Русский синодальный перевод. Библия онлайн Послание к коринфянам глава 10

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

2. и все крестились в Моисея в облаке и в море;

3. и все ели одну и ту же духовную пищу;

4. и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

13. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20. Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

23. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

24. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

25. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

26. ибо Господня земля, и что наполняет ее.

27. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

29. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

32. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

33. так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

В русском переводе данных текстов пропущено слово «ибо», Павел пишет: «Поэтому не хочу оставить вас, братия, в неведении…», связывая этот текст с предыдущей главой. Итак, читаем с 1 текста: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея [слово «креститься» в греческом языке означает «погрузиться куда-либо», здесь идет речь не о религиозном действии «крещения в Моисея», а о бытовом значении этого слова] в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня [в оригинале: «сопровождающего их камня»]; камень же был Христос» (1Кор.10:1-4).

Павел перечисляет: все были под облаком, все прошли сквозь море, все были плечом к плечу, очень близко, с Моисеем, все пили одно и то же духовное питие (поскольку питие исходило от Бога). И далее говорит: «Смотрите, наши отцы были видимым образом Богом избавлены, видимым образом проведены через Чермное море, они все время находились в непосредственном общении с Моисеем, через которого Господь дал народу Закон. Отцы наши получали воду из скалы, хлеб получали с неба» . Павел говорит, что этой скалой, этим камнем был Иисус Христос. Это Он вывел народ из Египетского плена, Он давал хлеб с неба, Он давал воду, Он дал Закон и т.д.

В Священном Писании многократно встречается упоминание о том, что Господь - наша скала или, говоря старорусским языком, твердыня: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (Пс.94:1) ; «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс.88:27) и т.д. Этот эпитет очень часто используется именно в Псалмах. Назвать Господа камнем, из которого все пьют, то есть источником всех благ и благословений для иудеев того времени было вполне естественным, новым было то, что этим камнем, твердыней, является Христос.

В первых четырех текстах исследуемой главы автор показывает благословения народа Божьего в их видимой жизни, но с пятого текста говорит о том, что наличие благословений ничего не дало избранному народу. И предостережение это актуально и сегодня. Современные католики, например, говорят о том, что у них есть папа Римский и множество храмов. Протестанты ссылаются на свои академии, богословские учебные заведения, православные говорят о заступничестве великого множества святых, чьи мощи бережно хранят, о чудотворных иконах и великих святынях…

Однако Священное Писание свидетельствует о том, что все перечисленное не в состоянии помочь. Вспомним слова, записанные в книге пророка Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет» (Иез.18:20-28) . Другими словами, нельзя никогда опираться на внешнюю атрибутику и то, что было в прошлом. Очень хорошо об этом сказал ныне покойный митрополит Антоний Сурожский, руководитель православной церкви в Лондоне, миссионер и духовный человек: «Только тогда вера отцов может принести вам пользу, когда эта вера отцов станет вашей личной верой».

Итак, перечислив благословения, Павел продолжает: «Но не о многих из них благоволил Бог [многие из них не вызвали у Бога радости], ибо они поражены были в пустыне» (1Кор.10:5) . Другими словами, Бог сделал все для Своего народа, но большинство людей вызвали не радость у Господа, а огорчение. Апостол говорит, что, несмотря на перечисленные выше преимущества, все эти люди погибли в пустыне. Этот факт говорит о том, что сами по себе Божьи благословения не являются гарантией жизни.

Далее: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы [«похоть» - сильное желание]» (1Кор.10:6) . Павел говорит, что в этом пример для нас, чтобы мы сегодня, имея массу преимуществ (Иисуса Христа, Новый Завет, Евангелие Божье, свидетельства Господней любви…), не думали: «как же при таком багаже мы останемся нищими?» В этом пример, чтобы мы не хотели зла, как хотели иудеи в пустыне. В книге Откровение мы читаем такие слова: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:14-19) .

В чем же заключалось зло, о котором говорит автор исследуемой главы? Об этом читаем дальше: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть [слово «играть» в контексте описываемых событий, по мнению некоторых исследователей, означает «устроить сексуальную оргию»; речь здесь идет о золотом тельце (Исх.32) ]. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи [спустя некоторое время после выхода из Египта народ стал брать в жены моавитянок, принимая их богов, как своих (Чис.25:1-9)]. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя [народ Божий, ропща на Бога, говорил о манне, сходившей с неба: «Нам опротивела эта негодная пища». Когда, вместо верности Богу, люди стали осуждать Его действия, не замечая благ, исходящих от Него, а только кидая упреки, это плачевно закончилось (Чис.21:4-9)].

