году
работа была закончена. Это был подвиг…

В
1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под
деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в
Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных
ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачев тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему
принесли необходимое количество досок.


Святой
благоверный князь Александр Невский.

К разрушению самого храма власти
приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и
дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших
дней.


"Утёвская мадонна"

Вернули ее верующим в 1989 году.
Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100
тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли
восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана
надпись "Григорий".


Икона
Журавлёва "Господь Вседержитель", написанная в1886

В 2006 году в
церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая
лампада…
А нерукотворные образа Журавлева нашлись почти в каждой утевской
избе и в соседних селах. Дешевую икону купить крестьянам было по силам, поэтому
художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в
Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он все чаще писал образа на
золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами
крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и
безногий".

Григорий
ведь и грешить-то не мог - ни рук ни ног, никуда не ходил. Он жил в чистоте,
поэтому и иконы его сияют чистотой. Монах должен поститься и молиться, чтобы
написать икону, так и Григорий, видимо, все время был в таком состоянии, и иконы
его отличаются духовностью, детской радостью.

Григорий
Журавлев похоронен на почетном месте у храма, в который он столько сил вложил,
за алтарем, на кресте надпись:
«Здесь похоронен художник-иконописец Журавлев
Григорий Николаевич, 1858-1916 гг.»

От рождения лишен рук и ног. Творил, держа кисть в зубах.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов.

Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.

В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку , где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные.

К году, в царствование императора Александра III , в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы . Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с.Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя , в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".

После революции расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт. Однако в 90-х гг. он был возвращен Церкви. Начался ремонт. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Восстановлен и крест на могиле иконописца.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва. Эта работа Григория Журавлева является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.

Литература

  • В. Лялин. "Последняя надежда". /Из-во "Сатисъ", С.-Петербург. 2000.
  • А. Малиновский. "Радостная встреча". / Самарское отделение Литературного Фонда России. 1997 г.
  • Письмо З. Каймаковича руководителю краеведческого кружка Утевской школы (копия). Самарский краеведческий музей.
  • А. Малиновский. "Нерукотворные иконы Григория Журавлева". Журнал "Взор", 2001 г., №2, стр.84-91. / ООО "Издательский дом "Агни" г. Самара.
  • Р. Улицкая. "Вдохновила Волга". Газета "Волжская заря" 1996 г., 19 января. Самарский краеведческий музей.
  • А. Жоголев. "Иконописец". Газета "Московский церковный вестник". 1992 г., №10-11, июль.
  • А. Праздников. "Силой духа и таланта". Газета "Советская культура". 1991 г., 27 июля.

Судьба Григория Журавлeва - человека верующего и с чистой душой поражает силой веры и красотой души.

Рождeнный со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нeм, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадeжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.

В 1963 году в Югославии сербский историк живописи Здравко Каймакович в православной церкви села Пурачиц близ Тузлы обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: "Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года".
Здравко Каймакович написал об этом в СССР и через Государственный архив СССР получил подтверждение тех сведений, которые были написаны белой краской на оборотной стороне иконы: иконописец - Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году - действительно был от рождения лишен рук и ног. Вскоре руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов узнает об этой находке, и между ними завязывается переписка. Как пишет Здравко Каймакович в одном из писем: "… Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей свт. Кирилла и Методия. Святые написаны со свитками в руках. Икона представляет очень тщательную тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, предположив, что текст Журавлева является мистификацией. Отсюда моя радость, что такой феномен, каким был Ваш земляк Журавлев, действительно существует. Преодолев жестокость природы, он сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение".

Григорий Николаевич Журавлев (1858-1916) родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.

Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.
Шли годы, и многому научился Гриша в иконописной мастерской. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Сам Господь Бог помогал Григорию - иконописцу, не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Когда он, сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту, близкие говорили ему: "Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш".

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы.
В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Судя по фотографиям и воспоминаниям свидетелей, был он великолепен, в архитектуре собора царила гармония, и весь его облик, многочисленные купола, уходящие в небо, настраивал на высокий лад. По размерам ему не было равных в России. Самарская городская Дума даже издала книгу по истории создания кафедрального собора. Есть в ней строки и о тех, кто писал иконы для храма Христа Спасителя: "… Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона свт. Алексия, митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего губернатора А.Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевка, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишённым от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в зубах. Словом, с Божию помощью …" Святитель Алексий считался покровителем Самары. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: храма нет, он взорван богоборческой властью советских времен).
Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.
Как можно понять из вышеприведённых примеров, слава не обошла Григория Журавлёва. Для современников был очевиден его талант. Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "… Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".
Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Но думается, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. Вот ещё один пример, подтверждающий это. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, бережно хранится одна из икон кисти Григория Журавлёва под названием "Святой Лев - папа римский". Там, в музее Церковноархеологического кабинета собраны иконы и другие памятники древности разных эпох. Иконы, которые можно там увидеть, принадлежат выдающимся мастерам разного времени и школ: это и византийское (греческое) письмо 12 века, и древнерусский расцвет - 14-16 век, и работы русских мастеров 18-20 веков. Икона Журавлева "Святой Лев - папа римский" находится среди работ таких известных художников, как Суриков, Васнецов, Нестеров, Поленов. Работа Григория Журавлева является для нас образцом иконописных школ 19 века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма. Находясь в музее Церковноархеологического кабинета, в полноте осознаешь правоту слов, высказанных когда-то священником и философом Павлом Флоренским в работе "Троице-Сергиева Лавра и Россия": "… Мы видим тут великолепный подбор икон всех видов и изводов; как же можно представить себе Лавру без школы иконописи и без иконописных мастеров?" Не это ли безусловное признание таланта Григория Журавлева?!

