Греческая патриархия. Вселенское православие. Архиерейские кафедры в Турции

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Вселенское Православие - это семья поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Все Церкви Вселенского Православия равны. Каждая Церковь обладает всей полнотой кафоличности, т.е. всей полнотой благодатной жизни, подаваемой через истинную Евхаристию и прочие таинства. Вселенское Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

Константинопольская Православная Церковь , по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который ок. 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. В. 330 г. св. имп. Константин Великий основал на месте Византии новую столицу Римской империи - Константинополь. С 381 г. - автокефальная архиепископия, с 451 г. - Патриархат, центр т.н. «императорских ересей», боролся за первенство с Александрийской Церковью, а затем - с самим Римом. В 1054 г. отношения с Римской Церковью были окончательно разорваны и лишь в 1965 г. частично восстановлены. С 1453 г. Константинопольский Патриархат существует на территории мусульманской Турции, где имеет всего 6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ. Однако его юрисдикция простирается за границы турецкого государства и обнимает весьма значительные церковные области: Афон, Финляндскую Автономную Церковь, полуавтономную Критскую Церковь, Епископские кафедры в Западной Европе, Америке, Азии и Австралии (всего 234 зарубежные епархии).

Александрийская Православная Церковь , по преданию, основана ок. 67 г. апостолом и евангелистом Марком в столице Сев.Египта - Александрии. С 451 г. - Патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя. Однако уже в конце V - нач. VI в. Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской смутой. В VII в. Она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, а в начале XVI в. была завоёвана турками и до последнего времени находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. В настоящее время насчитывает всего ок. 30 тыс. верующих, которые объединены в 5 египетских и 9 африканских епархий. Общее число храмов и молитвенных домов ок. 150. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках..

Антиохийская Православная Церковь , по преданию, основана ок. 37 г. в Антиохии апостолами Павлом и Варнавой. С 451 г. - Патриархат. В конце V - нач. VI в. ослаблена монофизитской смутой. С 637 г. попала под власть арабов, а в начале XVI в. захвачена турками и пришла в упадок. До сих пор - одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и ок. 400 храмов (в т.ч. в Америке). Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках Резиденция Патриарха Антиохийского находится в Дамаске.

Иерусалимская Православная Церковь - древнейшая из Православных Церквей. первым епископа которой считается апостол Иаков, брат Господень († ок. 63 г.). После Иудейской войны 66-70 гг. была разорена и уступила своё первенство Риму. С IV в. постепенно восстанавливается. В VII в. приходит в упадок в связи с арабским нашествием. Ныне состоит из двух митрополий и одной архиепископии (древняя Синайская Церковь), имеет 23 храма и 27 монастырей, из которых самый большой - монастырь Святого Гроба. В самом Иерусалиме насчитывается не более 8 тыс. православных верующих. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Русская Православная Церковь - основана в 988 г. при св. князе Владимире I как митрополия Константинопольской Церкви с центром в Киеве. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву. С 1448 г. - автокефалия (1-й независимый митрополит - святитель Иона). После падения Византии (1553 г.) и до сих пор претендует на звание «третьего Рима». С 1589 г. - Патриархат (1-й патриарх - святитель Иов). С1667г. сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем петровскими реформами: Патриаршество было упразднено (Упразднение Патриаршества) - учрежден т.н. Святейший Синод, назначаемый императором. Соборы созывать не разрешалось.

После падения самодержавия был созван Поместный Собор 1917-18 гг., который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов (крупнейший из которых, «карловацкий» («карловчане»). В 30-е годы 20 столетия. она была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось её медленное возрождение в качестве Патриархата. На Поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами. В 2007 году произошло объединении с Русской зарубежной церковью. Ныне Русская Православная Церковь является одной из ведущих в христианском мире.

Сербская Православная Церковь основана в конце IX в. С 1219 г. автокефалия.

С 1346 г. - первый (т.н. Печский) Патриархат. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 г. обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только в 1879 г. вновь стала автокефальной.

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён ап. Павла. С IV по VI в. Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX - нач. XI в. имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси.

Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии.

Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г. восстановлен Сербский Патриархат. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию

Румынская Православная Церковь . Первые епархии на этой территории известны с IV в. Долгое время они находились в церковной зависимости от Константинопольского Патриархата. С XIV в. - под властью турок. В первой половине ХIХв. временно присоединены к Русской Церкви. В 1865 г. (через 3 года после образования Румынского государства) местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Вселенский Патриархат признал это только в 1885 г. В 1919г. образован Румынский Патриархат

Болгарская Православная Церковь основана в 865 г. при св. князе Борисе. С 870 г. - автономная Церковь в рамках Константинопольского Патриархата. С 927 г. - автокефальная архиепископия с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя. После упорной борьбы в 1872 г. была самочинно восстановлена Болгарская автокефалия, объявленная Вселенским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

Грузинская Православная Церковь основана в начале IV в. трудами св. равноапостольной Нины († ок. 335). Первоначально подчинялась Антиохийскому Патриархату. С 487 г. - автокефальная Церковь с центром в Мцхете (резиденция верховного Католикоса). При Сассанидах (VI - VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI - XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела купадку Грузинского Православия. Следствием тяжёлого политического положения страны было вступление её в состав Российской империи (1783г.). Грузинская Церковь перешла в ведение Святейшего Синода на правах экзархата, а звание Католикоса было упразднено. Экзархи же назначались из русских, что в 1918 г. явилось причиной церковного разрыва с Россией. Однако в 1943 г. Московская Патриархия признала автокефалию Грузинской Церкви как самостоятельного Патриархата.. Возглавляет Её Католикос - Патриарх всей Грузии

Кипрская Православная Церковь , по преданию, основана ап. Варнавой в 47 г. Первоначально - епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. - автокефальная архиепископия. В VI в. попала под арабское иго, от которого освободилась только в 965 г. Однако в 1091 г. остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 г. - туркам, с 1878 г. - англичанам. Только в 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал архиепископ Макариос (1959-1977 гг.).

Элладская (Греческая) Православная Церковь . Христианство на Её территории появилось при ап. Павле. С IV в. греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то Константинопольской Церкви. В 1453 г. Греция была завоёвана турками и вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Только в 1830 г. Греция добилась независимости и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 г. Но, едва освободившись от Константинополя, она попала в зависимость от короля. Только по Конституции 1975 г. Церковь была, наконец, отделена от государства. Во главе -рхиепископ Афинский и всей Эллады.

В то же время (в 1960-е гг.) от Элладской Православной Церкви откололась т.н. Истинно-Православная Церковь Греции (старого стиля), состоящая из 15-ти епархий (в т.ч. в США и Сев. Африке)

Официально признанная Элладская Церковь - одна из крупнейших.

Албанская Православная Церковь . Первые христианские общины на этой территории известны с III в., а первая епископская кафедра учреждена в Х в. Вскоре образовалась митрополия, находящаяся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, а со второй половины XVIII в. - в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1922 г. Албания получила независимость и обрела автокефалию.

Польская Православная Церковь основана в 966 г. при князе Мешко I. После разделения Церквей православные доминировали, в основном, в восточных областях, где в 1235 г. учредили епископскую кафедру в городе Холм (позже - в Перемышле). Но в 1385 г. князь Ягайло объявил своё государство католическим, что послужило причиной перехода православных в католицизм. В 1596 г. православные епископы во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли на Брестском Соборе юрисдикцию Папы Римского. Эта т.н. Брестская уния длилась до 1875 г., когда, после раздела Польши, была восстановлена православная Холмская епархия. В 1918 г. Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь, выделившись в самочинную автокефалию, всё более деградировала. Только в 1948 г. по инициативе Московской Патриархии Польская Автокефалия была признана/

Чехословацкая Православная Церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудами свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, ас 1951 г.- в Автокефальную Чехословацкую Православную Церковь.