Далее Павел подводит итог сказанному: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:7-13) . Апостол предостерегает каждого из нас, чтобы мы не уповали на духовные опыты, которые, возможно, были в прошлом. Чтобы мы замечали то, что Бог делает в нашей жизни и воздерживались от ропота. Ни один человек, не был свидетелем такой всеобъемлюще глобальной и явной заботы Господа о нем, заботы сверхъестественного характера, как то поколение иудеев, о котором повествует Священное Писание. И это обстоятельство не помешало людям роптать, бунтовать и, в конце концов, погибнуть.

Понимая этот пример, для нас важно сделать верный вывод для себя: ропот и недоверие Богу - это внутренний духовный нарыв, болезнь, которая будет развиваться, даже при наличии всего необходимого. Об этом предупреждает нас Апостол, но, в то же время, говорит: «не думайте, что те испытания, которые бывают в жизни, превышают ваши силы. Бог, по Своей великой любви не попустит человеку быть искушенным сверх сил» .

В этих словах заложен очень важный христианский принцип отношения к искушению. Важно помнить, что если мы падаем от искушения, то никак не потому, что оно было слишком большим. Борьба происходит ведь не в момент совершения того или иного греха, а в момент принятия решения этот грех совершить (или не совершать), в этом проявляется воля и стремление человека. По искушениям, в какой-то мере, можно оценивать Божье отношение к себе: насколько сильны искушения в вашей жизни, настолько Господь считает вас способными с этими искушениями справиться.

Далее Павел обращается к церкви: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает [помогает строить дом]» (1Кор.10:14-23). Здесь Апостол перечисляет Божии благословения, доступные Израилю времен Нового Завета и предупреждает церковь о том, что всего этого богатства можно лишиться. Затем, заканчивая тему идоложертвенного, Павел обращается к тем христианам, которые думают, что идол что-то значит, раскрывая в этих текстах суть идолопоклонства: при наличии какой-либо зачаточной веры в бесов (идолов), принимая посвященную пищу, как нечто священное, человек участвует в идолослужении.

Далее Апостол развивает мысль: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого [вспомните 8 главу Послания]. Все, что продается на торгу [оставшееся после оргии идоложертвенное мясо продавалось на рынках], ешьте без всякого исследования [выяснения его «предыстории»], для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных [язычников] позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования [выяснения его «предыстории»], для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор.10:24-29) . Возвращаясь к тематике 8 главы Послания, Павел призывает христиан не есть идоложертвенного мяса не ради себя, а ради совести того человека, который считает идолов чем-то значащим.

Читаем дальше: «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:30-31) . Апостол говорит: я думаю о тех людях, которым говорю что-то, о том, как влияют на них мои поступки. Делать что-либо во славу Божию, говоря языком Павла, означает: «когда вы что-то делаете, думайте о других людях, об их спасении». Сегодня реализовать этот принцип на практике можно, признав, что наш собеседник - другой. Ни правильный, ни неправильный, а уникальная самобытная личность, со своим характером. Ведь и в Царстве Божием каждый человек сохранит свою индивидуальность, только действие Духа Святого уберет всякое греховное проявление этой индивидуальности. Зная, что собеседник - человек вспыльчивый, не зажигайте его, это ваша ответственность. Если человек обидчив, с ним надо поступать более обходительно. Павел говорит: «если ближний мой преткнулся - это мой грех, моя ответственность».

Данная тема заканчивается в 11 главе, 1 тексте. Давайте прочитаем: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.10:32-33; 1Кор.11:1) . Сразу становится понятным, что действовать во славу Божию, значит не подавать соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией. Поскольку, если вы - христианин и живете Евангелием, то угождаете всем во всем, ища не своей пользы, а пользы многих, чтобы они спаслись. Подчеркну, целью является спасение людей, Апостол говорит: «я служу другим, чтобы их спасти».

Зачастую, мы стремимся не совершить грех пред Богом. И, вместе с тем, сколько было убито людей на протяжении истории, ради того, чтобы пред Господом не согрешить! И когда церкви дается власть, количество несправедливых смертей, увы, не уменьшается, а увеличивается. При этом верующие часто забывают о том, что отношения с Богом, наша духовность, дает производную в отношении к другим людям. Нельзя быть верным Господу и при этом калечить других людей словом, поведением, действием. Если вы пребываете с Богом, в вас будет любовь Божья, а это унижение Господа до уровня человека, чтобы его спасти.

Павел подражает Христу своим поведением и призывает нас к тому же. Подражание Христу не привело Павла ни к монашеству, ни к отшельничеству, ни к инквизиторским приемам, а привело к тому, что Апостол стал служить всем людям ради их спасения.

