Галеон - корабль с гальюном, где было удобно сидеть на толчке, гадить, лить за борт и всё смывало. Для всех и обо всем Как работает гальюн на корабле

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

ГАЛЬЮН

ГАЛЬЮН

(Head gallery, seamens head) - 1. Ватерклозет на корабле. 2. На парусных кораблях Г. назывался носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта судна устраивались отхожие места и места для сбрасывания всяких нечистот. 3. Тип средневекового испанского и португальского военного судна, у которого в носу имелась длинная, выступавшая вперед надстройка.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Гальюн

1) уборная на корабле.

2) Свес в носу парусного корабля для установки носового украшения.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Гальюн

1) Тип средневекового испанского и португальского военного корабля, у которого в носу имелась длинная, выступающая вперед надстройка.

2) На парусных судах носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта находились отхожие места для нижних чинов.

3) Ватерклозет на корабле.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЬЮН" в других словарях:

    На носу корабля «Ваза» (XVII век). Два сиденья расположены по обе стороны бушприта В Викисловаре есть статья … Википедия

    - (голланд. galioen). 1) передняя надводная часть корабля. 2) отхожее место для команды на военных судах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЬЮН гол. galoen. Передняя надводная часть корабля.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ватерклозет, уборная, туалет, клозет, судно, нужник, пердонарий, сортир Словарь русских синонимов. гальюн сущ. уборная туалет отхожее место нужник сортир клозет ватерклозет … Словарь синонимов

    ГАЛЬЮН, гальюна, муж. (голланд. galjoen) (мор.). Отхожее место, уборная для матросов в носовой части корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж. самый нос мореходного судна, передняя часть надводной оконечности его; наружная, выдавшаяся наделка к корпусу, под бушпритом, где бывают отхожие места; на Волге они на корме, и зовутся гальюном; по морскому это шпульцы. Гальюнный, к гальюну… … Толковый словарь Даля

    ГАЛЬЮН - туалет. Моряк, привыкший к тому, что на судне нет раздельных гальюнов, по ошибке зашел в женский туалет ресторана. Только расстегнул брюки и извлек антон, как в гальюн вбегает женщина. А а а а! закричала она. Не бойтесь, мадам, я его держу … Большой полутолковый словарь одесского языка

    гальюн - Туалет, сортир, толчок. Сегодня будешь гальюн драить (Сегодня будешь туалет мыть). Тюремный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    ГАЛЬЮН - свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. В настоящее время Гальюн это туалеты на судах и кораблях, независимо от их расположения … Морской энциклопедический справочник

    Уборная в носовой части судна, впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Заимств. из голл. galjoen или нем. Gallion передняя часть, нос корабля; см. Хайзе; Смирнов, там же; Маценауэр 164 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

У сухопутных людей сия конструкция именуется туалетом, а вот моряки называют ее витиеватым словечком «гальюн». Почему, спросите, эта конструкция столь важна? Объясняю. Вы помните, какой объект первым возводится на любой, пусть даже самой грандиозной, стройке? Правильно, он, родимый, туалет, то бишь гальюн! Ну а куда от него денешься? Если на твоем жизненном пути встречается камбуз - будь уверен, следующая остановка - гальюн. Против природы ведь не попрешь!

Но что это, собственно, такое - гальюн? Даля цитировать не буду, слишком замысловато у него написано, лучше скажу своими словами: во времена парусного флота так назывался навес под бушпритом, на котором и были сделаны отхожие места для команды. Только за прошедшие столетия корабельный гальюн претерпел большущие изменения, особенно на подводных лодках.

Гальюн на корабле "Ваза" - два "посадочных места по сторонам бушприта.

Гальюн на корабле (а уж на ПЛ - точно) чем-то похож на обычный туалет обычного поезда - все так же, плюс большое количество разных трубочек. Но есть и отличие. Вы видели в вагонном туалете инструкцию по пользованию? Правильно, и я нет. А на подводной лодке она - обязательная его составляющая. Ведь это - гальюн! Это вам не «дерни за веревочку - дверь и откроется»!

Есть и центральная фигура в гальюне. Жванецкий выразился о ней таким образом: «Что такое: без четверти два все время? Это манометр!» Так вот, этот самый манометр и является главной фигурой. Почему? Объясню и это. Когда вы в вагонном туалете оставите гмм… гмм… продукты своей жизнедеятельности, куда они потом деваются? Верно, размазываются по железнодорожному полотну и окружающей его среде.