Американская Православная Церковь . Ровно 200 лет назад, в 1794 г., монахи Валаамского Спасо-Преображенского монастыря создали первую православную миссию в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 г.). При архиепископе Тихоне (впоследствии - св.патриархе) кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В первые же годы советской власти контакты с ней оказались очень затруднёнными. Американских иерархов подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения. В этой связи в 1971 г. Московский Патриархат даровал Американской Церкви автокефалию. Это решение вошло в противоречие с интересами Вселенского Патриархата, который уже имел в своей юрисдикции 2 млн. американских православных. Поэтому Американская Автокефалия до сих пор не признана Константинополем, но существует de facto.

Подготовил Александр А. Соколовский

Православие является одним из основных ответвлений в христианстве, официально оформилось на территории. Византии после раскола церкви в 1054 г на. Восточную и. Западную. Имеет миллионы последователей, преимущественно в страны нах. Восточной. Европы,. Ближнего. Востока. Полученный в IV в статус государственной религии узалежнив его от императорской власти (католическая церковь дистанцируется от политической власти, пытается находиться на д ней), сделал ревностным сторонником традиционных догматики и культа. В отличие от католицизма, православия не имеет единого церковного центра. Если католическая церковь является интернациональной толкования ка нонив, обрядов и праздников, то в православии доминируют национальные особенности: каждая из церквей производит свою традицию, имеет свои праздники. Например, для украинской церкви. Покрова является большим праздником, в российско м церковном календаре ничем особенным не отличается, в грузинском - его нет вообщевзагалі.

В основе православного вероучения -. Священное. Писание (Библия),. Святой. Перевод (решение вселенских и поместных соборов V-VIII вв, труда отцов церкви),. Символ веры (признание триединости. Бога, боговоплощении искупительной жертвы. Иисуса. Христа, загробного почитания, также признание церкви как посредника между. Богом и людьми). Посещение храмов, молитва, соблюдение постов, таинств для православных верующих имеют особое значение. Особая роль принадлежит культа святых, церковным праздникам, ушанованню икон. Православие признает крещение, причастие, миропомазание, исповедь, брак, священство,. Елеосвящения и богослужения возражает католические догматы о филиокве, чистилище, о непогрешимости. Папы. Римского и ита ін.

Первые православные центры, которые впоследствии стали контролировать деятельность верующих на больших территориях, стали как самостоятельные церковные образования. С распадом. Римской империи они сформировались в. Александре ее,. Антиохии,. Константинополе и. Иерусалиме. Центробежные силы, действовавшие в. Византии, ускорили ослабление взаимозависимости между этими территориями, в результате чего каждый церковный центр стал самостоятельным в православном мире. Со временем православные церкви возникли и в других регионах, приобретая самостоятельность в религиозно-церковной жизнитті.

В современном мире есть пятнадцать автокефальных и несколько автономных православных церквей. Согласно традиционному списку (диптихе) каждая из них занимает точно определенное место в структуре. Вселенского п православия. Кроме них, существуют и другие православные церковные образования, по определенным причинам не внесены в этот переченьку.

Церкви Вселенского православия

Вселенское православие охватывает все православные церкви, которые неуклонно соблюдают принципы вероучения, норм церковных канонов, имеют много общего в обрядово-культовой сфере, сохраняя определенную спец цифику относительно языка богослужений, культа и обрядности, архитектуры, структуры и внешнего вида клира. Формирование автокефальных церквей было вызвано их стремлением освободиться от опеки. Константино польских императора и патриарха. Первыми добились автокефалии. Константинопольская,. Антиохийская,. Александрийская и. Иерусалимская православные церкви, которые находились тогда в восточной части. Римской импе рии (IV вт.).

Константинопольская православная церковь. Традиционно она занимает первое место в структуре. Вселенского православия. Согласно решению. Второго. Вселенского. Собора (Константинополь, 381 г). Константинопольсь ький епископ занял второе место по"чести"среди христианских епископов после. Римского. В православном мире и теперь его считают"первым среди равныхершим серед рівних".

Константинопольская кафедра возникла после основания императором. Константином. И новой столицы. Римской империи на месте малоазиатского городка. Византии (вторая четверть IV в)

Уступая авторитетностью другим христианским центрам, она укрепила свои позиции за счет того, что из 330 г в. Константинополе находилась столица. Римской империи. На время проведения четвертого (Халк кидонського). Вселенского собора (451 г.) епископ. Константинополя уже владел патриаршим достоинством. Особенно окрепли позиции. Константинополя после падения в VII в. Александрийской,. Антиохийской т а. Иерусалимской церквей вследствие завоевания их территорий арабами. Благодаря усилиям миссионеров византийский вариант христианства, а следовательно, и влияние. Константинополя распространился на. Восточную и. Юго-Восток на. ЕвропЄвропу.

Однако в конце XI в позиции. Константинопольской церкви в православном мире начали ослабевать. Сначала вследствие притеснений со стороны западных христиан, когда в 1240 г. Константинополем завладели крестоносцы эти. А после завоевания. Византии турками-османами положение церкви еще более осложнилось тех пор она вынуждена была находиться в мусульманском окружении, заботясь прежде всего о самосохранении. Только в 1923 года, после заключения договора о греко-турецкую дружбу, ее положение нормализовалосьувалося.

время. Константинопольская церковь объединяет до 65 тыс верующих. На территории. Турции она имеет 6 епархий, в странах. Западной. Европы,. Азии,. Северной и. Южной. Америки,. Австралии - 23, а также 10 челов вичих и 2 женских монастыря. Фото духовенства, церковных деятелей и богословов готовят. Высшая богословская школа в. Бруклине и академия в. Гаррисон (США). К юрисдикции. Константинопольской церкви принадлежали во также. Финляндская автономная православная церковь,. Критская православная церковь и гора. Афон в гречеції.

Возглавляет ее с 451 г патриарх, власть которого не распространяется на руководителей других православных церквей. При патриархе действуют. Священный. Синод и рабочие комиссии. Официальным печатным органом является журнал"Ортодоксия"

Входит в. Всемирного. Совета. Церквей. Часто между ней и. Русской православной церковью возникают дискуссии относительно нежелания. Московского патриархата предоставить автокефалию или автономию существующим в нем национальным м церковьм.

Александрийская православная церковь. Она является одной из древнейших церквей, считается родиной монашества. Начало ее истории достигает во II в, когда в. Египте был основан епископскую кафедру. Как и глава. К. Константинопольской, предстоятель. Александрийской православной церкви на время IV. Вселенского собора имел патриарший титул. Историческое развитие ее мало чем отличается от других православных церквей. С ходу. В V веке христиане, жившие в. Египте, разделились на православных и монофизитов (коптов). В конце первой половины VII в территорию, на которой жили верующие, принадлежащие к. Александрийского патриар дом, завоевали арабы, а в XVI в - турки-османы. Это сковало деятельность церкви, ослабило ее влияние в христианском мире (в середине XIX в она объединяла менее 2 тыс верующихис. віруючих).

время. Александрийская церковь насчитывает до 30 тыс. верующих, его юрисдикция распространяется на весь африканский континент. В. Египте имеет 5 епархий, до 50 храмов, за его пределами - 9 епархий, более 100 храмов. С 19 956 г в г. Одессе имеет двор с храмом. Троицы в церковь принадлежат 3 монастыре,. Высшая духовно-педагогическая семинария, несколько школ, благотворительное общество. На основе библиотеки. Александрийского патриархата п рацюе. Институт восточных исследований. Официальный печатный орган - журнал"Пантеносuot;Пантенос".

