Что делать, когда грешу, наступая на те же грабли каждый раз? Архимандрит алексий (поликарпов). исповедь Много грехов что делать

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Покаяние - это осознание своей вины пред Богом. Покаяние подразумевает раскаяние в своих грехах. Если говорить о грехе, то грех есть нарушение Закона. Закон дан нам в Евангелии. Если мы нарушаем евангельские заповеди, то тем самым мы переступаем эту черту. Мы нарушаем Закон Божий, и через это совершается грех.

Грех, совершенный делом, имеет разные степени. Это плод, но плод чего? Как говорят святые отцы, прежде всего является греховная мысль - прилог. Если мы ее рассматриваем, принимаем - это уже сочетание. Если мы следуем за ней - это пленение. И вот после этого пленения уже совершается дело, которое является грехом.

Можно разделить грехи на три вида: грех, совершенный мыслью, словом или делом. Если говорить о мыслях, то, действительно, у нас очень много всяких мыслей греховных. Встает вопрос: как же нам от них избавиться, ведь это очень и очень трудно? Но мысли приходят и уходят, а наше дело - не соглашаться с ними. Если мы противоборствуем им, то это уже борьба, это покаяние, которое совершается на деле, в жизни. Тогда с грехами бороться становится легче, поскольку мы не соглашаемся с ними.

Как узнать, есть ли у тебя покаянное чувство?

Мне кажется так: если я плачу не просто оттого, что меня кто-то обидел, а плачу о том, что во мне есть обида, что я несовершенный, грешный человек, если я осознаю это свое недостоинство - вот тогда это покаяние. А если я плачу от того, что у меня уязвлено самолюбие, то это не покаяние.

Как готовиться к исповеди?

Исповедь - великое Таинство, которое дал нам Милосердный Господь. В Таинстве Крещения прощаются все грехи, и человек на какое-то время, мгновение, становится безгрешным. Мы идем по жизни и, конечно же, «пачкаемся». Но у нас есть покаяние, через которое мы можем вновь очиститься и убедиться.

К исповеди надо готовиться. Прежде всего - это настроение сердца. Мы должны встать пред Богом, а пред Богом не оправдится никакая тварь. Обычно обращаемся мы друг к другу какой-то одной своей стороной, причем, лучшей. Мы хотим показаться друг другу хорошими, духовными, приятными, добродетельными людьми. А если встать пред Богом - разве я могу оправдаться, разве я могу сказать, что я смиренный, кроткий, добродетельный человек? Конечно же, пред Богом мы можем сказать только о своих грехах.

Для того чтобы на исповеди мы действительно могли сказать о чем-то, нелишне было бы приготовиться, прежде всего - заглянуть в свою совесть. Посмотреть, в чем же нас обличает наша совесть, и она нам всегда это подскажет. Совесть - наш главный обличитель, указатель наших беззаконий и неправд. И прежде всего мы, конечно, должны руководствоваться ею.

Но если мы не увидели, что совесть в чем-то нас обличает, то, как написано в одной замечательной духовной книге, надо подумать о том, какое мнение о нас имеют наши ближние, в чем они нас обличают, в чем они видят наши недостатки. Нам трудно объективно себя оценить, мы всегда субъективно судим себя. Всегда хочется предстать лучшим, чем ты есть на самом деле. Что говорят о нас наши ближние? Обычно молва недалека от истины, она указывает нам на наши недостатки.

Грехи могут быть большие, малые. Как-то у одного ребенка, теперь он уже священник, спросили: «Какие у тебя грехи?» - и он ответил: «Хорошие». Так вот, наверное, грехи могут быть хороши только тогда, когда они исповеданы, когда они оправданы нашей жизнью, когда мы прилагаем усилия к тому, чтобы их искоренить.

Все мы слабы, все мы грешны. Постоянно подвергаемся искушениям, испытаниям. Прежде всего у нас должно быть чувство самоукорения: «Мы виноваты. Господи, прости. Дай силы, дай крепость». Прежде всего винить нужно, конечно, самих себя, а не обстоятельства, не людей, не время.

Как подготовиться к первой исповеди?

Если человек первый раз приходит на исповедь, ему неплохо, конечно, рассказать обо всем, начиная с тех пор, как он начал себя помнить. Хотя многого он, наверное, не скажет, потому что состояние греховное будет открываться в душе по мере духовного роста.

Как мы знаем, как учат нас святые отцы, например, преподобный Иоанн Лествичник, состояние духовности характеризуется не сознанием того, что «ты безгрешный человек, святой и чистый», а наоборот, желанием увидеть в себе еще больше грехов. Об этом говорят святые отцы. Когда мы начинаем видеть в себе всё больше недостатков - только тогда можно сказать, что мы на правильном пути, стремимся к святости и чистоте.

Неплохо заглянуть в какое-то пособие, если человек первый раз идет на исповедь. Сейчас много литературы. Не надо выписывать всё. Или как иногда бывает - приходят с книжечкой, ставят галочки и говорят: «Вот, это моя исповедь». Это не «моя исповедь», это пособие к исповеди. Я должен сам от себя, своими словами сказать, как это выглядит именно у меня.

Много есть шуток на эту тему. Например, приходит женщина на исповедь и говорит: «Во всем, во всем грешна. Нет греха, которым бы я не согрешила». А батюшка спрашивает: «А лошадей воровала?». - «Нет». -«Ну, значит, по крайней мере, этого греха нет». Но есть такие люди, которые приходят и говорят: «У меня нет грехов». Когда начинаешь спрашивать: «Может быть, вы осуждали, завидовали?» - они отвечают: «Это мне все завидуют, это меня все осуждают». Очень трудно договориться с таким человеком, чтобы он искренне почувствовал, что он грешный. Иногда просто просишь встать в стороночку, подумать. Человек отказывается: «Нет, нет. Я не хочу», - потому что ему это неприятно. А когда немножко постоит, подумает, потом подходит и о чем-то говорит. И такое покаяние бывает...

Исповедь может всё изменить в жизни человека. Помнится такой случай: пришел к священнику человек, довольно уже пожилой. Он постепенно воцерковлялся и вспоминал свои прежние проступки. И вот когда он покаялся, то испытал необычайные радость и облегчение. Он говорил, что даже не может передать словами свое состояние. И потом еще много раз приезжал, и всякий раз повторял, что он как заново родился на свет. У него началась жизнь в Церкви, жизнь со Христом. Это очень важно и очень значимо.

Записывать ли грехи?