Гальюн на подводной лодке "Народоволец"

На подводной лодке, в силу понятных причин, так не сделаешь. Вот и скапливается эта «радость» в специальном баке, объемом, если не ошибаюсь, литров двести. А когда придет время, явится гальюнный владыка и выдует все это за борт воздухом высокого давления (ВВД). Это процесс сам по себе не такой уж и простой и требует от «владыки» внимания и собранности, но об этом далее, пока же об опасности для остальных членов экипажа.

Гальюн на подводной лодке Б-440 послевоенной постройки.

Представьте себе - вконец обалдевший от вахт морячок решил посетить уединенное место. Посидел, подумал о жизни своей, и без того задрипанной, помечтал о близком дембеле… Наконец, процесс закончен, морячок застегивает брюки, нажимает на педальку (правда, похоже на вагон?) и… Инструкция требует: перед нажатием на педаль - посмотри на манометр, чтобы там не было «без четверти два»! Ведь после продувания в баке всегда остается избыточное давление, и если «владыка» по каким-то причинам не стравил его (есть для этого специальный клапан) - пиши пропало: будешь похож на новогоднюю елку плюс «спецэффекты» в виде самых что ни на есть колоритных запахов. Все, что ты оставил после посещения камбуза, будет остаточным давлением незамедлительно отправлено тебе в личико!

Та самая инструкция, без которой... Ну, вы поняли.

Немалую опасность представляет и сама педаль, особенно для сонных. Дело в том, что она подпружинена, стоит нажать ее неаккуратно и… нога соскальзывает, педаль делает «хлоп» - и ты снова похож на елку. Принцип действия катапульты объяснять не надо?

Теперь самое время поговорить о «владыках». Специальность их официально именуется «трюмный машинист». Не знаю, как на надводных кораблях, а на подводных лодках к ним относятся несколько иронически, например, называют их «короли г…а, воды и пара». Бытует на лодках и поговорка «У матери было два сына: один умный, второй - трюмный», но, тем не менее, все прекрасно понимают - случись что, и твоя жизнь будет зависеть во многом именно от него - трюмного, ведь недаром их дивизион так и называется - дивизион живучести.

Гальюн современной ПЛ

Был у нас занятный случай. Пришел трюмный продувать гальюн 10-го отсека. Происходит все следующим образом: трюмный закрывает клапан между баком и унитазом, открывает клапан между баком и забортным пространством и, наконец, открывает клапан ВВД. Все, что «нажито непосильным трудом», улетает Нептуну.

На этот раз, увы, фокус не удался - клапан между унитазом и баком не закрывался! Как назло, и пружина захлопки (управляемой той самой педалькой) лопнула! Тогда трюмный нашел выход: в каждом отсеке есть аварийный щит со всеми «прибамбасами» (разве что лопаты, ведра и багра нет - ну не нужны они на подводной лодке! Зато есть там такая штука, как конус (в просторечии - чоп), служит для заделывания небольших пробоин - эдакий обрубок бревнышка длиной более метра, да и диаметром сантиметров двадцать, заточенный под карандаш).

Вот его-то трюмный и использовал: сунул в отверстие унитаза, заколотил покрепче кувалдой и дал ВВД… Все было бы хорошо, да с давлением он перебрал. В результате конус вырвало, чуть не пришибив гальюнного владыку, а «нажитое непосильным трудом» его так обделало - кремлевская елка отдыхает! А уж сколько нам пришлось вдыхать аромат «спецэффектов» - об этом я лучше и вспоминать не буду.

А вы - туалет, туалет. Гальюн - вот это сила!

Очень важная вещь на яхте, особенно для комфортного отдыха - туалет. Считается самой часто ломаемой в чартерах деталью. Соответственно за ремонт снимают деньги с вашего депозита. Далее инструкция что как делать чтобы не терять свой депозит на туалетах.

Туалет на корабле называется "гальюн".