Александрийский предстоятель имеет титул. Блаженнейшего. Папы,. Патриарха. Александрийского и всей. Африки. Его резиденция находится в г. Александрии. При. Патриархе действует. Священный синод, в который входят ь все правящие архиереи. Относится к. Всемирного. Совета. Церкрков.

Антиохийская православная церковь. Название ее происходит от бывшей столицы. Сирии м. Антиохии - в свое время выдающегося центра христианского богословия, места тайных соборов первых христиан. После. Халкидонс ского собора (451) епископ. Антиохии вместе с епископами других христианских центров. Востока получил титул патриархрха.

Исторический путь. Антиохийской церкви обозначен бурными событиями, то негативно повлияли на ее положение в православном мире. В V веке от нее отделилась. Халдейская церковь, в VI в - копты (монофиз зиты). С VII по X в. Антиохией владели арабы, а в 11-13 вв она попала под гнет крестоносцев. Еще один удар нанесли ей в XIII в египетские мамлюки (воины-рабы тюркского и кавказского происхождения из которых состояла гвардия египетских султанов), а в XVI в поработили турки. Именно тогда исчезла и название. Антиохии, зато появилось название. Антакья. А перед тем патриаршую резиденцию перенесли в. Д амаск до. Дамаска.

Постоянные притеснения и нищету. Антиохийской церкви привели к тому, что на протяжении нескольких веков она была объектом давления со стороны. Константинопольского и. Иерусалимского патриархатов. Лишь в конце XI IX в ее положение начало улучшаться. Сейчас. Антиохийская церковь имеет 22 епархии: 6 - в. Сирии, 6 - в. Ливане, 1 - в. Ираке, 3 - в. Турции, 6 - на. Американском континенте, до 400 храмов, 20 монастырей,. Бельментську духовную академию (вблизи м. Триполи), семинарию и несколько колледжей. Выдает 6 журналов и бюллетеней. Официальный орган - журнал"Ан-Нахрt;Ан-Нахра".

Патриарх, возглавляющий церковь, имеет титул. Блаженнейшего. Патриарха. Великой. Антиохии и всего. Востока. Его резиденция находится в столице. Сирии -. Дамаске. При. Патриархе действует. Священный синод, в состав которой ого входят правящие архиереи. Антиохийская православная церковь является членом. Всемирного. Совета. Церкков.

Иерусалимская православная церковь. Ее считают матерью всех христианских церквей, потому что ее юрисдикция распространена в местности, где возникло христианство. С древнейших времен н%. Иерусалимскую церковь возлагались о бовьязкы по сохранению мест поклонения христиан. С этой целью в 326 р было создано. Святогробского. Братстваство.

К XVI православные были абсолютными властителями христианских святынь, пока на них не распространился влияние католиков и представителей других христианских церквей настоящее время в главной святыни христиан - храма. В. Воскресение - приходят православные, католики, копты, вирменогригорианы и др.. Однако по традиции настоятелем храма может быть только представитель. Иерусалимской церкви. Кроме храма. Воскресения, на территории православного монастыря св. Гроба, принадлежащий братству, находятся другие христианские святыни. Важнейшие среди них - гора. Голгофа и. Гроб. Господень. Здесь размещена и резиденция. Патриарха, который имеет тит ул. Блаженнейшего. Патриарха. Святого. Града. Иерусалима и всея. Палестинылестини.

При. Патриархе действует. Синод, в который входят все архиереи и несколько архимандритов: их не может быть больше 18. В церкви принадлежат две митрополии и одна архиепископия, 23 храма, 22 мужские и 5 женских монастырей,. Синайская архиепископия, которая имеет автономный статус и значительную независимость от верховной власти, ее центром является. Монастырь св. Екатерины, прославившегося библиотекой рукописей и самыми историческими памятниками. Игумен монастыря имеет епископский сан и титул архиепископа. Под его опекой 15 дворов в. Египте,. Турции,. Греции,. Ливане и па в. Кипр. Всего. Иерусалимская церковь имеет более 50 тыс верующих. Официальное издание - журнал"Новый. Сион"Подлежащие. Всемирного. Совета. Церквітньої. Ради. Церков.

Грузинская православная церковь. Начала она свою историю в IV в. Процесс активной христианизации грузинского населения, а впоследствии и конституирования православной церкви связывают с именами св. Нины и царя. Мириана. Уже в начале IV в в центральной части. Грузии -. Картли христианство было государственной религиейігією.

В V в архиепископ церкви подчинялся. Антиохийскому патриархату. Политическое объединение. Грузии в 487 г царем. Вахтангом. И сопровождалось провозглашением автокефалии. Грузинской православной церкви. Гл рядом ее стал католикос, кафедра которого находилась в тогдашней столице - м. Мцхете. С IX до XVIII века в. Грузии одновременно действовало несколько католикосов, однако главным среди них всегда был. Мцхетского. Полет ични катаклизмы потрясали страну, ощутимо сказывались на жизни церкви. Это проявлялось не только в потере ею централизованного управления, но и в попытках ввести огнепоклонничество - служение богу во гню (VI-VII вв) и ислам (XVI-XVIII вв), в неоднократных разрушениях православных святынь и притеснениях православных верующих со стороны завоевателиавойовників.

Согласно. Георгиевского трактата 1783 г. Грузия оказалась в составе. Российской империи, а. Грузинская православная церковь была подчинена. Священному синоду. Русской православной церкви ее глава от государств звание члена синода. Со временем должность католикоса было отменено, поскольку на территории грузно 1811 г было образовано. Грузинский экзархат. Только после. Февральской (1917) революции местное духовенство от новило автокефалию своей церкви. Московская патриархия признала автокефалию. Грузинской православной церкви только в 19431943 р.

Ныне церковь имеет 15 епархий, объединяющих до 300 общин. Кадры духовенства готовят семинария и духовная академия (Мцхета). Управление церковью католикос с титулом. Святейший и. Блаженнейший. Он является. Патриархом все иеи. Грузии,. Архиепископом. Мцхетского и. Тбилисским. При нем действует. Священный синод из всех правящих архиереев и патриаршего викария (заместителя). Официальный печатный орган -"Джвари. Вазиса"("Крест вино. Градный лозы"). Относится к. Всемирного. Совета. Церкдо. Всесвітньої. Ради. Церков.

Сербская православная церковь. Ее история уходит IX в, когда по просьбе светских правителей к ней было направлено греческих священников. Образование. Сербской епархии датируется последней четвертью 9 ст. В 1219 р. Сербская церковь была признана автокефальной, а с 1346 г - патриархией. Однако вскоре она обветшала, поскольку в конце XIV в. Сербия оказалась под властью турок. Сербская церковь была подчинена. Константинопольскому патриарху до 1557 г. Просуществовав самостоятельно в структуре. Вселенского православия еще два столетия, она снова попадает в зависимость от. Константинополя как митрополия. Только в 187 9 г возвращает себе автокефалий автокефалію.

Наряду с. Сербской православной церковью на территории бывшей. Югославии существовали и другие православные церкви: в. Черногории,. Боснии,. Герцеговине и. Македонии. После образования в 1918 p. Королевство сербов ей, хорватов и словенцев начинается формирование единой. Сербской православной церкви, которое завершилось в мае 1919 года, а в следующем году был восстановлен патриаршество. В годы. Второй мировой войны сербский а православная церковь придерживалась последовательной антифашистской линииінії.

Нестабильность политического союза народов, входивших в состав. Югославии, в послевоенные годы сказалась и на делах церкви. В 50-е годы XX века в ее составе возникла автономная. Македонской. Православной. Церкви ва, провозгласила себя в 1967 г автокефальнойною.