Если человек не надеется на свою память - хотя, конечно, прежде всего должно говорить сердце, - то можно записать, сделать пометки для того, чтобы потом, придя к священнику, ничего не забыть. Иногда нам кажется, что у нас грехов великое множество, и тогда их трудно исповедовать. Но, во всяком случае, мы анализируем свои поступки, свои мысли, свои чувства и если мы видим, например, что молимся всегда рассеянно, то об этом надо сказать: «Моя молитва рассеянная». Если человек проводит внимательную жизнь, например, в монастыре, в каких-то особых ситуациях, и он может часто исповедоваться, то, например, схиархимандрит Игнатий (Зосимовский) советовал своим духовным детям каждый день записывать совершенные ими грехи. А если в этот день они ничего за собой не заметили, он советовал поставить на этот день прочерк. Это особое водительство. И пасомый, и пастырь к этому должны быть готовы. Могут быть особые формы духовной жизни. Главное, чтобы мы могли осознанно покаяться. Чтобы это было не просто «делом, словом, помышлением, грабили, убивали», а чтобы это было именно осознанное чувство. Вот тогда это будет настоящим покаянием.

Видеть свои грехи - это, конечно, хорошо. Святые отцы советуют грехи помечать, записывать, для того чтобы наша слабая память не утратила этих наших беззаконий. У преподобного Амвросия Оптинского написано, что всякий грех мы не сможем уловить; если грех мелькнул как молния и ушел, то «Господи, прости» - и нет его. А тот, который в течение дня повторяется, если говорить о мыслях, то его, конечно, нужно записать и потом на исповеди сказать об этом.

Надо ли исповедовать помыслы?

Конечно же, хорошо исповедовать помыслы. Но есть ли такая возможность? Для того чтобы исповедовать помыслы, нужно их самому отслеживать, нужно проводить жизнь трезвенную, внимательную. Как мы знаем, у святых отцов написано, что ученики приходили к старцам и открывали свои помыслы, совершенные за день или даже в течение более короткого времени. Мы знаем из книги «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея, что когда к нему приходил помысл, он говорил этому помыслу, что пойдет к духовнику и спросит об этом, и если духовник ему ответит то же, что он и сам об этом помысле думает, то это будет уже не просто человеческое, а Божие.

Мы приходим к Богу, когда мы приходим на исповедь и приступаем к Таинству Покаяния, потому что рядом невидимо стоит Христос и принимает наше исповедание. Священник является только свидетелем, но на Страшном Суде oft будет свидетельствовать об исповеданном нами. И насколько искренне и горячо мы открываем сердце пред Богом, настолько нам и прощается. Можно много плакать, сокрушаться о своих грехах, но только делом, именно делом и последующей доброй жизнью можно засвидетельствовать наше покаяние. А иначе оно останется только добрым намерением или просто эмоциями. А где же будет плод? А ведь именно плоды покаяния должны сопровождать всю нашу жизнь.

Откровение помыслов - это хорошо, если у нас есть желание открывать помыслы именно о себе, потому что часто бывает, что люди открывают помыслы, но не свои, а чужие, то есть говорят о чужих грехах. А если говорить о себе и у человека есть такая возможность - он открывает свои мысли и священник его слушает - что ж, это замечательно.

Откровение помыслов прежде всего было в монастырях, может быть, и сейчас в какой-то мере есть. Раньше помыслы могли принимать и старцы, и старицы, могли принимать люди и неосвященные, то есть не священники. Они могли слушать эти мысли, давали духовное врачевание, и, конечно, это приносило большую пользу.

Не надо смущаться, если духовник вас просто выслушает и при этом не скажет ни одного слова. Ведь вы рассказали Богу, Бог об этом знает, а священник является только свидетелем. Много таких примеров, когда люди не имеют возможности общаться с духовником, даже просто поговорить. Тогда они пишут. Одна монахиня преклонных лет рассказывала, что, не имея возможности общаться со своим духовным отцом, она писала, а потом даже не отправляла свои записи, бросала их в печку, но на душе все равно становилось отраднее и легче. То есть, еще раз повторяю, важно наше предстояние пред Богом. Всё это мы делаем ради Бога, и Господь всё видит, и уже за это, за наши намерения, дела наши, может быть слабые, дает нам отраду, дает утешение, облегчение и очищение.

Что делать, когда исповедь становится холодной?

Иногда люди с сокрушением говорят: «Когда я грех совершаю, я горячо, искренне каюсь в этом, а когда прихожу на исповедь, мое сердце холодное, оно ни на что не отзывается, ни о чем не говорит». И такое может быть: была ситуация, было настроение покаянное, и Господь принял это покаяние, это настроение, а сейчас, на исповеди в храме, священник уже властью, ему данной, прощает и разрешает этот наш грех. Важно движение к Богу, а не то, сколько мы слов сказали. Иногда люди исписывают своими грехами большие листы, много больших листов и приходят с этим к духовнику. Люди, стоящие в очереди на исповедь сзади, часто сокрушаются: «Вот, человек много грехов принес, а у меня мало», - иногда ропщут: «С такими большими листами пришел, а мы тут стоим и ждем». Но дело ведь не в том, много ли написано, а дело все-таки в том, как отзовется сердце, как реагирует душа на все эти наши высказывания. Важно наше стояние пред Богом. Можно много писать, можно много увидеть в себе всяких мелочей и стараться с Божией помощью от них избавляться. Это будет хорошо, если это не формально, если это не просто отчет, а сердечное сокрушение. Можно покаяться на одном вздохе, на одном «Господи, помилуй», но опять же - сердце должно плакать.

Я помню, в книге «Отечественные подвижники благочестия XVII-XIX веков» есть рассказ об афонском монахе, если не ошибаюсь, об Анфиме Болгарине. Он разговаривал с монахом-гостиником из нашего русского Пантелеимонова монастыря о том, как надо молиться. «Молиться надо так», - он запел «Аллилуия» и при этом у него из глаз брызнули слезы. Вот это была настоящая молитва! Такое же может быть и покаяние. Но мы люди холодные, мы люди черствые. Мы даже на Бога не надеемся, а на себя вообще мало можно надеяться, на то, что мы когда-то можем исправиться, когда-то не будем совершать грехи.

Есть такая практика, когда духовник задает кающемуся множество вопросов. Вопросы эти не всегда приятны. Они могут человеку подчас не только не помочь раскрыться в своих проступках, а наоборот, могут дать толчок к размышлениям над теми грехами, которые он в жизни не совершал. Это, конечно, получается неудачно. Я думаю, что душа христианина постепенно сама из себя исторгает грехи, особенно в области целомудрия. Это область деликатная, и я думаю, что каждый должен непременно сам исповедовать эти грехи по мере своего духовного роста.

В духовной жизни бывают спады и подъемы. Я думаю, что каждый христианин замечает это по тому, как он относится к своему покаянию, к сокрушению души. Если он стремится на исповедь, стремится покаяться во всем, очиститься - это добрый плод. А если он холодно относится к исповеди, если думает, что это не очень важно, что Бог так простит - то это говорит о состоянии далеко не горячем. Если мы сокрушаемся и очищаемся пред Богом, значит, такое же у нас отношение к ближнему. Любя Бога, мы любим и ближнего.

Что делать, если повторяешь грехи, в которых уже каялся?