Для кого-то Утевка - "край света", но для Григория Журавлёва она была местом, где он впервые увидел свет. Именно здесь он родился и написал со временем много благодатных икон. Здесь и умер. Лег костьми возле им же расписанного собора. В старинном русском селе сохранились места, связанные с жизнью этого удивительного человека. Здесь каждый встречный покажет и сохранившийся дом на Самарской улице, где происходило становление его личности, каждодневная работа над собой, выражающаяся в волевом преодолении физической немощи, и место возле церковной ограды, где он похоронен. А рядом, в храме, - "слепок" с его души: образа, словно бы сотканные из нездешних лучей…

…Вглядитесь в эти творения. Иконы Григория Журавлёва говорят сами за себя…

Григорий Журавлев с братом Афанасием

Он родился в 1858 году в селе Утевка Самарской губернии. Это был необычный ребёнок: Григорий появился на свет без рук и без ног. С раннего детства у мальчика стал проявляться талант живописца. Соседи вспоминают, как удивлялись, когда видели малыша-калеку, ползающего по двору с кусочком угля во рту. Этим углём малыш рисовал на заборе всё, что видел вокруг себя.

Спустя несколько лет Гришу послали учиться в мужскую гимназию в Самару. Кроме того, родители постоянно возили сына в кафедральный собор в городе и в мастерскую, где писались иконы. Однажды мальчик показал иконописцам свои рисунки. Работы впечатлили мастеров, и они предложили Грише обучаться иконописному искусству.

После обучения в гимназии Гриша Журавлёв вернулся в родное село, где начал заниматься иконописью. У него постоянно заказывали иконы, поэтому без работы юноша не сидел ни одного дня.

В 1885 году в Утевке начали строить большой Троицкий собор. Журавлёву предложили расписать стены в соборе. Специально для него в здании были устроены подмостки, на которых он проводил за работой практически целые дни. Лишённому рук и ног живописцу особенно сложно было оформлять купол собора. Ему приходилось постоянно лежать на спине, отчего на лопатках, затылке и крестце у него образовались язвы. Несмотря на боль, Григорий завершил роспись храма. Фрески, выполненные им, прославили Троицкий собор на всю округу.

Храм села Утевка сегодня


О талантливом мастере вскоре узнал царь Николай Второй. Журавлёва позвали работать в столицу, где мастер прожил 3 года. Он написал групповой портрет царствующей семьи. Вернувшись на Родину, Журавлёв начал получать пенсию в 25 рублей, которую по царскому указу ему назначили сразу после отъезда мастера из столицы.

Несмотря на то, что средств на собственное содержание у Григория было достаточно, он продолжал вдохновенно писать иконы, за которыми к знаменитому иконописцу приезжали покупатели из самых отдалённых уголков России. У Журавлёва в то время уже были ученики, которые в основном помогали ему готовить доски для икон, грунтовать их и смешивать краски.

Современники вспоминают, что у Григория был очень весёлый нрав, практически никогда он не падал духом, не впадал в уныние, все события в жизни принимал ровно и спокойно. Многие люди очень любили его и никогда не испытывали к нему жалости, поскольку Григорий Журавлёв отличался исполинской силой духа, которой могли бы позавидовать многие здоровые и красивые внешне люди.

После смерти иконописца в 1916 году его тело было похоронено возле церкви, как хоронят священнослужителей.

Революция 1917 года очень изменила жизнь в России. Храм, расписанный Григорием Журавлёвым, был закрыт на целых 70 лет. Люди смогли вновь войти в его двери только в 90-е годы. Фрески иконописца отреставрировали. А те прихожане, в доме которых хранились иконы кисти Григория Журавлева, подарили эти чудесные образа храму.

Вокруг нас всегда были и есть люди, способные не сломиться перед несчастьем. Они находят в себе силы деятельно служить обществу. Судьба Григория Журавлёва - человека верующего и с чистой душой - яркий тому пример. Рождённый со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нём, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадёжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.

В 1858 году в селе Утевка Самарской губернии в полутемной избе родился ребенок без рук и без ног.

Одно туловище да голова. Все гладко, вроде как яйцо. В это время в избу пришел отец дьякон, к которому и обратились сродники:

Как же это могло случиться?

М-да, православные, вопрос этот сложный. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может быть, он назначен Господом быть генералом, а, может быть, и архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради.

На восьмой день младенца принесли в церковь:

Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

И, что это за ребенок такой, один только рот, - ворчал восприемник,принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки.

Батюшка, укоризненно посмотрев на восприемника, сказал:

Мы еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения яств, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, он тебя еще кормить будет. Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал священник, приступая к ребенку со святым миром...”

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу, ой как трудно. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.

В двадцать два года Григорий закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Проект церкви вызвал у Григория Журавлева какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Когда он, сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту, близкие говорили ему: «Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш».

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Покровителем Самары считался святитель Алексий. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: храма нет, он взорван богоборческой властью советских времен).

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось, но Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Он умер в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, бережно хранится одна из икон кисти Григория Журавлёва под названием «Святой Лев - папа римский». Она являяется образцом одной из иконописных школ XIX века.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»