Сербская православная церковь на территории бывшей. Югославии имела 21 епархию в. Югославии и 7 за ее пределами, почти 2,3 тыс. храмов, более 1,5 тыс священников, 180 монастырей и до 8 млн верующих. Священник ков готовят богословский факультет. Белградского университета и четыре семинарерії.

Возглавляет церковь. Патриарх. Сербский, архиепископ. Печской, митрополит. Белград-Карловацкий. Его резиденция в. Белграде. Высшая церковная власть -. Архиерейский синод в составе патриарха и четырех епархиальных их архиереев. Официальный печатный орган - журнал"Гласник"Является членом. Всемирного. Совета. Церкої. Ради. Церков.

Румынская православная церковь. Это - одна из крупнейших православных церквей, объединяет почти 16 млн верующих. Ее история связана с иностранным порабощением и зависимостью от. Константинопольского патриар рхатту.

Христианство на территории современной. Румынии возникло в V в, а в XIV в здесь было две митрополии. Автокефальной. Румынская православная церковь стала лишь в 1865 г благодаря объединению княжеств. Валахии и. Мол лдовы, завершившееся в 1862 г образованием. Румынского государства. Однако. Константинопольский патриархат признал автокефалию лишь через 20 лет. С 1919 года. Румынская. Церковь имеет статус патриархата, а ее глава - титул. Блаженнейшего. Патриарха всея. Румынии, наместника. Кесарии. Каппадоккийськои, митрополита. Унгро-Валахийського, архиепископа. Бухарестского. Его резиденция находится в г. Бухаресте. При патриархе действует. Священный синод из всех архиереев, который собирается один раз в год, а также постоянный синод, состоящий только митрополитмитрополити.

Согласно церковному уставу и соборы оправнои традиции действуют национальные церковные собрания в составе членов синода и избранных верующими представителями клира и мирян из всех епархий. Высшим административно вним и исполнительным органом церкви является выбранная на четырехлетний срок. Национальным церковными собраниями. Национальная церковный совет, в который входят три представителя клира и шесть мирян.

На территории. Румынии церковь имеет 13 епархий, объединенных в 5 митрополий, его юрисдикция распространяется на православных румын, проживающих в странах. Западной. Европы,. Северной и. Южной. Америки,. Австро ралли и. Новой. Зеландии. Структурные подразделения с различным статусом у. США,. Венгрии и бывшей. Югославии. Церковь имеет более 8 тыс храмов, 133 монастыре. Официальные печатные органы - журналы"Румынская прав ославна церковь","Православие"и"Богословские исследования"Кроме религиозных,. Румынская православная церковь выполняет и государственно-политические функции, поскольку юридически не отделена от государства. Является членом. Всемирного. Совета. Церкви. Є членом. Всесвітньої. Ради. Церков.

Болгарская православная церковь. Христианство на территории современной. Болгарии начало распространяться в древнейшие времена. Однако массовое крещение состоялось в 864 г за царя. Бориса - активного сторонника автокефалий ее. Болгарской церкви. Сперва (в 870 г) ей был предоставлен автономию в пределах. Константинопольского патриархата. Автокефальной церковь стала лишь в 919 г вследствие укрепления государства. Болгарии периода. Первого бы олгарського царства. Константинополь признал. Болгарской церковью автокефалии и патриаршее достоинство лишь в 927 г, но политическая зависимость. Болгарии от. Византии обусловила возвращения ее церкви в 1010 г до статуса архиепископата и обновления греческого засилья в ней. В период. Второго болгарского царства конце 12 в в г. Тырново был основан патриаршую кафедру, которая защищала национальные интересы. Рядом с ней действовала и архиепископской кафедре в. Охриде, которая оставалась под греческим влияниемецьким впливом.

С XIV века. Болгарская церковь испытывает новых притеснений, что было следствием завоевания. Болгарии турками-османами, которые пытались искоренить христианство

Возрождения. Болгарской церкви стало составляющей общего процесса национального возрождения. Однако его притормаживал сильнейшее греческое влияние. Противостояние между верующими болгарами и. Констан нтинопольським патриархатом закончилось образованием в 1870 г болгарского экзархата, а еще через два года - восстановлением автокефалии. Болгарской православной церкви, которую. Константинополь признал лишь в 1 945 г. В 1953 г глава церкви был наделен титулом. Патриарха. При нем действует. Священный синод в составе четырех митрополитов. Один из них возглавляет. Высший церковный совет из двух клириков и двух мирян к ее компетенции относятся вопросы мижхристияиських отношений и хозяйственной деятельностияльності.

Болгарская церковь насчитывает более б млн верующих. На территории. Болгарии имеет 11 епархий, почти 3200 храмов, более 120 монастырей. В. Софии действуют духовная академия и семинария. За пределами. Болгарии у нее епархий ее есть в. США и. Канаде,. Южной. Америке и в. Австралии, несколько приходов в. Венгрии,. Румынии и. Австрии. В. Стамбуле находится. Болгарское церковное наместничество, а в. Москве -. Болгарский двор. Официальный орга н церкви - журнал"Церковный вестник"Является членом. Всемирного. Совета. Церкньої. Ради. Церков.

Кипрская православная церковь. Она действует на территории. Кипра рядом с исламскими, католическими и протестантскими религиозными институтами. Принадлежит к апостольским церквей. Основателем ее считают апостола а. Варнаву, а началом существования - 47 год н н.е.

В процессе становления. Кипрской православной церкви пришлось бороться не только с иудеями и язычниками, но и с. Антиохийской церковью. Независимость ее церкви было признано лишь в 431 г на. Ефесском соборе и и подтверждено. Константинопольской церковью в 488 р.

Начиная с середины VI в,. Кипр находился под властью арабов, повлекшее существенный упадок церкви. После ликвидации в 965 г арабского засилья. Кипр в 1191 г завоевали крестоносцы, которые вместе с запад дноевропейськимы феодалами насаждали здесь католицизм. Гонения православного населения и унижения церковной иерархии римско-католической церковью изменились жестокими погромами стороны турок-османов, которые владели. Кипром с 1571 г. Со временем турки изменили свое отношение к. Кипрской православной церкви, предоставив ее главе полномочий не только руководителя церкви, но и всей греческой общины островастрова.

В период английского господства на. Кипре (1878 - 1960). Кипрская церковь возглавила освободительную борьбу. В 1974 г. она получила полную независимость и организационную самостоятельность

Глава церкви носит титул. Блаженнейшего. Архиепископа. Новой. Юстинианы и всего. Кипра. Его резиденция находится в столице республики. Никосии. В состав синода, действующего при патриархе, входят все правящие и архиереи. Церковь имеет более 400 тыс верующих. В ее составе 6 епархий, более 500 храмов, 6 мужских и 9 женских монастырей, более 40 школ различного профиля и духовная семинария. Официальный орган - ж урнала"Апостол. Варнаваол. Варнава".

Кипрская православная церковь является влиятельной общественно-политической силой, обладает четвертой частью сельскохозяйственных угодий, монополией на производство минеральных удобрений. Относится к. Всемирного. Совета. Это. Эрков.

Элладская (греческая) православная церковь. Более 1100 лет она находилась в составе. Константинопольского патриархата, ее автономный развитие началось в XIX в с упадком. Османской империи. Вкл увалов национально-освободительное движение угнетенных ею народов. Восстание в. Греции в 1821 г. возглавила православная иерархия, его благословил архиепископ. Патраський -. Гермарман.