И опять же вопрос: один и тот же грех - мы и каемся, мы его и повторяем. И что же теперь - не каяться совсем или не повторять грех? Не повторять грех -это, конечно, замечательно, это уже исправление жизни. Но если не получается, то все равно надо: упал, встал, иди. Святитель Тихон Задонский говорил, что наше спасение совершается не от победы к победе, а от поражения к поражению. Упал, встал - и иди дальше. Тогда будет постоянное покаяние. Сказать, что будет постоянный грех - не хочется так думать и не хочется так говорить. Постоянное покаяние, постоянное самоукорение - вот что нам необходимо. Именно на самоукорении нам нужно утвердиться, и тогда это будет наш путь: путь слабого, грешного человека, но имеющего намерение исправиться и стать лучше. Это будет царский, средний путь для православного христианина. Надо замечать за собой грехи. Обычно лучше у нас получается замечать грехи рядом стоящего, живущего и даже далече от нас находящегося нашего ближнего - вот о его-то спасении мы хлопочем и заботимся больше, чем о своем.

Сколько можно каяться в одном и том же? И пять, и десять раз, нужно постоянно каяться. Какой пример можно привести? Вот, посуда, которой мы пользуемся постоянно. Можно решить: зачем ее мыть каждый раз, если она опять испачкается. Но ведь если ее не мыть, то пользоваться ей потом будет просто невозможно. Так и душа наша. Сколько бы мы не каялись, всё равно нужно каяться. Но должны быть не только слова, не только чувства, может быть самые благодатные, самые сокрушенные, - должны быть и дела.

Так, один брат постоянно ходил к старцу, открывал помыслы, но они его все равно продолжали смущать, все равно он согрешал этим. Потом старцу было открыто, что помыслы брат открывает, но не прилагает никаких усилий для борьбы с ними. А какие должны быть усилия? Это молитва, это, опять же, постоянное сокрушение о том, что «согрешаю, Господи, прости». Если помыслы рождаются от каких-то дел, значит, надо отойти от этих дел, устранить этот «источник питания». И так во всем. Есть воля Божия и воля человеческая. Господь направляет нас ко благу и мы должны наши человеческие усилия прилагать к этому благу, сочетать с Божественной волей, с Благодатью Христовой.

Например, для борьбы с гордостью необходимы самоукорение и постоянное покаяние в этом грехе. Причем, если мы знаем, что гордость проявляется в какой-то конкретной ситуации, эту ситуацию и надо почаще исповедовать, открывать ее. И по мере того как мы ее будем открывать - всё это будет с Божией помощью от нас уходить.

Чтобы не было рассеянности на молитве, надо к молитве готовиться. Просить Господа, чтобы Он собрал рассеянный наш ум и оледеневшее сердце очистил. Значит, перед молитвой надо собраться, настроиться. Попросить прощения у Господа и ближних своих, хотя бы мысленно, и встать перед Господом: есть только Бог и я. Ведь когда у нас беда, скорби, тогда мы полностью свое сердце Богу отдаем, а когда спокойно - тогда наступает теплохладность, и, конечно, мысли наши повсюду блуждают. Ум наш как река: мысли приходят и уходят, но наше дело хотя бы не соглашаться с ними.

С теплохладностью необходимо бороться горячностью духа. «Отдай кровь и примешь Дух». Это очень непросто. Надо помышлять и о смерти и будущих мучениях, и о воздаяниях, о том, что Господь милостив и может наградить человека. Но прежде всего надо помышлять о том, что душа пойдет по мытарствам и с нее спросят за все ее беззакония - это страшно и это самое важное, конечно.

Обязательно ли иметь духовника?

Каждому христианину хорошо было бы иметь духовника. Им может быть приходской священник, служитель храма, в который мы постоянно ходим молиться, может быть священник, который служит в другом храме, а может - инок монастырский, и он будет нашим пастырем, к которому мы постоянно приходим со своими духовными нуждами и, самое главное, со своими грехами.

Когда человек начинает ходить к одному священнику, не обязательно сразу заявлять: «Будьте моим духовником, а я буду вашим пасомым», - и этим как бы очертить круг обязанностей. Дело не в названиях, а в том, как складываются отношения. Если пасомый видит, что батюшка полно отвечает на его вопросы и вообще удовлетворяет всем его запросам и чаяниям, то, наверное, надо к этому батюшке ходить, и со временем вырабатывается такая духовная связь, которая и является духовным водительством и может именоваться духовной жизнью.

Помню, в Лавре одна женщина ходила ко мне на исповедь и как-то сказала, что сегодня она решила подойти ко мне, а завтра пойдет к другому духовнику, а потом - к третьему. Она, видимо, считала, что один должен услышать об этом, а другой ей поможет в каком-то другом вопросе. Это было удивительно слышать, женщина казалась серьезной в духовной жизни. Ведь в первую очередь мы должны помнить, что на исповеди

Христос невидимо стоит, а священник является лишь свидетелем. При этом мы должны разграничивать исповедь и беседу. Мы иногда можем обидеться, что батюшка не поговорил с нами. Но поговорить - это хорошо, подчас, может быть, необходимо просто пообщаться, потому что надо дать ответы на какие-то вопросы. Но прежде всего, если мы приходим к исповеди, мы должны покаяться. Если священник считает нужным, он делает какие-то замечания, дает какие-то советы по поводу исповеданного нами. Может быть, еще скажет несколько слов. Если он не считает нужным что-то сказать на исповеди, то мы не вправе обижаться на это. У нас должны быть конкретные вопросы, и тогда, вероятно, будут такие же конкретные ответы.

К оптинскому старцу Иосифу приходил ученик и говорил о своих немощах и недостатках, а батюшка его выслушивал и, видимо, делал какие-то замечания, но не более того. И вот на вопрос, почему же он, так много зная, будучи таким опытным, не говорит ему больше, старец отвечал: «Добро должно быть добровольным. Но то, о чем ты меня спросил, я тебе ответил. У тебя это уложилось. Если я буду просто говорить без твоего вопрошения, то это не всегда будет полезным».

Многие сейчас стараются попасть на исповедь к старцу. К старцу, конечно, хорошо попасть, попросить его молитв, его благословения. Если есть какие-то сложные недоуменные вопросы, а духовник не настолько опытный, то тогда можно взять у него благословение и разрешить эти вопросы со старцем. А если просто по принципу «Все идут и я иду» - то не будет ли это праздным любопытством?

Что такое генеральная исповедь?

Когда человек приходит в Церковь, у него бывает первая исповедь. Она может быть, конечно, далеко не полной. Это могут быть всего лишь несколько слов, но слов глубоко прочувствованных и осознанных. По мере духовного роста проявляется в душе особое тщание, особая трезвенность, особая к себе требовательность. И тогда человек видит уже больше грехов. Вот это как раз показатель духовного роста. Если человек начинает жить правильной, трезвой духовной жизнью, то все грехи, которые у него были прежде, постепенно вспоминаются и исторгаются из души; а те грехи, которые продолжает совершать повседневно, - он видит и следит за ними, и старается от них избавиться - то нужна ли ему генеральная исповедь? Для того чтобы заново переворошить то, что уже исповедано? Может в жизни случиться, что человек меняет духовника, к сожалению, это бывает, или, например, если духовник скончался, то тогда необходимо новому батюшке поведать, хотя бы в общих чертах, прежнее свое состояние для того, чтобы у него имелось представление о вас. А если просто вдруг человек решил: «Я сделаю генеральную исповедь» - не знаю, насколько это необходимо.