Современные яхты предлагают высокий уровень комфорта, для достижения которого инженерам приходиться решать сложные задачи. Одним из важных и проблемных мест на яхте является фаново-сточная система, и на первом месте в ней стоит гальюн или туалет. Будет весьма жаль, если впечатления Вашего отдыха испортятся выходом из строя этого оборудования и штрафом за поломку. Поэтому в этой статье мы напомним про пользование гальюнами, его устройство и немного коснемся истории развития этого нетривиального оборудования.
Почему моряки называют туалет гальюном? В первую очередь, чтобы показать владение терминологией и отличие от сухопутных собратьев, а во вторую, чтобы напомнить, что правила пользования яхтенным туалетом немного отличаются от обычного. В парусные времена гальюном называлась деревянная или канатная решетка расположенная в носовой части судна, над носовым украшением. Она так и называлась - гальюнная решетка, это была простейшая конструкция, при пользовании которой требовалась определенная сноровка.

По одному из мнений, в русский язык слово попало от термина галеон, так как на этом типе судов стали применять такую систему судового туалета, и отхожие места маскировали красивыми фигурами. Почему это делали на носу, который больше подвержен качке и менее удобен, вы поймете, если вспомните, что первые типы судов были с прямым парусным вооружением и ходили по ветру, соответственно, все неприятные запахи уносило с носа быстрее, не оскверняя всего корпуса судна.
Кстати в английском языке гальюн до сих пор называется Head, напоминая нам о тех временах, когда он располагался на носу, в голове судна. В англоязычной среде есть поговорка: «who block head-that unblock it» Такая вот игра слов, можно сказать философия. У нас на катамаранах туалеты выглядят вот так

Типы гальюнов, применяемых на катамаранах.

На наших катамаранах Вы столкнетесь с двумя типами гальюнов: ручной и электрический. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Также напоминаем, что все наши катамараны оборудованы фекальными танками, поэтому при приемке лодки обратите внимание на кингстоны этих фекальных танков и их положение (вот они на картинке - один закрыт, другой открыт).

Их вам укажет технический сотрудник базы при оформлении процедуры Check-in (приемка лодки). Эти знания позволят вам не попасть в конфуз при наслаждении чистыми водами во время купания и необходимости использовать гальюн в это же время. В некоторых странах и заповедных зонах запрещено пользование гальюнами с открытым фекальным танком. Также напоминаем, что Вы обязаны вернуть лодку с полными топливными танками и пустыми фекальными. Для их опустошения необходимо выйти за 5-ти мильную береговую зону и на крейсерской скорости открыть кингстоны слива фекальных танков. Далее пользоваться береговой инфраструктурой. Сами фекальные танки да и вся фановая система в разрезе приведена тут:

Ручной гальюн.

На моделях размерного ряда 38 футов (это минимальный размер катамаранов в нашем флоте - катамараны Lagoon380) установлены ручные прокачные гальюны, на всех остальных электрические. Что значит ручной прокачнОй? - у него ручной насос для смыва. Выглядит сам унитаз вот так

При этом заметна крупная черная ручка насоса, а рядом черная ручка поменьше - рукоятка перекрывания. Как им пользоваться? Мы специально перевели его инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ по использованию ручного яхтенного туалета


1. Первое использование,

Наполовину наполните унитаз теплой водой.
В положении рукоятки «перекрыто» (черная загнутая стрелка или рисунок пустого унитаза) выкачайте воду.
2. Регулярное использование
Откройте впускные и выпускные кингстоны (и вспомогательные клапаны при их наличии).
Непосредственно перед использованием убедитесь в наличии достаточного количестве воды в резервуаре во избежание спрессовывания туалетной бумаги на дне. Если в резервуаре нет воды, переведите рукоятку в положение «открыто» (белая загнутая стрелка или картинка унитаза в который заливается вода) и прокачивайте вверх и вниз пока резервуар не заполнится. Переведите рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка).
Для эффективного и удобного использования прокачивайте ручную помпу до конца плавными движениями. Во время использования сделайте необходимое количество прокачиваний для того, чтобы уровень воды в резервуаре не был слишком высоким. Используйте умеренное количество туалетной бумаги хорошего качества. После пользования туалетом оставьте рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка) и прокачивайте помпу пока не опустошится резервуар.
После этого снова переведите рукоятку в положение «открыто» и продолжайте прокачивать, чтобы удалить отходы с борта или чтобы они достигли фекального танка (из расчета 7 прокачиваний на каждый метр (ярд) длины трубы фановой системы).
После этого переведите рукоятку в положение «перекрыто» и прокачивайте до опустошения резервуара. Резервуар должен всегда оставаться пустым для предотвращения неприятного запаха и выплескивания.
ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- РУКОЯТКА В ПОЛОЖЕНИИ «ПЕРЕКРЫТО»
- КИНГСТОНЫ ЗАКРЫТЫ

Внимание: ОПАСНО!!! - для обоих видов туалетов!