Следствием этих событий стало фактическое автономизация. Элладской епархий по. Константинопольского патриархата. После провозглашения. Греции независимым государством (1822) их самостоятельность укрепляется, а правос православия провозглашается"господствующей религией королевства греческого"Толи встал вопрос о статусе. Греческой церкви результате сложных политических перипетий в 1833 г она была провозглашена автокефальной, одна к при этом возбуждено существующие в церкви правила. В связи с этим. Элладская церковь на 17 лет была лишена возможности общаться с другими православными церквями, поскольку ни одна из них не признала ее а втокефалии. Ситуация нормализовалась лишь после. Поместного собора. Константинопольского патриархата 1850 г, который принял решение о предоставлении. Элладской церкви автокефалийеркві автокефалії.

Согласно. Конституции 1975 г.,. Элладская церковь отделена от государства. Она имеет 77 епархий, с 1922 г именуются митрополиями, а все правящие архиереи имеют титул митрополитов, ей принадлежит 7,5 тыс. с храмов и почти 200 монастырей. Территориальная юрисдикция распространена на полуостров. Пелопоннес и материковую. Грецию. Центр ее находится в. Афинах. Высший руководящий орган -. Священный синод в составе всех правящей чих архиереев,. Постоянный священный синод и. Генеральная церковная ассамблея, в которую входят делегаты епархий. Постоянный священный синод, который объединяет 12 членов, возглавляет глава церкви, который имеет титул. Архиепис копа. Афинского и всей. Элладыї. Еллади.

Церковные кадры готовят на специальных факультетах. Афинского и. Фессалоникийский университетов, а также в семи богословских институтах и??восьми семинариях. Церковь выпускает немало изданий. Официальный орган синода - журнал"Екклесия"Входит во. Всемирную. Совета. Церкї. Ради. Церков.

В Украине есть два течения греческого православия -. Греческая православная церковь (2 общины) и. Истинно православная церковь. Греции (1 община)

Албанский православная церковь. Первые упоминания о христианстве в. Албании относится к III в. Однако утверждение христианства и формирование здесь церковных структур происходили медленно. Первая епископская ка дра была основана лишь в X в, позже она была преобразована в митрополию, имея в своем составе несколько епархий. С IV в ее общины находились под юрисдикцией. Болгарской православной церкви, а с друг й половины XVIII в - под управлением. Константинопольского патриарха. Только после получения. Албанией независимости в 1932 г церковь была провозглашена автокефальнойкефальною.

Долгое время вследствие провозглашения бывшего руководства. Албании"атеистическим государством"церковь существовала в подавленном состоянии. Запрет ее деятельности не была снята и в последние годы XX века. С демократизация ациею албанского общества начали возрождаться церковные структуры. Заметную роль в этом играет. Албанский епархия, которая находится в составе. Автокефальной. Православной. Церкви в. Америкекви в. Америці.

Польская православная церковь. Массовое распространение христианства в. Польше началось в 966 г и связано с именем князя. Мешко (Мечислава). Крещение. Польши по латинскому обряду вызвало противостояние между католи ицизмом и православие"ям.

В XII в в городах. Холме и. Перемышле, принадлежавшие тогда к. Галицко-Волынского княжества киевской. Руси, был основан православные епархии, а в 1840 г -. Варшавскую епархию. Первое провозглашения. Автоком ефалии православной церкви в. Польше (1921 г) мало политические причины и не было признано. Русской православной церковью, под юрисдикцией которой находилось православное население. Польши. Только в 948 г ей было на дано автокефалию, которую признали другие православные церкви. Современная. Польская православная церковь насчитывает 5 епархий, 21 благочиния и более 200 приходов, имеет три монастыря, 311 храмов и часовенкаплиць.

Церковные кадры готовят. Христианская богословская академия - высшее межконфессиональный учебное заведение и духовная семинария. Печатные издания - журнал"Ведомости. Автокефальной. Православной церкви", который является является официальным органом, и газета"Тыгодник. Подлески"Возглавляет церковь архиерей, имеющий титул. Митрополита. Варшавского и всей. Польши. Его резиденция находится в. Варшавея знаходиться у. Варшаві.

Православная церковь. Чехии и. Словакии. Возникновение православия на территории современных. Чехии и. Словакии связано с деятельностью просветителей. Кирилла и. Мефодия. Массовое крещение народов. Великой. Моравии нач чалось в 863 г. Впоследствии эти земли стали ареной противоборства между католицизмом и православием. В начале 20-х годов XX века здесь была образована. Чехо-Словацкая. Православная. Церковь пол юрисдикцией. Сербской церквей и. В годы. Второй мировой войны фашисты разгромили ее. Причиной была активная поддержка церковью антифашистского движениего руху.

В послевоенное время началось восстановление церковных структур и их полноценной деятельности. Сначала была создана экзархат, а в 1951 г провозглашена автокефалия. Чехословацкой православной церкви. В наше ча ас церковь насчитывает более 150 тыс верующих, до 250 приходов, объединенных в 4 епархии. Возглавляет церковь митрополит, которого избирает. Собор. Он титул. Блаженнейшего. Митрополита. Пражского и всей. Чехии и. Словачч ини. При нем действует синод и. Митрополитская совет. Официальный орган - журнал"Голос православия"Резиденция митрополита находится в. Прагезнаходиться в. Празі.

Автокефальная православная церковь в. Америке. В. США проживает до двух миллионов православных, находящихся под юрисдикцией. Константинопольского,. Антиохийского,. Румынского и. Московского патриархатов в. Существует также. Румынский епархия, Украинская автокефальная православная церковь,. Русская зарубежная православная церковь и другие церковные структуры, не признают над собой превосходства соответствующих патриархиів.

Распространение православия на севере американского континента связано с именами. Валаамских монахов, прибывших на о. Кадьяк в 1794 г. Один из них - старец. Герман, отдал миссионерству сорок рок ков своей жизни, почитается как святой. Герман. Аляскинскийий.

Первая епархия на землях. Америки была основана 1840 г. Ее развитие связано с именем епископа. Камчатского,. Курильского и. Алеутского. Иннокентия, будущего митрополита. Московского. После продажи. Рус сиею. Аляски (1867) оба государства признали юрисдикцию. Русской православной церкви (РПЦ) над местными приходами и церковными учреждениями. Первые православные приходы на территории. США возникли в 60-е годы XIX в. Укрепление православия связано с миграцией населения из европейской части. Российской империи. В 1898-1907 гг. Американскую епархию возглавлял будущий. Московский патриарх. Тихон. Уже тогда встал в вопрос о значительном расширении ее автономиитономії.

После 1917 г православные церковные структуры в. Америке стали предметом споров между. РПЦ и. Вселенским патриархом. Мелентия IV, который пытался подчинить себе все православные церкви диаспоры. Однако обя дно с решениями всеамериканского собора в. Детройте (1924) на основе прежней американской епархии был создан. Временный митрополичий окрууг.

В 30-е годы XX века в. США формируются. Американская епархия. Зарубежной церкви и экзархат. Московской патриархии, находящийся под духовной опекой. РПЦ. Впоследствии, уже по политическим мотивам, было образовано трет ю церковную юрисдикцию, также подчиненную. РПЦ. В годы. Второй мировой войны наметились возможности для объединения этих трех центров, однако. Зарубежная церковь не пошла на это. Возрожденная. Американская митр ополия сразу поставила вопрос об автокефалии, которую получила от. РПЦ в 1970 г.. Это создало угрозу поглощения ею других православных юрисдикций, а затем привело к непризнанию предоставленной автокефалии зац икавленимы православными церквамквами.

Сейчас автокефальная православная церковь в. Америке имеет более 500 приходов, 11 епископов и 550 священников, подготовку которых ведут две духовные семинарии и академия. Глава церкви носит титул. Блаженнейшего. Архи епископов. Нью-Йоркского,. Митрополита всей. Америки и. Канады. Его резиденция - в. Нью-Йорке. Официальный орган - газета"Православная. Церковь. Церква".