Когда и как приучать ребенка к исповеди?

В семьях, где дети воспитываются в православном духе, их надо готовить к исповеди, по крайней мере, через отношения родителей и детей - чистые и откровенные. Ребенок должен без утайки, не опасаясь рассказывать родителям всё. Но дети зачастую ловчат и хитрят. Их надо постепенно приучать к исповеди. Это не будет буквально исповедь, но если родители часто общаются со своим духовником, то они могут приводить детей к нему на благословение и тогда священник может хотя бы кратко побеседовать с ними, тогда малыши смогут рассказать о каких-то своих недостатках. Постепенно они приучаются к этому и начинают даже раньше семи лет что-то говорить о своих грехах. Как правило, с семи лет ребенок уже должен исповедоваться. Но поначалу детям трудно даже стоять на одном месте. Я знаю одного человека, теперь уже священника, он с четырех лет начал ходить к духовнику и поначалу не мог даже стоять на одном месте. Надо было взять его за ручку, чтобы он постоял немножко, тогда он мог что-нибудь сказать. Другой мальчик, который теперь тоже уже в церкви служит, смотрел в лицо духовнику и хотел вызвать улыбку, для того чтобы смягчить «трагизм» этой ситуации. Потому что если батюшка улыбается, значит все уже будет хорошо. Но дети, конечно, исповедуются чисто, искренне.

Как часто необходимо исповедоваться?

Лаврские духовники советовали исповедоваться раз в две недели. Это, естественно, не норма, можно исповедоваться чаще, а можно реже. Мне кажется, что исповедоваться надо не реже, чем раз в месяц. Хотя, конечно, у каждого есть свои обстоятельства, свои жизненные условия. Но, по крайней мере, не надо ждать, как иногда говорят, «когда душа запросит - тогда я пойду на исповедь». Неизвестно, когда она проснется и запросит. По крайней мере, надо себе обусловить какие-то сроки и стараться этот как бы маленький экзамен сдавать как можно чаще. От этого душа будет только чище, здоровее.

И причащаться нужно также нередко. Опять же, смотря по обстоятельствам, человек может быть обременен семейными заботами, делами, но, я думаю, надо причащаться не реже, чем раз в месяц.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.

Спрашивает Ксения
Отвечает Александр Дулгер, 03.11.2011


Ксения пишет: Я очень много грешила...блуд, сквернословие, зависть, ревность, обиды, обижала людей, придавала, пользовалась, была не искренна, участвовала в сплетнях, мастурбировала, не веровала, воровала, унижала, врала, падала ниже не куда....но теперь я хочу искупить все эти грехи..и стать на путь истинный...хочу..жить правильно...и мне очень тяжело...но нет сильнее во мне цели,чем стать хорошим человеком.я хочу спросить совета...Как мне стать сильнее? Как мне не жить больше грязной жизнью?

Мир Вам, Ксения!

Если желание стать новым человеком у Вас еще есть, то я мог бы дать такие советы:

1) Откажитесь от идеи "искупить грехи", так как искупление подразумевает плату или выкуп за грехи, но этот выкуп уже заплачен за Вас. Это жизнь Сына Божьего, которую Он добровольно отдал за Вас, чтобы по неизменному божественному закону Вас не постигла кара за совершенные Вами грехи. Кара за все перечисленное Вами постигла Иисуса. Он "отсидел срок" за Вас. Теперь закон и справедливость могут быть удовлетворены. Но при условии, если Вы исповедуете пред Богом в молитве Ваше согласие с тем, чтобы Ваши грехи были зачтены Иисусу. Нужно Ваше согласие.
Эта замена называется "евангелие", то есть "благая весть", если перевести с языка оригинала.

3) Начните жить новой жизнью с Богом, потому что самостоятельно жить новой жизнью без греха, как Вы уже поняли, невозможно. Поработить свою плоть своими силами невозможно, потому что всю жизнь было наоборот - она командовала Вами. Но Творец, который нас создал, имеет власть и силу поработить плоть (не в смысле само тело, а в смысле наши греховные желания и наклонности). Если Вы пустите Бога в Ваше сердце и будете верить, что умерли для греха, но живете новой жизнью с Богом в сердце, то Иисус, живущий в Вашем сердце, будет побеждать и усмирять Вашу плоть, так как Он и есть Творец (). Это называется освящение. Более подробно об этом читайте в нашей рубрике , а также же в этом ответе, который помню писал по этой теме:

4) Читайте Библию по 1-2 главы каждый день, так как Бога можно пустить в сердце только, если доверяешь Ему. Кто же пустит внутрь себя того, кому не доверяешь? И чтобы этот некто еще и направлял и учил тебя. Нужно сильно доверять, как лучшему другу, как своей маме. Это называется вера.
Но как взрастить такое доверие к Тому, о ком мало знаешь? Как получить веру?
Библия дает ответ: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия."(). Библия - это и есть слово Божие.
Читая Библию каждый день Вы узнаете о делах и путях Божьих, о Его мудрости, любви к человеку, о том, что Он никогда не ошибается (и в том числе тогда, когда живет в Вас), что Он все плохие обстоятельства в жизни человека может обратить в добро, в общем о том, что Богу можно довериться и доверить свою жизнь.

5) Молитесь каждый день хотя бы 5-10 минут. Молитва это разговор с Богом наедине (хотя бывают и публичные молитвы, скажем на богослужениях). Расскажите Богу о Ваших желаниях, проблемах, успехах и трудностях в попытках стать лучше, да и просто в повседневной жизни. Скажите Ему о том, что Вы о Нем думаете после прочтения той или иной библейской истории. Если Вам покажется, что Бог в Библии поступил несправедливо - скажите ему об этом, или может Вам понравится как Он поступил. Бог не лицеприятен, Ему не тяжело выслушивать наши упреки и обвинения. Он не будет ругаться, обижаться или раздражаться после этого. Бог не человек.

Вот и все для начала. Как видите, ничего сложного.

Пробуйте и у Вас непременно получится!

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Освящение":

Количество записей: 35

Батюшка, здравствуйте! Вот такой вопрос, наверное, очень болезненный! Скажите, пожалуйста, как быть. Бывает такая ситуация, идёшь по улице и встречаешь человека из далёкого прошлого, вроде, этот человек тебе ничего не сделал, но здороваться с ним неохота вообще, так как это напоминает о прошлом (негативные воспоминания), также вас ничего не связывает с этим человеком, нет такого желания поддерживать контакт с ним! Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом, когда ты проходишь мимо не поздоровавшись? Вообще, я человек доброжелательный и добрый. Заранее спасибо за ответ.