Выводы сегодня для нас:

Не будьте самоуверенны, уповая на какие-либо свои настоящие или мнимые преимущества.

Думайте о тех, кто рядом с вами, потому что вера в Евангелие, прежде всего, выразится в том, какое отношение мы имеем к людям, окружающим нас.

Пусть благословит Господь каждого из нас, чтобы мы могли Евангелие донести до окружающих, говоря на их языке. Давайте подражать Павлу, как он Христу, подстраиваться друг под друга и служить друг другу. Давайте не судить поведение друг друга, а думать о том, как не быть преткновением для другого человека, не оттолкнуть его от Бога. В этом суть Евангелия, которую выражает Апостол Павел.

Константин Чумаков

2 . И все крестились в Моисея в облаке и в море;

3 . И все ели одну и ту же духовную пищу; Исх. 16:14 , Пс. 77:24

4 . И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Исх. 17:6

5 . Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. Числ. 14:23 , Числ. 26:65

6 . А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Числ. 11:4

7 . Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». Исх. 32:6 , Пс. 105:19

8 . Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Числ. 25:1,9

9 . Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Числ. 21:6 , Пс. 105:14

10 . Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Числ. 14:36

11 . Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Рим. 15:4

12 . Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Рим. 11:20

13 . Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так - чтобы вы могли перенести. Евр. 12:4 , 2 Пет. 2:9

«Убегайте идолослужения».

14 . Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15 . Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. 1 Кор. 1:5

16 . Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Мат. 26:26 , Деян. 2:42,46

17 . Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Иоан. 6:33

18 . Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Лев. 7:15

19 . Что же я говорю? То ли, что идол есть что - нибудь, или идоложертвенное значит что - нибудь? 1 Кор. 8:4

20 . Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Втор. 32:17

21 . Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 2 Кор. 6:15

22 . Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Об идоложертвенном; не искать своей пользы.

23 . Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. 1 Кор. 6:12

24 . Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Рим. 15:2

25 . Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

26 . Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Втор. 10:14 , Пс. 23:1

27 . Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, - то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28 . Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Пс. 23:1

29 . Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30 . Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Рим. 14:6

31 . Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Кол. 3:17

32 . Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

33 . Так - как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Рим. 15:2

Пример Израильтян (1–11). Почему христианам нельзя участвовать в языческих жертвенных трапезах (12–22). Правила для тех, кто вкушает идоложертвенные яства (23–33)

1Кор.10:1-11. В пример того, что можно при небрежности о собственном спасении, потерять его Ап. представляет древних Израильтян, вышедших с Моисеем из Египта. Этот народ видел многочисленные чудеса – эти знамения милости Божией к нему, – и, однако, весь погиб в пустыне, потому что ему не доставало способности к самоотречению. Такая же судьба предстоит и коринфским христианам, если они будут поступать как эти погибшие Израильтяне.

1Кор.10:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

«Не хочу оставит вас, братия, в неведении». Коринфские христиане, конечно, знали историю изведения евреев из Египта, но не имели достаточно ясного представления о значении событий, соединенных с этим изведением. – «Отцы наши». Ап. говорит не как иудей. Он видит в христианской Церкви как бы высшую ступень развития ветхозаветной Церкви, и для него отцы иудейского народа суть вместе и отцы христиан. – «Были» (ῆσαν) – указывает на продолжительное состояние. – «Под облаком». Это выражение (под – υπό) дает мысль о защите Божией, символом которой служило облако, двигавшееся над ополчением Израильским (Исх.13 и сл.).

1Кор.10:2. и все крестились в Моисея в облаке и в море;

Переход евреев чрез Чермное море имел сам по себе символическое значение и, кроме того, прообразовал собою христианское крещение. Как крещаемый, погружаясь в воду, в то время как над ним произносится формула таинства, находит в этой воде, так сказать, опору для своего спасения, так и евреи, стоя под облаком и проходя чрез море, получили в этом видимое знамение божественного благоволения и спасения. Они теперь уходили из Египта, страны рабства и идолослужения, как христиане чрез крещение обособляются от прежней жизни во грехе и под осуждением Божиим. – «Крестились в Моисея». Евреи пошли в след за Моисеем с полною верою в него, соединились с ним самым тесным образом, именно так, как христиане в крещении соединяются всецело со Христом и становятся телом Его (Рим. VÏ3–5). – «В облаке и в море», т. е. чрез покрытие их облаком и чрез прохождение чрез Чермное море.