Русская православная церковь. Она является крупнейшей среди современных поместных православных церквей. В диптихе (традиционном списке церквей) занимает пятое место. Началом истории считает введение християнс ства в. Киевской. Руси в конце X в. Однако на то время действовала. Киевская митрополия, которая находилась в формальной зависимости от. Константинопольской церкви. Северо-восточные территории. Киевской. Руси были хр истиянизовани значительно позднеезніше.

Перенос церковного центра из. Киева сначала во. Владимир-на-Клязьме (1299), а затем в. Москву (1325) было связано с упадком. Киева результате монголо-татарского нашествия и укреплением. Московско й государства. В 1354 г. Константинопольский патриарх дал согласие на перенос центра. Киевской митрополии, но при условии, что. Киев останется"первым ее престолом и первой кафедройфедрою".

результате борьбы между. Московской и. Литовской государствами в 1458 г произошло разделение. Киевской митрополии на. Литовскую (Киевскую) и. Московскую. Все это время, вплоть до конца пребывания на кафедре митрополита. Ионы, поставленного в 1448 г без согласия. Константинополя, московские митрополиты носили титул"Киевского и всея. Руси"Только преемник. Ионы митрополит. Феодосий стал именоваться"Московским и всея. Руси"Именно 1448 г считают началом автокефалии. Московской митрополии. Но митрополитов на. Киевскую кафедру продолжал назначать. Константинополь. Московская и. Киевская митрополии развивались независимо от на от одной до конца XVII са від одної до кінця XVII ст.

С укреплением. Московского государства, особенно при. Иване. Грозном, начались ее претензии на особое место в православном мире, в связи с чем было выдвинуто доктрину о. Москве как третьем. Риме. В 80-е ро оки XVI в светская власть предприняла несколько попыток утвердить в. Москве патриаршую кафедру. Этой цели она достигла в 15899 р.

После политического подчинения украинских земель. России. Московский патриархат поглотил. Киевскую митрополию, которая постепенно стала рядовой епархией. РПЦ

С 1921 г украинского православия существует как экзархат. Московского патриархата. Параллельно действуют и православные церковные структуры национального направления, наиболее влиятельной среди которых была украинская. Авток кефальна православная церковь. Современное национально-религиозное пробуждение в православной среде Украины заставило. Московскую патриархию предоставить православным структурам определенную самостоятельность. В официальной декабря амоти московского патриарха, переданном синода. УПЦ 28 октября 1990 г, говорилось, что быть. УПЦ"независимой и самостоятельной в своем управлении"Это давало право. УПЦ самостоятельно решать кадровые, финансовые хозяйственные вопросы, создавать епархии. Однако глава церкви -. Митрополит. Киевский и всея Украины должен избираться украинским епископатом, а. Московский патриарх лишь благословляет йогблагословляє його.

Будучи независимой в управлении. УПЦ обратилась к священноначалию. РПЦ с просьбой предоставить ей полной канонической независимости - автокефалии. Однако, как известно, архиерейский собор. РПЦ отказал. УПЦ в ее пытается. Анне получить полную самостоятельность. При этом. РПЦ постоянно демонстрирует стремление удержать. УПЦ в сфере своего влияниеиву.

Возглавляет. Русскую православную церковь патриарх, который имеет титул. Патриарха. Московского и всея. Руси. При нем действует. Священный синод. Предстоятель. УПЦ является постоянным членом. Священного синода. РПЦ. Административный у устройстве церкви включает в себя четыре ступени: приход, благочиния, епархия, патриархия. Исключением является лишь. УПЦ и. Белорусский экзархат. Зарубежные епархии, отдельные благочиния и приходы, начиная с 1990 г, также подчинены патриархии. Церковь имеет трехступенчатую систему духовного образования приходские училища, семинарии и академии. Местонахождение центральных руководящих органов. РПЦ -. Святоданилив монастырь в. Москве. РПЦ является членом. Всемирного. Совета. Церкди. Церков.

В заглавие книги архимандрита Леонида не вынесено слово «Путеводитель», хотя сам он и называет свой труд именно так. Это объясняется тем, что книга уже в момент издания выходила далеко за рамки своего внешне утилитарного назначения. Сегодня «Старый Иерусалим и его окрестности» востребован археологами, литургистами, искусствоведами, историками, всеми интересующимися историей Иерусалима и Святых мест. Созданная как авторский научный продукт книга архимандрита Леонида стала в наши дни самостоятельным источником и прекрасным «Путеводителем» для изучения русского паломничества, истории, культуры, религии, топографии и быта Иерусалима 50-х годов XIX века.

Греческая патриархия в Иерусалиме

Место древних патриарших палат. – Права греков на владение святыми местами. – Нынешние здания Патриархии. – Пять церквей внутри ее. – Кельи. – Патриарший Синодик. – Патриарший дом. – Должностные лица. – Библиотека. – Нравы и степень образованности обитателей Патриархии.

Греческая Патриархия, или патриарший монастырь Свв. равноапостольных царей Константина и Елены, по местному преданию, занимает ныне место Никодимова вертограда. Православные Патриархи, как законные блюстители главной иерусалимской святыни, созданной равноапостольными царями восточной империи Константином Великим и матерью его Еленою, – первоначально (до времен завладения Иерусалима крестоносцами) жили близ самого храма. Древнейший наш паломник-писатель игумен Даниил, описывая греческую церковь Воскресения Господня, говорит: «суть же у нея палаты пространны, и в тех палатах живет горе Патриарх». Когда же Православный Патриарх вынужден был при нашествии крестоносцев, от их насилий, тысячекратно горших мусульманского ига, удалиться в константинопольские пределы, – тогда горние палаты его были заняты Патриархом Латинским, назначенным Папою… Впоследствии же, когда Божьим Промыслом, положен конец владычеству крестоносцев в Палестине, а с тем вместе кончилось и властолюбивое и себялюбивое обладание иерусалимскою святынею латинского духовенства, завоеватель Иерусалима Саладин (по свидетельству восточных писателей) возвратил храм Гроба Господня его законным владетелям грекам и православным арабам; но древние патриаршие палаты, как и прочие здания, находившиеся во владении латинян, обратились в частную собственность завоевателей. Дом этот, называемый Хате, главный фасад которого выходит на улицу, ведущую от Судных врат вверх к латинскому монастырю, и до сих пор привлекает своею величественностью и носит на себе очевидную печать древности. Часть нижнего этажа его, поддержанная тяжелыми контрфорсами (с южной стороны), обращена в городские хлебные магазины, где ссыпают окрестные арабы десятину от всего засеваемого ими жита, испытывая как при сборе, так и сдаче множество притеснений, на которые нет суда на земле. Вверху над магазинами несколько пустых огромных зал, обитаемых дикими голубями, а далее в покоях, примыкающих к самому куполу Гроба Господня, обитает один из арабских эфенди (почетных местных жителей). Между куполами Гроба Господня и греческою церковью Воскресения втеснился один из его покоев, занимаемый гаремом. Еще в недавнее время из этого покоя был свободный выход на верхнюю террасу храма, но бывший наместник Патриарха митрополит Мисаил, усиленным ходатайством у местных турецких властей понудил заложить этот ход и теперь из покоев этих выходит на южную часть террасы, принадлежащую греческому монастырю, лишь несколько небольших окон. По городским слухам, владелец не прочь бы продать эту привлекательную для христиан собственность, но, понимая ее важное значение, просит неприступную цену; но более вероятно то, что турецкое правительство не позволит продать ее, зная, что это породит новые затруднения в религиозной распре.