Надежда

Дорогая Надежда, Вы - дама, и первой здороваться, кроме как со старшими по возрасту, не обязаны. А раз воспоминания негативные (если, конечно, не Вы в этом негативе виноваты), можно признать отношения разорванными и оставить без внимания приветствие. Другой вопрос, что эти воспоминания грузом лежат на душе, тяготят. Чтобы решить эту проблему, обратитесь за помощью к Господу Богу. Хорошо назвать тяготящее Вас на исповеди в храме. Если храните обиду или зложелательство к обидевшему, хорошо молиться молитвой Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную", - заменяя "мя, грешную" на "нас, грешных". Все мы братья и сестры в Адаме, все мы люди, все ошибаемся. "Прости, Господи, и меня, обижающуюся, и его - обидевшего", - таково будет содержание Вашей молитвы. Это поможет Вам освободиться от тяжести прошлых отношений. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Прошу вашего совета, как мне покаяться в грехах моих за всю мою жизнь, как быть смиренной и любить всех. В церковь хожу (по субботам-воскресеньям, т. к работаю). Исповедуюсь и причащаюсь. Стараюсь жить по заповедям, но не всегда получается (и раздражение и гордость, "и всяк грех вложила в свою душу").

Людмила

Людмила, кайтесь в том, что помните, а новых грехов старайтесь не делать – вот и весь путь покаяния. Чего же еще? Невозможно прыгнуть выше человеческого естества. И не «накручивайте» себя излишне в этом вопросе: Господь с Вас выше человеческих сил не спросит. А любовь к людям придет после глубокого осознания своей греховности.

игумен Никон (Головко)

В юности я совершила большой грех - поклялась ребёнком перед иконами в церкви в том, что я якобы невиновна перед мужем, но обстоятельства сложились так, что мне пришлось соврать и сделать эту клятву. Брак был сохранён (мужа два года как не стало), я сейчас в зрелом возрасте, но всю жизнь меня мучает этот грешный поступок! Помогите! Подскажите, как снять камень с души? Да и с дочерью я давно уже не в ладах (её как подменили - ни уважения ко мне, ни сочувствия, ни ласки). Может, всё исходит от этого?

Ирина

Ответ один – идите в храм на исповедь. Молитесь о упокоении мужа и о здравии, взаимной любви с дочерью. Пусть это Вас примирит с собственной совестью.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. А можно ли так сказать, что смертный грех - это тот грех, обычный грех (распространенный), который все люди делают, и не считают его грехом по неведению? Пишу я, грешный раб Божий Алекс.

Алекс.

Смертным грехом называется тот грех, наличие которого несовместимо с духовной жизнью. Существует семь смертных грехов: 1) гордость; 2) зависть; 3) гнев; 4) лень и связанные с нею праздность и уныние; 5) алчность; 6) чревоугодие; 7) сладострастие.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Несколько месяцев назад я обращался к ясновидящем и парапсихологам с просьбой наладить личную жизнь, а так же в финансовом вопросе, так как имеются огромные долги. С меня вытянули по-малому 50 000 рублей, проводили несколько сеансов со всякими предметами, в том числе и с религиозными, а жизнь так и не наладилась. Потом я узнал, что это большой грех, у нас в церкви исповедовался, но у нас только общая исповедь, и меня до сих пор тревожит этот вопрос, может, надо было где-то подробно исповедаться священнику, вдруг меня Бог за это не простил и на мне до сих пор лежит этот тяжкий грех? Я же просто хотел наладить свою личную жизнь. Заранее спасибо.

Вячеслав

Бог не обижается, а поэтому и не «прощает» в нашем понимании этого слова. Просто человек может согрешить и отпасть от Бога, а потом покаяться и вернуться к Нему. Если Вы искренне раскаялись в этом грехе, то значит, этот грех больше не отягощает Вашу душу. Однако в грехах такой тяжести лучше исповедаться индивидуально, а не на общей исповеди.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я забеременела от своего будущего мужа еще до росписи в ЗАГСе. после наступления беременности мы поженились и повенчались. Ребенка мы очень хотели, и я о нем молилась. Только сейчас понимаю, что это было неправильно, ведь я молила Бога о ребенке, живя во грехе. А сейчас слышала, что вымаливать детей нельзя, что потом с ними будет много проблем. Так ли это? А еще каждый раз при угрозе и каких-то страхах я молюсь. Но правильно ли это? Ведь получается, что я не полагаюсь на Бога, а хочу, чтобы все было по-моему. Я раскаиваюсь в том, что, живя в блуде, молила о ребенке. Как быть теперь? Перед венчанием я исповедовалась. И сейчас хожу в храм, но мысли о том, что детей не вымаливают, не покидают.

Ольга

Причем тут ваши грехи! Мать должна молиться о своем ребенке! В грехах кайтесь, а за детей молитесь!

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, у меня вот такой вопрос. Вот мы с моим сожителем живём уже 14 лет, не зарегистрированы, разница в возрасте между нами 21 год, у нас совместный ребёнок, девочка 11 лет, прекрасный ребёнок. В семье у нас полная гармония и понимание. Неужели из за не достающего штампа мы совершаем грех, живя без росписи, но в любви к Богу и ближнему?

Наталья

Наташа, а Вы почитайте статью о «гражданском браке» в рубрике «Моя крепость» . Вот тогда и поговорим «про штамп». «Штамп» - это излюбленная отговорка любителей "любви без обязательств". Но я мало встречал женщин, которым такие отношения нравятся. Не своим языком Вы это говорите, повторяете…

протоиерей Максим Хижий

Здрaвствуйтe! Спaсибо вaм зa отвeты нa вопросы, вы рeaльно помогaeтe людям, удeляeтe врeмя кaждому! Хочу eщё спросить: кaк укрeпить свою вeру, нe отчaивaться и нe унывaть?И eщё я собирaюсь исповeдовaться, но никaк нe могу в душe простить людeй, которыe мeня сильно обидeли. Кaк поступить, eсли хочу простить, но нe могу, получaeтся, я исповeдaю этот грeх, знaя,что потом eго "повторю", вспоминaя стaрыe обиды?

Здравствуйте, Нина. Надо держать наготове воспоминание о нескольких своих грехах, наиболее мучительных и, не вдаваясь в подробности, тыкать себя носом в них каждый раз, когда начинает всплывать осуждение и обида. И, конечно же, всегда просить милости у Господа.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, подскажите, батюшка, считается ли грехом ходить к целителям, гадалкам и прочим, при том, что я крещен?