1Кор.10:3. и все ели одну и ту же духовную пищу;

1Кор.10:4. и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Евреи, можно сказать, не только приняли крещение, но и удостоились св. причащения. Как святая Евхаристия служит к укреплению в человеке духовной жизни, которая началась в нем с момента принятия крещения, так и евреи, по освобождении из египетского рабства, стали получать благодатные дары, необходимые для их сохранения. Именно они вкушали «духовную пищу», т. е. манну и пили «духовное питие», т. е. воду, которую им дважды источил из камня Моисей (Исх. 17:1-7 и Чис. 20:2-13). То и другое называется «духовным» по необычайности, чудесности своего происхождения (манна – с неба, вода – из камня). – «Все». Да, все евреи вкушали эти, чудесные дары Божии, а спаслись и дожили до вступления в обетованную землю только двое – Иисус Навин и Халев. – «Пили из духовного последующего камня». Чудесный характер вытекшей из камня воды объясняется тем, что самый камень имел «духовную» природу. Здесь слово «духовный», очевидно, указывает на существо камня. Камень, по природе, по существу своему, был такой, что мог творить такие чудесные действия, т. е. он был божественной природы, ибо творчество свойственно только Богу. Ясно, что Ап. здесь имеет в виду не каменную скалу, в которую Моисей, по повелению Божию, два раза ударил жезлом (Исх. 17и Чис. 20:11), а невидимую, духовную скалу, которая невидимо следовала («последующего») с евреями по пустыне Аравийской и была истинным источником воды. Это, как замечает сам Ап. тут же, «был Христос». Почему Ап. назвал Христа камнем или скалою? Собственно говоря, так неоднократно назван у Моисея Сам Иегова (Втор. 32:4, 15, 18; ср. Ис.17:10, 26:4). Но Ап. представлял себе и Христа предсуществовавшим от вечности (1Кор.8:6) Творцом мира – тем Ангелом Иеговы, который являлся неоднократно патриархам народа еврейского и вел евреев по пустыне (ср. Ис. LXIIÏ9). Источение воды из камня было только часть тех чудес, какие творил в пустыне Христос, невидимо шедший с народом еврейским. – Таким образом, внутреннее сродство Ветхого и Нового Завета основывается на том, что там и здесь один Глава – Христос. А следствие, какое из этого выводится, таково: Христос жил среди ветхозаветных Израильтян – и все-таки они погибли! Могут ли христиане после этого быть уверены, что и их не постигает такая же судьба, если они будут подражать евреям в неверии?!

1Кор.10:5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

Ср. Чис. 14:29.

1Кор.10:6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Теперь Ап. начинает выяснять, что великие благодеяния, какие получили от Бога коринфяне, не могут их обезопасить окончательно от суда Божия. – «А это», т. е. отвержение Израиля после стольких милостей Божиих. – «Были образы для нас». Случившееся с евреями предуказывало собою на то, что может случиться и с христианами, и Бог сообщил в Писании об этом, чтобы христиане старались избегать тех похотей, какие погубили некогда евреев, вышедших из Египта.

1Кор.10:7. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

1Кор.10:8. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

Ап. указывает на четыре примера грехопадений Израильского народа: два из них, о которых Ап. говорит в 7–8 ст., относятся к наслаждениям, которые были Богом воспрещены, а два последующие (ст. 9–10) – к ропоту, который был вызван в народе Израильском материальными лишениями во время путешествия в пустыне. – «Не будьте также». От похотей евреи перешли и к делу, когда Аарон создал им золотого тельца и в честь его устроил праздник. – «Играть» – правильнее: «плясать». – «Не станем блудодействовать». Этот грех был тесно связан с идолослужением. Ап. припоминает здесь тот случай, когда евреев, по совету Валаама, пригласили мадианитяне к празднеству в честь их бога, Ваал-Пеора, где евреи и впали в грех блудодеяния – «Двадцать три тысячи». По кн. Числ (Чис.25:9) – 24 тысячи. Может быть, предание иудейское намеренно отбавляло здесь одну тысячу, подобно тому, как то же предание говорило, что при Моисее преступнику давали не сорок, а 39 ударов (ср. 2Кор. 11:24).