Мне случилось быть в вышеупомянутой комнате, – она четвероугольная, продолговатая, с одним небольшим окном на юг, по турецкому обычаю уставлена вдоль стен диванами, которые служат ночью ложем для живущих в ней. Владелец дома во время нашего посещения без церемонии восхвалял свою гостеприимность, уподобляя себя в этой добродетели Аврааму, и говорил, что справедливость его слов может засвидетельствовать весь город. Сущность дела состоит в том, что он дает у себя приют магометанским хаджи, вознаграждая даровой прием нескольких бедных достаточным вознаграждением с богатых.

Дом этого эфенди с примыкающим к нему минаретом занимает место по правую сторону храма Гроба Господня (на северной). С другой же стороны храма (южной), близ гефсиманского подворья, есть другая мечеть, также с минаретом. Таким образом храм, заключающий в себе Гроб Господень и Голгофу, видится между двух мусульманских мечетей и минаретов: вид невольно напоминающий Распятого на Голгофе между двух разбойников. Предание говорит, что со временем, «когда исполнятся времена язык», владелец дома, занимающий в отношении к храму место креста благоразумного разбойника, обратится ко Христу, а мечеть, стоящая ошуюю храма (на месте Омарова намаза), пребудет до конца памятником ожесточения в виду вовек пребывающей истины.

Споры латинян о правах своих на святыни иерусалимские, споры, о которых невольно придется услышать нашим пришельцам во Сятой Град, побуждают нас коснуться слегка вопроса: на чем основывают греки права свои на владение Святыми местами?

Из истории иерусалимского храма мы видели, что ктиторы его были святые равноапостольные Константин и мать святая царица Елена. Латины не признают святым великого императора, не любя его за то, что он перенес свою столицу из Рима в Царьград, названный по его имени Константинополем. Вот первое и ничем неоспоримое право греков, как потомков древних византийцев, на владение Святыми местами, – оно, так сказать, право наследственное. Со времен Константина и до начала крестовых походов римляне постоянно являются в Иерусалиме как пришельцы, как гости, принимаемые настоящими хозяевами до разделения церквей братски, дружелюбно, а по разделении – терпимые лишь по необходимости. Крестовые походы, начавшиеся в исходе XI века, положили начало тому праву, которое упорно продолжают оспаривать латины у греков, – праву завоевания. В 1093 году, одушевясь восклицанием: «так хочет Бог», крестоносцы овладели Святым Градом и по вступлении в него первым их распоряжением было избрание своего Патриарха из римского клира. Законный Иерусалимский Патриарх Симеон принужден был удалиться и умер изгнанником в Каире; епископы греческие также были заменены латинскими, а законные пастыри были изгоняемы силою из своих епархий. Последующие за Симеоном Иерусалимские Патриархи, до изгнания крестоносцев из Иерусалима, имели пребывание в Царьграде.

Из православных обителей только одна лавра Св. Саввы, как позже наша Свято-Троицкая лавра, оставалась незыблемым оплотом православия, и игумен ее, как видно из сказания нашего первого паломника-писателя Даниила, по удалении из Святого Града Православных Патриархов и епископов, был единственным представителем православных при первых иерусалимских королях, начиная с Готфреда.

Историк крестовых походов Вильгельм епископ Тирский красноречиво описывает крайнее развращение нравов так называемых рыцарей креста, честолюбие и интриги высшего духовенства, ссоры Патриарха с рыцарями храма, – словом, все то, о чем уже никак нельзя было сказать: «так хочет Бог» – и действительно, «Бог отмщений не обинулся есть». Не прошло еще 100 лет со времени завоевания Иерусалима крестоносцами (88), он снова подпал под власть магометан: в 1167 году султан Саладин вступил в него, а крестоносцы вышли, предшествуемые Латинским Патриархом Ираклием со всем клиром, унося с собою церковную утварь Святого Гроба и сокровища, цену которых знал один Бог, как говорит араб-летописец. Христиане православного исповедания из греков и сириан вступили снова во владение Святыми местами и пользовались при Саладине гораздо большею свободою в отправлении богослужения, нежели при латинских королях, которые стесняли православных в угоду своему латинскому клиру.

Третий крестовый поход породил новые смуты: в 1204 году крестоносцы овладели Константинополем, взяв его приступом, и предали его огню и мечу. Святые храмы были расхищены; собор Софийский и другие храмы ограблены и некоторые обращены в конюшни; законный император с Патриархом удалились в Никею. Балдуин граф Фландрский, назначенный в императоры, венчан в Софийском храме новым Латинским Патриархом Фомою, венцом греческого императора, на царство византийское. После чего около полувека держалась латинская империя в Царьграде. Иерусалим также достался на время в руки крестоносцев и также немедленно был изгнан из него Православный Патриарх и водворился Латинский. Но владычество латин во Святом Граде продолжалось недолго, – Иерусалим вскоре снова был «предан на попрание языков» и с XIV века и доныне промыслом Божьим остается во владении неверных, «дондеже окончатся времена язык». Святой Град с этих пор лишь видел замену одного мусульманского владычества другим. Султаны мамелюкские утратили свою силу в междуусобии, продолжавшемся два с половиной века, и наконец царство их пало под ударами войска оттоманов, власть которых прочно утвердилась на обломках священной империи Константина. Первый завоеватель Сирии и Палестины из оттоманов султан Селим, посетив Святой Град и будучи встречен в воротах града Православным Патриархом Досифеем со всем духовенством, ласково беседовал со святителями и старцами иерусалимскими: он дал им от себя ахтинаме, или завет благоволения, который определил, чтобы все обители и церкви были во власти Патриарха, и он бы первенствовал во всех духовных обрядах над прочими исповеданиями, а все духовенство было бы изъято от поголовной подати – харач. Это подтверждается и свидетельством латинского современного паломника кармелита Николы Гюена, посетившего Святой Град в 1487 году. Он говорит, что греки и в то время были многочисленны в Святом Граде и владели, как и ныне, пещерою Святого Гроба, соборным храмом и многими другими святынями. Братство же латинян состояло всего из 24 иноков, которые жили тогда в своем монастыре на Сионе. Хотя сын Селима султан Солиман и подтвердил Православному Патриарху Досифею и духовенству благоприятные указы отца своего, но по свидетельству историка Святого Града Патриарха Досифея, духовенство православное со времени падения Царьграда (в 1453 году) находилось в бедственном положении. Самые Патриархи и епископы избирались тогда из туземных арабов, которые по своей неопытности в делах и крайнему необразованию привели церковь палестинскую в совершенный упадок. Бедность доходила до такой степени, что богослужение совершалось в полотняных ризах, с железными трикириями и медными сосудами, и сановники церковные должны были питаться трудами рук своих. К этому-то времени и относится уступка многочисленных обителей, принадлежавших православным, в руки иноверцев, и вторжение сих последних внутрь заветных православных святилищ путем подкупов корыстолюбивых турецких властей – вот вторая опора того права, на которое ныне опираются в своих притязаниях латины и армяне. Красноречиво описывая этот период, автор истории Иерусалима говорит о тогдашнем состоянии православного общества в Иерусалиме так: «Местные арабы, завидуя грекам, опасались, чтобы они не овладели исключительно Святыми местами, и пользуясь их упадком, после того, как прекратилось для них покровительство императоров византийских, строго наблюдали, чтобы никто из греков не был посвящен не только в Патриархи, но даже в епископы. Такое положение продолжалось около ста лет, до святительства Германа, уроженца морейского. Изучив в совершенстве язык арабский в Египте, он принят был диаконом в монастырь патриарший, где его почли сперва за природного араба, а потом, по необычайным дарованиям, избрали единодушно на кафедру Святого Града, преемником Патриарха Дорофея. Герман начал опять мало-помалу посвящать епископов из греков в течение долгого своего святительства и со смертью последнего члена синода иерусалимского из местных арабов, постановил за правило, чтобы и впредь не смели посвящать в епископы иерусалимского престола кого-либо из арабов. Правило сие соблюдается с тех пор с такою строгостью, что и поныне не только епископы, но даже все иеромонахи и иеродиаконы родом греки; местным жителям Сирии не вверяется никакая хозяйственная должность по монастырям палестинским. Для укрепления сего правила Герман постановил также, чтобы наследство духовенства греческого в Иерусалиме всегда оставалось Святому Гробу (то есть не переходило к родным). С избранием Германа, единоплеменные ему греки стали опять посещать во множестве Святые места и обогащать их своими приношениями; он сам ходил в Константинополь и другие места за сбором милостыни, посещал часто и заиорданские области, принадлежавшие его пастве, ибо туда, а именно в укрепленный город Карак, укрылась большая и богатейшая часть православных жителей иерусалимских, в правление мамелюков».