Антон

Это является не только грехом, а еще и, если можно так выразиться, медленным духовным самоубийством! Человек, конечно, может ходить к "гадалкам" и "целителям", и будет даже получать временную помощь или что-то вроде "исцелений", но на самом деле через общение с подобными людьми он будет вступать в самый прямой контакт с нечистой силой и сильнейшим образом вредить своей душе. Если продолжать обращаться к услугам чародеев, то, в конце концов, дело даже может дойти до одержимости или открытого беснования. Если нет желания прийти в итоге к такому состоянию, и за временные "исцеления" получить постоянную зависимость об беса, то все эти хождения по "бабкам" надо немедленно прекратить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Константин. Когда мне было 18 лет, я в пьяном состоянии разбил надгробие на кладбище, сейчас я не могу вспомнить, в каком месте и как звали этого человека, порой меня это очень мучает, я очень сожалею и раскаиваюсь в этом. Я понимаю, что это нельзя исправить, но помогите, пожалуйста, что можно сделать в таком случае? Чтобы и умерший, и Господь меня простили, я многое понял. Заранее благодарю.

Константин

Прежде всего, надо исповедоваться, Константин. А после этого душа подскажет, что нужно еще сделать, чтобы окончательно обрести покой от этого греха: может быть, какое-то доброе дело или милостыню, или оказать помощь, например, ухаживая за надгробиями на кладбище. Посоветуйтесь в этом вопросе со священником, которому будете исповедоваться, и послушайте свою душу.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки! Проясните мне, пожалуйста, мои сомнения. Я верующий человек, хоть воцерковлена совсем недавно, мне 36 лет, я в разводе 10 лет. Муж мне изменял. Одна воспитываю сына все это время. Недавно стали жить с мужчиной вместе без росписи, я знаю, что это большой грех, и оправданием мне не служит мое нежелание быть одинокой. А одинока я была довольно долго. Он не против росписи, но чего-то выжидает, и человек верующий, но как-то по-своему. Я, как только мы распишемся, обязательно исповедую свой грех, но меня волнует еще и то, что где-то в Библии написано, что какой-то богатый человек любил подавать милостыню, но и любил блуд, и милостыня ему эта не вменилась в милосердие. Можно ли, несмотря на блудное сожительство, делать добрые дела? Угодны ли от меня они будут Богу? Я каждый день прошу у Бога прощения за все свои грехи, но ускорить событие с росписью не могу... Огромное спасибо за ответ и за весь Ваш труд. Спаси нас всех Господь!

юлия

Юлия, то, что Вы все понимаете, вселяет надежду на скорое разрешение Вашей проблемы. Не унывайте. Молитесь Богу, молитесь в храме. Добрые дела не надо оставлять! Живите как христианка. Только, конечно, добрые дела не должны быть разменной монетой… Надо решить Вашу проблему, старайтесь! Просите у Бога время и сил, сил моральных. Почитайте в рубрике «Моя крепость» материал о гражданском брак е. Надеюсь, найдете полезное.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, работа в банке, связанная с привлечением клиентов считается грешной?

Светлана

Светлана, если для привлечения клиентов необходим обман, то считается. Я надеюсь, что это не о Вашей работе. Помоги Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка, у меня несколько вопросов. Я слышала, что если родители не венчанные, то на том свете они не смогут встретиться друг с другом и со своими детьми. У меня очень много грехов, в моей жизни был алкоголь, наркотики, аборты, я делала очень много ужасного... Мне 21, сейчас я полностью изменилась в хорошую сторону, у меня маленькая дочка, живу без мужа. Очень хочу очиститься от всех своих грехов, возможно ли это? Стать, как бы сказать, чистой перед Богом?

Здравствуйте, Юля. Мы призваны к святости, но должны сознавать, что свят Один Господь. Мы должны понуждать себя к осуществлению святости в своей жизни, это цель, ради которой сотворен человек. Никакого времени не хватит на осуществление этой цели, поэтому Бог дает человеку вечность. А чтобы мы могли войти в вечность, дает Самого Себя. Он пришел не праведников спасти, а призвать грешников к покаянию. Кающийся грешник, борющийся со своими страстями, принуждающий себя к жизни по Евангелию - вот тот, кто милостью Божией входит в Царство Небесное. Следуйте за Церковью Православной, руководствуйтесь ее учением, и не теряйте надежду. На «том свете» мы встретим всех, и родных, и тех, кого оскорбили, никуда не денемся. А вот продолжения брачных союзов в жизни вечной не будет. Не следует никак себе представлять ту жизнь, она непредставима. В нашем земном опыте нет ни соответствующих слов, ни понятий, чтобы ее выразить и понять. Оставим это. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, когда христианину оправдано убивать других людей? В средневековье цари казнили лиходеев, и духовенство поддерживало их. А где та грань? Когда допустимо и недопустимо убивать людей?

Олег

Людей убивать грех! Даже врагов страны, даже преступников. Поэтому, после войны, солдаты довольно долго не подходили к причастию, молились и о погибших братьях, и о врагах. По словам митрополита Филарета (Дроздова), надо сражаться с врагами Отечества, врагов веры, гнушаться, своих врагов (личных) прощать.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я грешу уже много лет, встречалсь сначала с женатым человеком, потом он развелся, у него двое взрослых детей. Когда он был женат, я родила ребенка. Меня это ситуация очень мучает, как будто камень на душе, я от этого страдаю, хожу в церковь, да и дома тоже, и всегда прошу Бога простить меня за этот тяжкий грех. Я чувствую свою вину в том, что его семья распалась, хотя он утверждает, что я ни при чем, просто он меня полюбил и жил долгое время ради детей, ждал, когда они вырастут, чтобы развестись. Меня это угнетает, я прошу зарегистрировать наш брак, раз он сейчас свободный мужчина, чтобы затем повенчаться, чтобы Боженька простил и благословил нашу семью. Но мой мужчина не хочет сейчас регистрироваться, говорит, что еще не время, хотя нам хочется еще детей, а я ему говорю, что снова в грехе не хочу рожать. Он много лет просил, чтобы я его подождала и я преданно его дожидалась, когда он разведется, что же теперь может мешать?! Он говорит, что любить - это не грех, а то, что мы вместе, это значит, так Богу угодно, поэтому и не считает важным зарегистрировать брак, а я не могу переубедить его и продолжаю грешить. Батюшка в церкви сказал на исповеди, что когда я исправлю грех, тогда могу прийти и исповедоваться, чтобы причаститься, а пока я не исправлю грех, мне не надо исповедоваться и постоянно просить прощение перед Богом за свой грех. Неужели Боженька не простит меня за то, что я влезла в чужую семью? Как быть?

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь – по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету – вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее “крутит”. Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль – тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант – раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: “Согрешила блудом”. Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 – 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является “недоговариванием” и тем более “утаиванием”. Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы – то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас – искренность и постоянство, а результат – от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу “что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Как вести себя после падения. – Когда диавол хочет вовлечь кого в большой грех, то, с одной стороны, умаляет важность греха, а с другой – уверяет, что Бог милосерд, простит всякий грех, потому вовсе не опасно испытать удовольствие греха, а после нескольких опытов можно покаяться. А когда враг успеет вовлечь в грех, то делает напротив, то есть, с одной стороны, увеличивает тяжесть греха, а с другой – представляет Бога до чрезмерности строгим, немилосердым, чтобы ввергнуть грешника в отчаяние, которое есть духовное самоубийство, часто сопровождается и телесным самоубийством и ведет к вечной погибели.