1Кор.10:9. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

1Кор.10:10. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

Третьим грехом евреев был ропот на однообразие пищи, которую посылал им Бог в пустыне. – «Не станем искушать Христа». Этим ропотом евреи искушали Бога , т. е. побуждали Его проявить свою чудесную силу для удовлетворения их прихоти. Это был очень большой грех. Коринфяне также совершают этот грех тогда, когда ходят на праздники в языческие капища и вкушают там идоложертвенное мясо, как бы вызывая этим Христа к тому, чтобы Он своею силою устранил от них все вредоносное влияние идолослужения и этого мяса, принесенного в жертву идолам. – «Не ропщите». Четвертым грехом евреев был ропот их против Моисея и Аарона – по поводу внезапной смерти тех, которые возмутились на строгость суда Божия, покаравшего врагов Моисея и Аарона – Корея, Дофана и Авирона (Чис.16). Русский перевод относит этот ропот к возмущению народа по прибытии соглядатаев см. Чис.14:37, но выступление ангела «истребителя» указывает на внезапную казнь возроптавших, тогда как в последнем случае казнь не была совершена немедленно и внезапно, а объявлен был только приговор, который должен был быть исполнен в течение целых сорока лет. Приводя этот пример, Ап. очевидно имел в виду то недовольство, какое существовало против него в некоторой части коринфской христианской Церкви по поводу неодобрения, которое было высказано Апостолом по отношению к лицам, посещавшим языческие пиршества. Среди этих недовольных мог подняться даже вопрос о том, имеет ли Павел право делать из себя главу местной Церкви. В таком случае сходство у коринфян с Кореем, Дофаном и Авироном, восстававшими против прав Моисея и Аарона, было, конечно, большое.

1Кор.10:11. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Ап. не то хочет сказать, что этих событий в действительности не было. Нет, они происходили в действительности, но имели значение не только для евреев, а и для нас, христиан, – для нас даже большее, чем для евреев, потому что мы «достигли последних веков». Слово «века» (αιῶνες) означает все периоды жизни мира. «Последние века» (точнее: концы веков). История мессианского царства для Апостола состоит из двух периодов – период чисто духовного владычества Мессии и время Его славного царствования. «Концы веков» – это, конечно, окончание первого периода. Это время окончательного решения участи людей и поэтому то все предшествующие периоды как благодеяний, так и судов Божиих, имели значение только мимоходящее и подготовительное (прообразовательное). Когда окончится этот последний период, предшествующий открытию славного царства Христова, Ап. не указывает.

1Кор.10:12-22. Ап. теперь прилагает сказанное выше к духовному состоянию коринфян. Они должны избегать того, что может лишить их благодатного общения со Христом, – именно идолослужения. Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено. Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая – ставят человека под влияние демонов, – от которых произошло и самое идолослужение, – а этого и не хочет допустить Ап. Павел.

1Кор.10:12. Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

1Кор.10:13. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Коринфяне, считавшие себя твердыми в вере, должны не упускать из виду возможности впадения в грехи (ср. Рим. XIV:4). – «Вас постигло». Смысл этого места такой: «если бы вы пали, то не имели бы себе никакого извинения, потому что те искушения, какие вас до сих пор постигали, вовсе не были невыносимо-трудными; что же касается «будущих» искушений, то Бог может подать вам силу перенести их». Ап., очевидно, хочет выяснить коринфянам, что пока они борются с искушениями, посылаемыми Богом, до тех пор они не подвергаются опасности впасть в грех и отпасть от веры; когда же они сами, дерзновенно, бросаются в искушения, то они не могут быть уверены в победе над ними. – «Искушение» – см. Иак. 12:13. – «Человеческое» (ανθρώπινος). Это выражение лучше понимать как обозначение качества искушения: «соразмерное с человеческими силами».

1Кор.10:14. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

1Кор.10:15. Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.

Здесь – вывод из сказанного в предыдущем стихе. Берегитесь – говорит Ап., – чтобы вам не впасть в искушения, которые Бог вам не определил и которых вы, вероятно, не выдержите. – «Итак» – правильнее: «посему» (διόπερ), именно потому, что вы можете рассчитывать на помощь Божию только в тех искушениях, какие посылает Сам Бог, а не в других. – «Убегайте идолослужения» – правильнее: «бегите прочь от (από) идолослужения», т. е. бегите от всего, что имеет какое либо отношение к идолослужению и, конечно, прежде всего от жертвенных трапез в языческих капищах. Хотя эти трапезы и не были сами по себе идолослужением – христианин мог участвовать в них не веруя в идолов, – однако они граничили с идолослужением и могли вести к нему. – «Говорю вам как рассудительным». Коринфяне гордились своей мудростью, и Ап. теперь взывает к этой мудрости. – «Что говорю». Этим Ап. указывает на следующие далее свои рассуждения (ст. 16–22).