Описание:

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других.

Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407).

Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь.

Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула).

Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й , избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года.

Односторонние действия Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами.

В октябре 2018 г. в результате антиканонической деятельности Константинопольской Церкви на Украине Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом (подробнее о действиях Константинопольского Патриархата на Украине см. ниже).

Епархии Константинопольского Патриархата (по материалам сайта Православие.ru)

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения.

Архиерейские кафедры в Турции

  • Константинопольская архиепископия
  • Халкидонская епархия
  • Епархия Имвра и Тенеда
  • Епархия Принкипонниса
  • Епархия Деркии

Архиерейские кафедры и Патриаршие учреждения за пределами Турции

Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850 г. получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Элладской Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:

1. Церкви так называемых новых территорий, вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале XX века. Они, по сути, имеют двойное подчинение — Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 г. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви.

К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии: Кассандрийская, Фессалоникийская, Драмская, Сидирокастрийская, Ланкадасская, Полианийская, Сисанийская, Филиппская, Неокринская, Неапольская, Зинхийская, Маронийская, Александрупольская, Парамифийская, Яннинская, Гревенская, Хиосская, Никопольская, Иериссосская, Серрская, Мифимнская, Елевферупольская, Эдесская, Китрская, Дидимотихская, Митилинская, Лимнская, Гуменисская, Верийская, Дриинупольская, Ксанфская, Елассонская, Самосская, Касторийская, Сервийская, Флоринская.

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родо; Кос; Лерос, Калимнос и Астипалеи; Карпафос и Касос.

3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви.

Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: митрополия Гортины и Аркадии, митрополия Рефимны и Авлопотама, митрополия Кидонии и Апокорона, митрополия Ламбы и Сфакии, митрополия Иерапитны и Ситии, митрополия Петры, митрополия Кисама и Селина. На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит».

4. Патмосская экзархия

Входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года было дано Откровение. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 г. св. Макарием Калогерасом.

5. Святая Гора Афон

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии

1. Американская архиепископия

Самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 г., хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в 60-е гг. XIX века. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского Патриархата. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская, Сан-Францисская, Питсбургская, Бостонская, Денверская, Атлантская, Детройтская.

2. Австралийская архиепископия

Как и в случае других частей Константинопольского Патриархата, Австралийская архиепископия была основана с целью духовного окормления греческих общин, образовавшихся на этом материке вследствие переселения сюда православных греков из Малой Азии и других регионов бывшей Османской империи. В 1924 г. с этой целью была основана митрополия Австралии и Новой Зеландии. В 1959 г. митрополия была переведена в статус архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как архиепископия может включать в себя несколько митрополий.

В 1970 г. Новая Зеландия была выведена из юрисдикции Австралийской архиепископии и получила свою митрополию. Кафедрой Австралийской архиепископии является Сидней.

3. Фиатирская архиепископия

Включает в себя Великобританию, Ирландскую Республику, а также Мальту. Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы. До 1837 г. греческая община Лондона окормлялась при русской посольской церкви. Затем ей было позволено построить свой храм, который стал началом греческой епархии, которая как Фиатирская митрополия была учреждена в 1922 г. В 1954 г. она получила статус архиепископии. Затем, в 1962 г., она утратила этот статус, будучи разделена на четыре митрополии. В 1968 г. ей вновь было возвращено положение архиепископии.

4. Митрополия Франции

В нее кроме Франции входят Испания, Португалия и Канарские острова. Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Париже.

5. Митрополия Германии

Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Бонне. Ее юрисдикция распространяется на ФРГ. Германский митрополит является также экзархом Центральной Европы.

6. Митрополия Австрии

Была основана в 1963 г. и признана государством в 1967-м. Включает в себя приходы Австрии и Венгрии. Митрополит Австрии является также экзархом Средней Европы.

7. Митрополия Бельгии

Основана в 1969 г. и признана государством в 1985-м. Кроме Бельгии, включает в себя также Голландию и Люксембург. Кафедра находится в Брюсселе.

В Брюсселе функционирует представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Совете.

8. Митрополия Швеции и всей Скандинавии

Основана в 1969 г., включает Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.

9. Митрополия Новой Зеландии

Основана в 1970 г. Ее кафедра находится в Веллингтоне. В состав Новозеландской митрополии входит также экзархия Константинопольского Патриархата в Южной Корее.

10. Митрополия Швейцарии

Основана в 1982 г., включает в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при Патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому Патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей.

11. Митрополия Италии

Община греков в Италии появилась еще в 1498 г., после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия была учреждена лишь в 1991 г., а в 1998 г. признана итальянскими властями. Кафедра находится в Венеции. Митрополит является также экзархом Южной Европы, занимает митрополит Геннадий.

12. Митрополия Торонто

До 1996 г. была частью Американской архиепископии, в 1996-м же стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Кафедра митрополии расположена в Торонто.

13. Митрополия Буэнос-Айреса

Основана в 1996 г. Ранее была частью Американской архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе.

14. Митрополия Панамы

Изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996-м стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую Республику и Ямайку. Центр митрополии находится в Мехико, Мексика.

15. Митрополия Гонконга

Образована в 1996 г. Митрополит является также экзархом Юго-Восточной Азии.

В митрополию входят экзархии: Индии (с центром в Калькутте), Индонезии, Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде.

16. Украинские приходы Константинопольского Патриархата

Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия.

17. Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе

Эти приходы по большей части составляли ту часть Русской Православной Церкви, которая перешла вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского Патриарха. В состав экзархата входит Православный Свято-Сергиевский богословский институт.

Антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине

7 сентября 2018 г. было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве.

Данное решение было принято без согласования со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и .

Реакцией на антиканонические действия Константинопольского Патриархата стали заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 и от 14 сентября. В заявлении от 14 сентября, в частности, : «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».

Проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению «украинского вопроса» Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке решения: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Сообщение об этих решениях было опубликовано Константинопольской Патриархией 11 октября.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября, было принято в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Члены Священного Синода дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

В заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Священный Синод Русской Православной Церкви также призывал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

15 декабря Киеве на территории Национального заповедника «София Киевская» под председательством иерарха Константинопольского Патриархата митрополита Галльского Эммануила так называемый объединительный собор, на котором было заявлено о создании новой церковной организации под названием «Православная Церковь Украины», возникшей вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Материалы об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата на Украине публикуются на

Страна: Турция Город: Стамбул Адрес: Rum Patrikliği, 342 20 Fener-Haliç, Istanbul, Turkey Телефон: +90 212 5319670 - 6 Web-сайт: www.ec-patr.org E-mail: [email protected] Предстоятель:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»