Святой Лествичник говорит, что невидимый предстатель блуда, сей бесчеловечный враг, внушает, что Бог человеколюбив и что Он подает щедрое прощение этой страсти, как естественной. Но если станем наблюдать за коварством бесов, то найдем, что по совершении греха они представляют нам Бога праведным Судиею и непрощающим. Прежде они делают такое внушение для того, чтобы вовлечь нас в грех, а потом внушают другое с тем, чтобы погрузить нас в отчаяние. Когда печаль и отчаяние усиливаются в нас, тогда мы не можем ни укорять себя, ни мстить себе самим за прегрешение покаянием. А когда скорбь и отчаяние угасли, тогда опять оный мучитель душ начинает преподавать нам учение о милосердии Божием, чтобы снова пали. Уверением в милосердии Божием и обещанием прощения диавол увлекает от одного грехопадения к другому с той целью, чтобы от частых грехопадений совесть была заглушена, душа очерствела, сердце огрубело, сделалось бесчувственным, неспособным к сокрушению и покаянию, чтобы тем вернее довести до ожесточения в грехах и до совершенного отчаяния.

Потому надобно бояться оставаться беспечным после грехопадения и в ложной надежде на милосердие Божие и прощение грехов переходить от одного греха к другому, чтобы не дойти до бесчувственности, ожесточения и не сделаться неспособным к покаянию.

Не тогда будем печалиться, говорит святой Исаак Сирин, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение часто бывает и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания. Кто в надежде на покаяние поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели. Но после грехов непреднамеренных, сделанных по омрачению и увлечению от страстей, не должны предаваться отчаянию, в которое диавол старается ввергнуть, чтобы окончательно погубить грешника, но надобно ободрять себя надеждою на милосердие Божие.

Святой Исаак Сирин говорит, что кто явно принадлежит к числу грешников, тот, когда падет, да не забывает любви Отца своего Небесного; но если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но и побеждаемый снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего имея в устах слово пророка: «Не радуйся о мне, противник мой, что я пал, ибо снова восстану. Если сяду во тьме, Господь озарит меня» (см. Мих. 7, 8). И нимало да не прекращает брани до самой смерти; и пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разжженные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды своей. Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего.

Если и каждый день постоянно приемлем тысячи ударов от бесов, то да не малодушествуем и да не останавливаемся в течении на поприще, потому что в одном маловажном случае можно нам восхитить победу и получить венец. Потому ни один человек да не остается в отчаянии. Не будем только нерадеть о молитве и не поленимся просить помощи у Господа. Один монах по навету врага впал в плотский грех, а после грехопадения враг старался ввергнуть его в отчаяние, удалить из пустынной кельи в мир. Но монах, как искусный в духовной брани, говорил врагу: «Я не согрешил, говорю тебе, не согрешил». Возвратился в келью и трудами покаяния, скорби и смирения загладил свой грех. Святой Лествичник говорит, что не должно отчаиваться, хотя бы кто и ежедневно падал. Так как отчаяние происходит от множества грехов, а бывает и от гордости10, то, чтобы не дойти до отчаяния, тотчас по грехопадении надобно встать, покаяться, очистить совесть исповедью перед священником, а в последнем случае надобно смириться и никого не осуждать. Святой Лествичник говорит, что хотя бы кто и во все ямы греховные впал, но если смирится, то да благодушествует11. Во время отчаяния полезна мысль и о милосердии Божием12. В печали о грехах влекомые к отчаянию, да не престанем вспоминать, что Господь заповедал апостолу Петру прощать согрешающего семьдесят крат седмерицею (см. Мф. 18, 22), а Кто такую заповедь предал другому, тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает.

Плачь, говорит святой Исаак Сирин, и проливай слезы, и припадай при воспоминании о своих грехопадениях во время попущения, чтобы этим избавиться тебе от грехов и приобрести через то смирение. Впрочем, не отчаивайся и в помыслах смирения умилостивлением сделай простительными грехи свои. Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого (именно: могут вести к самомнению, тщеславию, за которым следует падение). Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Для приобретения его потребно непрестанно печалиться мыслью с уничижением и рассудительною печалью. И если приобретем оное, то сделает нас сынами Божиими и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание. Наконец, Бог хочет изменения в мысли. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными. Ее одной достаточно, чтобы нас бесмощных поставить перед Богом, и она же говорит за нас14. Особенно сильно враг нападает на человека перед смертью, воспоминанием о сделанных в течение жизни грехах старается ввести в смущение, уныние и отчаяние. В это время всей силой веры надобно взяться за Бога, со смирением, раскаянием, сердечным сокрушением о грехах умолять Бога о прощении и ободрять себя надеждой на безмерное милосердие Божие, по которому Бог прощал величайших грешников без всяких заслуг их; по выражению молитв церковных (см. четвертую и седьмую молитвы ко причащению), нет греха, побеждающего милосердие Божие. Бог Сам даже с клятвой уверяет, что Он не желает погибели грешника. Вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: жив Я, то есть клянусь Своею жизнью, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33,10-11; см. также Иез. 18, 23; Иер. 8, 4). Нечестивый иудейский царь Манассия забыл своего Бога, своими мерзостями, злодеяниями превзошел даже язычников. Но когда в плену вавилонском образумился, смирился, с сокрушением сердца обратился к Богу, стал умолять Его милосердие, то Бог простил его без всяких заслуг его и избавил от плена (см.: 2Пар. 33, 12-13)15. Мытарь оправдан только за то одно, что сознавал себя грешником, сокрушался о грехах своих и смиренно просил у Бога милости (см. Лк. 18,13). Разбойник, захваченный в злодеянии и распятый на кресте со Спасителем, получил прощение без всяких своих заслуг и вошел в рай за то только, что, вися на кресте, смирился, признал себя достойным наказания, сокрушался о грехах и просил милости у Сына Божия (см. Лк. 23, 40-43).

Блудный сын, по своеволию удалившись от отца, растратив все имение и от распутства дойдя до крайней степени зол, ничего доброго не сделал, чтобы загладить свою вину, а только, образумившись, смирившись, стал раскаиваться в своих грехах, решился оставить развратную жизнь, возвратиться в отеческий дом и просил прощения. Но любвеобильный отец, не дождавшись еще прихода его в дом, вышел к нему навстречу, обрадовался его возвращению, принял его в объятия своей любви, возвратил ему права сына и наследника, даже сделал роскошный пир от радости о его спасении (см. Лк. 15, 11-24). Так и Бог с ангелами на небесах радуется об обращении всякого грешника и не хочет, чтобы кто погиб (см. Мф. 18, 14).