Если трубопровод туалета идет вдоль всего судна на уровне ниже ватерлинии, то при повреждении туалета или фановой системы, морская вода может затекать на судно, что может даже привести к его затоплению и соответственно угрозе жизни. Поэтому после каждого использования туалета ОБЯЗАТЕЛЬНО закрывать оба кингстона (и вспомогательные клапаны при их наличии).
Если на судне никто не находится, даже в течение короткого времени, оба кингстона (даже при наличии вспомогательных клапанов) ДОЛЖНЫ быть закрыты.
Удостоверьтесь, что ВСЕ находящиеся на борту понимают, как правильно пользоваться туалетом на судне, в том числе кингстонами и клапанами.
Позаботьтесь о том, чтобы дети и пожилые люди, находящиеся на борту, четко понимали, что необходимо ЗАКРЫВАТЬ КИНГСТОНЫ!

ВНИМАНИЕ: В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм. Запрещено выбрасывать в унитаз: гигиенические средства, влажные салфетки, вату, сигареты и спички, жевательную резинку или другой твердый мусор. Также не допускается сливания в унитаз бензина, дизеля, масел, любых растворителей или горячей воды.

Несмотря на подробное описание ничего страшного в использование этого устройства нет и наш техник проконсультирует Вас на месте, указав САМОЕ ГЛАВНОЕ:

  1. В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм естественным образом, в противном случае может произойти поломка оборудования и вы окажетесь без одного гальюна.
  2. Минимум 15 полных качков рукоятки чтобы прогнать содержимое по шлангам в танк или за борт.
  3. Переключить флажок клапана в положение осушки сделать еще два-три качка и проследить, чтобы уровень воды не повышался.
Короче, дети ходят в туалет только со взрослыми))) причем не слабыми хилячками, а крепкими и смекалистыми.

Электрический гальюн

Пользование им более удобное, но неправильное использование также может привести к выходу из строя более дорогостоящего оборудования, так как в случае с электрическим гальюном всю работу по прокачке содержимого за вас выполняет электромотор с крыльчаткой. Выглядит он как обычный унитаз с кнопками.

Ну и сразу панель управления режимами работы электрического гальюна. На изображении наглядно нарисовано и вроде как интуитивно понятно, надеемся Вы быстро освоитесь с этим типом гальюна.

Управляться с ним реально проще, но если сломается, ремонт стоит дороже, Поэтому читайте инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ по использованию автоматического яхтенного туалета с электроприводом

Удостоверьтесь, что входные и выходные кингстоны открыты, нажать кнопку для работы. Действуйте до тех пор, пока чаша не будет полностью промыта и нагнетательный насос не удалил воду и загрязнения со дна чаши. Электрический туалет удаляет отходы жизнедеятельности человека, но он НЕ сможет обрабатывать тряпки, гигиенические или жесткие салфетки, любые другие твердые объекты. Всё точно также как в случае ручного насоса - ничего "лишнего" в унитаз не бросаем!!!
Вывод: все сильно проще, но никогда не забываем про кингстоны и в унитаз ничего не бросаем - не все посторонние предметы под силу электромотору.

Желаем Вам приятного плавания, а об исправном оборудовании позаботится наша техническая служба.
Sail away!

Игра «Поле чудес» за 9 июня 2018 года уже прошла в восточных регионах страны, поэтому на многочисленных сайтах в интернете уже можно найти все ответы на вопросы, прозвучавшие в игре.

8 июня у нас Всемирный день океанов. Поговорим о том, что происходило на этом великом водяном пространстве, всякие забавные истории, которые мало кто знает.

Что в старину скрывалось за женской фигурой на носу корабля?

Гальюн (нидерл. galjoen - нос корабля) - первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна.

Традиционно на этом же свесе (между княвдигетом и бортами корабля) устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Различают гальюн морской и гальюн штормовой морской. Последний отличается наличием сетки и сиденья.

В военно-морском флоте СССР и РФ термином «гальюн» обозначают любое специально предназначенное для оправления естественных надобностей место, как на корабле, так и на суше (а в морской авиации - и бортовой туалет в самолёте).

В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur.

Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».

Правильный ответ: Гальюн .

В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.




Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:


Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!


Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков


Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря - это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос - должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, - следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы - круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»