1Кор.10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

1Кор.10:17. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Таинство Евхаристии соответствует пиру, каким в Ветхом Завете заключалась жертва мира или спасения. По принесении этой жертвы, приносивший ее обедал с своею семьею при скинии и приглашал к этому обеду священника, закалавшего жертву, оставшиеся части которой съедались за этим обедом. Это было знаком примирения, которое снова утверждалось между Иеговою и человеком – грешником. Точно также в таинстве Евхаристии, которое есть бескровная жертва , через вкушение тела и крови Христовой верующий входил в теснейшее общение со Христом, принимал в себя Христа. – «Чаша благословения». Так называлась у евреев чаша, которую во время пасхальной вечери отец семейства благословлял, читая особую благодарственную молитву Богу за Его благодеяния всей вселенной и народу Израильскому. Христос во время совершения пасхи пред страданиями Своими также благословил эту чашу – третью по счету, – но произнес при этом, вероятно, уже новую благодарственную молитву, относившуюся к совершенному Им искуплению людей. Таким образом первую половину 16-го стиха можно передать так: «чаша, над которою Господь произнес благодарственную молитву, повторяемую нами всякий раз при совершении Евхаристии».

«Не есть ли приобщение Крови Христовой?» В таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственно пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Кальвинисты спрашивают: какая это кровь – принадлежит ли она телу Христову еще не прославленному или уже прославленному? Более естественный ответ на этот вопрос был бы такой: это та кровь, которую Христос пролил для спасения людей, след., кровь Его еще не прославленного организма(Злат.). Но кальвинисты возражают: а как же Господь преподал эту кровь Апостолам на вечери, прежде чем она была пролита в действительности? Отвечаем: жертва Христова уже была принесена Им в Его решении , что и сделало возможным предложение Апостолам Его истинной крови. – «Хлеб, который преломляем». Хотя и хлеб также был благословлен Господом (Мф. 26:26), однако Ап., чтобы не повторяться в выражениях, упоминает только об одном преломлении его. – Ап. сначала упоминает о крови, а потом о теле Христовом потому, что кровь собственно составляла самую существенную часть жертвоприношения (ср. Рим. 3:25). – «Один хлеб». Из общения верующих со Христом Ап. выводит мысль об общении их друг с другом. Смысл 17-го ст. такой: «так как (ότι – по слав. «яко») только один хлеб есть у нас, то мы, хотя нас и много, образуем из себя единое тело, ибо все причащаемся от одного и того же хлеба». Союз, какой связывает христиан с их общим Главою, связывает их и между собою как членов единого тела. – «Одно тело», т. е. Церковь.

1Кор.10:18. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

Сказавши об Евхаристии и ее значении для верующих, Ап. говорит о значении жертв, какие вкушали Израильтяне при алтаре. – «Израиля по плоти». Это показывает, что истинными чадами Израиля Ап. считал христиан, которые были действительно близки Израилю или Иакову по духу . – «Участники жертвенника». Израильтяне посредством жертвы вступали в общение только с алтарем, принимались снова в теократическое общество, из которого их удаляла на время нечистота греха, а мы, христиане, делаемся причастниками не жертвенника, а Самого Христа (Злат.).

1Кор.10:19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

1Кор.10:20. Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Обращаясь теперь к языческим жертвам, Ап. и здесь находит ясно выраженную идею общения человека с божеством, на этот раз уже ложным. Но как допустить это общение, если самые эти божества не существуют в действительности, если нет ни Аполлона, ни Венеры, ни Марса? Может ли иметь какое либо значение и вкушение мяса, принесенного этим мнимым божествам? Нет, конечно, – отвечает Апостол, – идольских божеств – нет, но зато существуют стоящие за этими идолами злые, бесовские силы, которым удалось так ослепить умы людей, что те стали считать идолов за действительные существа, на самом же деле преклонялись пред бесами. – «Бесам» (δαιμονίοις). Слово δαιμόνιον имеет в Новом Завете совершенно иное значение, чем у классических писателей. Последние считали его подобозначащим выражению θεῖον нечто божественное, и Платон говорил, что демон есть посредник между Божеством и смертными (нечто в роде доброго ангела). В переводе LXX это слово означает уже падшего ангела (ср. Втор. 32:17; Ис. 65:11), беса, и в этом значении оно употребляется и в Новом Завете. Впрочем, Ап. вовсе не говорит, чтобы за каждым идольским божеством стоял особенный бес: он хочет сказать только, что все идолослужение вообще обязано своим происхождением бесам.