Любовь Свою к людям и желание спасения их Бог яснее всего доказал тем, что послал в мир возлюбленного Сына Своего для спасения людей, и не только послал, но и предал на смерть для искупления их вместо того, чтобы наказать самих людей, и притом тогда, когда они не только ничем не заслуживали благоволения Божия, но, по словам апостола, были грешниками и врагами Божиими, достойными наказания. Из людей, говорит апостол, едва ли кто согласится пожертвовать своей жизнью для спасения и праведника – человека честного, разве за благодетеля, может быть, кто решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим.5,6-10). Если Бог и Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас, за всех грешников (Рим.8,32-34). Бог, по словам святого Исаака Сирина, требует от нас только перемены мыслей и всех душевных расположений на лучшее, которая совершается при содействии благодати смирением – сознанием своей греховности, раскаянием, сокрушением сердца, сожалением о допущении грехов, решительным отвращением от всего греховного и обращением всей души с любовью к Богу. Смирение по своему свойству истребляет всякую страсть в душе, открывает в нее вход благодати, которая довершает дело обращения и спасения грешника. Если, по словам святого Лествичника, одна гордость низвергла сатану с неба и погубила, то нет причины сомневаться, что и смирение одно может спасти кающегося грешника. Бог есть беспредельное море благости. Кто погружается в это море, тому стоит только открыть уста, чтобы пить воду благодати, омыть ею все душевные нечистоты и утолить жажду души – удовлетворить всем духовным потребностям. А вход благодати в душу открывает только смирение, без которого не может быть и преемлемости благодати – без нее человек умирает духовно.

Это подтверждается многими примерами покаявшихся грешников, которые помилованы Богом только за одно смиренное раскаяние. Одна девственница в Солунском монастыре не вынесла бесовского искушения, ушла из монастыря в мир, несколько лет предавалась разврату. Потом, образумившись, раскаявшись, решилась оставить порочную жизнь и возвратиться в монастырь на подвиги покаяния. Но едва только дошла до ворот монастыря, как вдруг упала и умерла. Одному епископу Бог открыл о смерти ее, и он видел, что святые ангелы пришли, взяли душу ее, а бесы вслед их шли и спорили с ними. Святые ангелы говорили, что столько-то лет она служила нам, душа наша. А бесы говорили, что она и в монастырь вступила с леностью, как же вы говорите, что она покаялась? Ангелы отвечали, что Бог видел, как она всеми мыслями и сердцем преклонилась к доброму, потому и принял покаяние ее. Покаяние зависело от ее доброй воли, а жизнью Бог владеет. Бесы со стыдом удалились. Девица Паисия, оставшись в сиротстве, по бедности дошла до того, что стала промышлять распутством. Отцы, подвижники египетской пустыни, находившие прежде в ее доме приют, услышав о худой жизни ее, послали старца Иоанна Колова спасти ее. По убеждению святого старца, Паисия решилась оставить порочную жизнь и свой дом, просила отвести ее куда-нибудь на покаяние. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва сделал небольшое возглавие из песка для девицы и, перекрестив оное, сказал ей: «Усни здесь». В малом расстоянии от нее и для себя сделал такое же возглавие и, окончив молитвы свои, уснул. Проснувшись в полночь, он видит светлый путь, простиравшийся с неба до самой девицы, и видит ангелов, которые возносили душу ее. Встав, подошел к девице и, узнав, что она умерла, повергся лицом на землю и молил Бога. И был ему голос, что один час покаяния ее принят лучше покаяния многих, долго кающихся, но не показывающих такой горячности в покаянии.

Когда грешник решился оставить пороки, возненавидел грехи и всей душой прилепляется в Богу, то Бог прощает ему прежние грехи. Некто был спрошен, говорит святой Исаак Сирин, когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих? Спрошенный отвечал, что когда ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи, и когда явно даст себе направление, противоположное прежнему; таковой уповает, что получил от Бога оставление грехопадений как возненавидевший уже грех по свидетельству совести; неосужденная совесть сама себе свидетель. Святой Варсонофий Великий говорит, что признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них и сердце его услаждается ими или он и совершает их на деле, то это знак, что грехи еще не прощены ему, но он еще обвиняется в них. А хотя кому и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сластных, а противоречит и подвизается против оной, тому прощены прежние грехи. Впрочем, хотя и отпущены прежние грехи, но брань против них продолжается, ибо человеку нужен подвиг.

Преподобный Петр Дамаскин говорит, что не следует отчаиваться, хотя и много кто согрешает. Худо то, что ты, человек, согрешил; но не надобно отчаиваться. Что прогневляешь Бога, по неразумению считая Его немощным? Ужели сотворивший такой мир, какой ты видишь, не может спасти душу твою? Если же говоришь, что и это, как снисхождение Его, больше послужит к твоему осуждению, то покайся, и Он примет твое покаяние, как блудного и блудницы. Если же и этого не можешь сделать, но по навыку согрешаешь в том, чего бы и не хотел ты, то имей смирение, как мытарь (см. Лк. 18, 13), и достаточно тебе для спасения. Ибо кто грешит беспокаянно (не исправляясь) и не отчаивается, тот поневоле считает себя худшим всей твари и не смеет осуждать или укорять какого-либо человека, а, напротив, удивляется человеколюбию Божию (что Бог терпит, не погубляет его за грехи, а еще дает ему все нужное к жизни и спасению), бывает благодарен за то к Богу и другие добрые чувствования может иметь. В согрешении хотя он и покорился диаволу, но по страху Божию опять противится врагу, понуждающему его к отчаянию. И поэтому он бывает часть Божия, имея благоразумие, благодарение, терпение, страх Божий, не осуждает никого, за то и сам не будет осужден24. Если ты пал, встань; если опять пал, опять встань и не отчаивайся в своем спасении; что ни приключилось бы с тобой, добровольно не предавайся врагу, и это терпение твое с самоукорением достаточно будет тебе для спасения. Не отчаивайся, не зная помощи Божией, потому что Он может все сделать, что ни захочет. Надейся на Него, и Он сделает то, что или какими-нибудь искушениями устроит твое исправление, или твое терпение и смирение примет вместо подвигов, или другим образом, как Сам знает, приведет тебя к спасению25. Отчаиваться гораздо хуже, нежели согрешать26. Согрешил я пред Господом, возопило некогда блаженное смирение к Богу, после обличения в прелюбодеянии и убийстве, и тотчас услыхало: Господь снял с тебя грех твой (2Цар. 12, 13)27. Так и мы не предадимся отчаянию, но в надежде на бесценные заслуги и ходатайство Спасителя о нас возопием к Богу из глубины сокрушенной души со смирением и окаяванием себя: «Помилуй меня Господи, ибо я немощен; исцели душу мою, как Ты исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, очисти мои грехи, как очистил грехи блудницы. Радость моя! Избавь меня от обступивших меня зол (см. Пс. 31, 7); не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее (Пс. 68, 18-19). Хотя я и грешник, но не враг Твой, а немощное создание и раб Твой; помилуй меня, Боже!»

Указание пути к спасению
епископ Петр.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»