1Кор.10:21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

1Кор.10:22. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

«Не можете». Ап. говорит здесь с принципиальной точки зрения: «является нравственно невозможным, чтобы они участвовали в одно время в двух столь противоположных культах – это значило бы, что вы противоречите сами себе!» – «Чашу бесовскую». За языческой трапезой в праздники совершались возлияния из чаш в честь разных богов. Первая чаша с вином была посвящаема Юпитеру, вторая – Юпитеру и нимфам и третья – Юпитеру Спасителю (Salvator). Кто испивал из этих трех чаш, которыми обносили всех гостей, тот, очевидно совершал служение идолам и вместе с ними ставил себя под влияние бесов. – «Раздражать» – точнее: «возбуждать ревность» (παραζηλοῦν). Господь мыслится здесь как супруг, который пылает ревностью по поводу неверности своей супруги. – Под «Господом» здесь, как и в других местах этого послания Ап. Павла (ср. 4, 9 и 21) лучше разуметь Христа.

1Кор.10:23-33. Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но – прибавляет он – вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо – идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением.

1Кор.10:23. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

Ап. повторяет правило, высказанное им в 1Кор.6:12, но прилагает его к другому случаю. – «Полезно». Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. – «Назидает», – т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего.

1Кор.10:24. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: «назидает». Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.

1Кор.10:25. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

1Кор.10:26. ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.

«Для спокойствия совести» – правильнее: по совести (διά τήν συνείδησιν). Эти слова относятся к выражению: «без всякого исследования», представляя их разъяснение. Ап. хочет сказать: «ешьте, не расспрашивая о мясе, раз вам в этом не препятствует ваша совесть!» – «Господня земля». Все, что наполняет землю, след. и мясо, принадлежит Господу. Говорят (Heinrici), что эти слова Псалма 23 (Пс.23:1) входили у евреев в состав застольной молитвы.

1Кор.10:27. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

«И захотите пойти». Ап. не запрещает принимать приглашения язычников, раз с ними христианина связывают семейные, дружеские или деловые отношения. Но он предполагает, что верующий сначала обсудит вопрос, идти ему или не идти: об этом ясно говорит выражение: «если захотите» – точнее: «если решите».

1Кор.10:28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.

1Кор.10:29. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

«Если кто...», т. е. кто-нибудь из гостей, также христиан. – «Ради него», т. е. чтобы не побудить слабого в вере соблазниться примером сильного и не побудить слабого съесть кусок идоложертвенного мяса против своей совести. – «Ради совести» – т. е. чтобы не смутить совесть слабого своим поступком; даже если слабый и не вкусит идоложертвенного мяса, он все-таки приведен будет в смущение, когда увидит, как другой христианин есть это мясо. – «Ибо господня земля...» – это повторение цитаты из XXIII Псалма здесь не должно бы иметь места, как видно из многих древних кодексов Нового Завета, где ее не имеется. Наш Textus Receptus заимствовал ее у диакона Евфалия. – «Совесть же разумею не свою». Сильный верою, отказываясь на обеде у язычника от мяса идоложертвенного ради пользы своего брата – слабого по вере, этим самым вовсе не отказывается от своих убеждений и прав; совесть его остается независимою от совести его брата по вере даже и тогда, когда он соразмеряет свое поведение с требованиями совести слабого. – «Ибо для чего...», т. е. «какую пользу принесло, если бы о моей свободе высказано было суждение по чужой совести?» За обедом не должно возникать никаких пререканий между христианами из-за яств – это бы только унизило достоинство их веры.

1Кор.10:30. Если я с благодарением принимаю пищу , то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

Ап. здесь показывает, еще сильнее, как неосторожно поведение сильного в вере. Он вкушает идоложертвенное, воссылая за это благодарение Богу, и между тем это возбуждает смущение в слабом и тот начинает вслух осуждать его тут же, на обеде («порицать» – по греч. βλασφημειν – обозначает именно порицание на словах). Здесь Ап. говорит то же, что сказано им во 2-й половине 29-го стиха.

1Кор.10:31. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

1Кор.10:32. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

В заключение рассуждений об идоложертвенных яствах Ап. высказывает общее положение, которое христианин должен всегда иметь в виду, когда ему придется принимать какие-либо решения в вопросах, касающихся христианской свободы в вещах безразличных с нравственной точки зрения, как еда и питье, христианин должен избирать не то, что ему самому более приятно или выгодно, а то, что всего больше может служить к прославлению Бога и к пользе ближнего. А так как слава Божия состоит в обнаружении Божеских совершенств, особенно же святости и любви, то христианин тогда будет прославлять Бога, когда своим поведением даст своим собратьям познать любовь и святость своего Отца Небесного. Затем, нужно заботиться о том, чтобы наше поведение не соблазняло наших ближних, будут ли иудеи, греки (т. е. язычники вообще) или же христиане («Церковь Божия» – так называет Ап. христиан, чтобы внушить больше уважения к самым слабым по вере, которые все-таки составляют собою общество избранных Божиих). Конечно, поведение христианина может воспрепятствовать иудеям и язычникам войти в Церковь Христову, а некоторым из христиан подать повод к отпадению от Церкви.

1Кор.10:33. так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). – «Угождаю всем и во всем». Об «угождении» – см. выше гл. ст. 20–22 (об оппортунизме ). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

10:2 все крестились в Моисея. Павел проводит параллель между ветхозаветным и христианским крещением. Все израильтяне прошли через испытания и освобождение Исхода (в том числе и через море) благодаря отождествлению народа с вождем, Моисеем. См. ст. 1-3; 12,13. Это место служит иллюстрацией и пояснением предупреждения, содержащегося в 9,24-27. "Все" члены коринфской церкви были крещены во Христа и, следовательно, уже вкусили Божиего избавления, но это не означает, что Бог доволен всеми ими.

10:3-4 все ели одну... духовную пищу... пили одно... духовное питье. Продолжая начатую аналогию (ст. 2), Павел предостерегает коринфян от ложной успокоенности тем, что они участвовали в вечери Господней (ст. 14-22). Израильтяне тоже пользовались посланной свыше пищей и питьем. Павел, вероятно, подразумевает Духа Святого (2,6.14; 3,1; 15,44-46 и ком) Израильтяне удостоились великих преимуществ, получив сверхъестественную пищу, которую нельзя отделить от действия Духа.

камень же был Христос. Какое бы значение Павел ни вкладывал в данные слова, главная его мысль ясна. Аналогия между израильтянами и коринфянами - не риторический прием, она отражает подлинную связь. Не преуменьшая величия полученных христианами преимуществ (см. ком. к ст. 11), Павел подчеркивает многовековую преемственность в среде народа Божия, напоминая, что Избавитель Израиля - не кто иной, как наш распятый и воскресший Спаситель.

10:6 образы для нас. События в пустыне соотносимы с переживаниями христианской Церкви.

10:11 достигшим последних веков. Иной перевод: "которых достиг конец веков". Это очень важное замечание. Оно отражает убежденность Павла в том, что пришествие Христово положило начало "последним дням" (Евр. 1,2), времени исполнения великих обетований Ветхого Завета. Павел помогает коринфянам осознать, что ветхозаветные события носили характер предсказаний, и, таким образом, применимы к ним. Более того, эти факты указывают, что, получив столько преимуществ, коринфяне должны осознавать и свою большую ответственность (Евр. 11,39.40).

10:12 берегись, чтобы не упасть. См. ком. к 9,27.

10:13 Если верно, что Бог никогда не попускает искушения, превосходящие наши силы, то ясно, что у нас нет веского оправдания, если мы грешим. Для верующего грех никогда не бывает неизбежным.

10:14 убегайте идолослужения. См. ком. к 8,1. Павел опечален тем, что некоторые коринфяне принимают участие в языческих трапезах, неотъемлемой частью которых было поклонение идолам.

10:16 Чаша благословения... Хлеб, который преломляем. Это упоминание вечери Господней явно показывает значение участия в трапезе, имеющей духовный смысл. Как нельзя утверждать, что вечеря Господня не имеет духовного значения, так наивно со стороны коринфян считать, что участие в храмовых языческих пиршествах не подразумевает идолослужения.

10:20 не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Хотя идолы - ничто (ст. 19), за языческим культом стоит реальная личность сатаны, и христиане не должны иметь с этим ничего общего.

10:23 Все мне позволительно. См. ком. к 6,12.13.

10:25 Все, что продается на торгу, ешьте. Торг (рынок) - не языческий храм. Приобретая продукты на торгу, христианин не принимает участия в языческом ритуале. Тот факт, что мясо было принесено в жертву идолу, а затем попало на рынок, не изменяет природу мяса. Участие же христианина в языческом действе может сказаться на его христианской "природе".

10:28 то не ешьте. См. ком. к ст. 25. Другое дело, если кто-либо укажет, что мясо - от жертвы, принесенной в языческом храме. Такое замечание свидетельствовало бы, что сказавший придает значение этому обстоятельству. В таком случае следует воздержаться от употребления идоложертвенного "ради того, кто объявил вам".

10:30 для чего порицать меня..? Павел говорит от своего имени, но это не более чем риторический прием.

10:33 ища не своей пользы, но пользы многих. Этот принцип в сочетании с желанием поступать во всем во славу Божию (ст. 31) определяет поведение самого Павла. Это и есть принцип христианской любви, которая "не ищет своего" (13,5).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»