Кризис его причины и виды. Понятие, причины и виды кризисов. Принципы антикризисного управления территорией

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в состоянии больного, о психологическом кризисе отдельной личности.

Теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Начало было положено статьей Е. Линдеманн, опубликованной в 1944 году и посвященной анализу острого горя. По мнению ряда зарубежных психологов, на теорию кризисов повлияли четыре интеллектуальных движения:

* теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации;

* теория достижения и роста человеческой мотивации;

* подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов;

* интерес к совладанию с экстремальными стрессами.

Среди идейных истоков теории кризисов также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса, а также теория ролей.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход. В психологии эта категория понимается:

во-первых, как жизненный кризис, то есть поворотный момент в жизни человека, а не общества;

во-вторых, как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.; как, эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

По мнению А. Ребера, под кризисом понимаются резкие отклонения от обычной жизни, любые внезапные прерывания нормального хода событий в жизни индивида или общества, которые требуют переоценки моделей поведения, действий, мышления. Кризис - это общее значение потери обычных основ повседневной деятельности

Кризис - это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового «Я».

Стадии кризиса:

* шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);

* осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность)

* острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);

* реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).

Кризис как процесса переживания (Василюк Ф.Е.):

* внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла;

* психологическим «органом», осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля;

* когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация - кризис;

* таким образом, кризис - это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется, либо становится невозможной;

* динамика возникновения и развития кризиса следующая: он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

Процесс переживания может протекать в двух формах:

* когда, реализация жизненного замысла серьезно затрудняется и осложняется (при этом сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни);

* когда реализация жизненного замысла становится невозможной (в этом случае происходит метаморфоза личности, перерождение и принятие нового замысла, жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я»).

Понимание и объяснение кризиса возможно лишь при анализе всей совокупности факторов (по крайней мере большинства), воздействующих на человека. Не менее важно отношение к человеку как к активному участнику своей повседневности, к человеку, осуществляющему активное конструирование повседневной реальности.

К числу основных событий повседневной жизни, способных привести к кризису, относят:

* смерть или тяжелую болезнь близкого человека;

* тяжелое заболевание, вызывающее страх смерти;

* отделение от родителей, семьи, друзей, любимой (привычной) работы, смену места жительства;

* изменение внешности;

* смена социальной обстановки;

* женитьба;

* резкие изменения социального статуса.

Основные причины возникновения кризиса:

* значимый «другой» ведет себя не так, как мы ожидаем:

* наше тело повергает нас в состояние болезни или травмы;

* происходят весьма значительные нарушения привычного хода событий (катастрофы, бедствия и др.).

Процесс переживания кризиса усугубляется действием ряда факторов , к которым можно отнести следующие.

1. Когнитивная ригидность, т.е. нежелание человека изменить собственные представления.

3. Наличие неверных представлений и установок («относительно безвредные в обычных обстоятельствах, они могут создавать проблемы на фоне сильного
стресса».

4.Инерция мышления.

5. Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Каковы же характерные черты кризиса как явления? Обычно к ним относят следующие:

* кризис переживается как событие, не поддающееся (или слабо поддающееся) контролю. Если человеку угрожает стресс (опасность), он может попытаться спастись бегством. При кризисе нет действия, позволяющего уйти от стресса (опасности), невозможно такое преобразование действительности, которое разрешало бы ситуацию. Дж. Каплан к жизненным событиям, ведущим к кризису, относит такие, которые ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом»;

* кризис связан с открытием чего-то весьма не приятного для себя (потеря, опасность, унижение - все это разрушает мир привычных реалий и образ «Я»);

* кризис возникает неожиданно;

* кризис носит глобальный характер, то есть он связан не с какой-то одной проблемой или сферой жизнедеятельности, а затрагивает все сферы личности;

* кризис придает будущему неопределенный характер (само будущее ставится под вопрос), лишает возможности предсказать будущее;

* кризис разрушает привычный ход событий, жизни;

* кризис включает длительное страдание (как правило, процесс травмирующего переживания может продолжаться от двух до шести недель).

Кризис (в переводе с греч. – «решение, поворотный пункт») – крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.

На современном этапе не представляется возможным дать общепринятое определение кризиса в развитии социально-экономической системы. При рассмотрении кризисов с точки зрения путей развития системы долгое время считалось, что они характерны только для капиталистического пути развития и не возникают при социалистическом. Предполагалось, что при определенных обстоятельствах социалистическая система может испытывать только «трудности роста».

С точки зрения масштабов проблемы до сих пор сохранилось мнение, что кризис характерен только для макроэкономических систем и не характерен для микроэкономических, таких как отдельное предприятие или компания.

Понятия кризиса и антикризисного менеджмента тесно связаны с управлением рисками и понятием «риск». Кризис-менеджмент всегда предполагает оценку и учет возможных рисков при принятии любого решения, особенно если эти решения принимаются в условиях явного проявления признаков кризисной ситуации в компании.

Кризисы социально-экономических систем могут быть рассмотрены как один из этапов их жизненного цикла. С этой точки зрения необходимо рассмотреть функционирование и развитие системы.

Функционирование – это действие системы во времени, поддерживающее ее жизнедеятельность, единство, обеспечивающее возможность качественного выполнения функций, сохраняющее целостность и основные характеристики.

Развитие – это необратимый процесс, имеющий определенное направление закономерного изменения системы, обязательно приводящее к возникновению нового качества.

Тесная взаимосвязь функционирования и развития отражает диалектическое единство и противоположность этих основных составляющих социально-экономической системы.

Кризисное состояние системы приводит к ослаблению жизненных сил системы, дисбалансу, невозможности достижения ранее поставленных целей. Кроме того, разрушаются отдельные элементы и подсистемы. Тем не менее кризисы нельзя однозначно оценить как негативное или даже губительное явление. Естественно, они не могут происходить без определенной напряженности, вызванной, например, противоречиями между технологией и окружающей средой, между уровнем технологий и квалификацией персонала и т. п. Но в конечном итоге при правильном выборе антикризисной программы и последовательной и полной ее реализации они приводят к стабилизации на новом витке развития.

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

  1. Разновидности кризисов

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Рис. 1. Классификация кризисов


Описание работы

Кризис (в переводе с греч. – «решение, поворотный пункт») – крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.
На современном этапе не представляется возможным дать общепринятое определение кризиса в развитии социально-экономической системы. При рассмотрении кризисов с точки зрения путей развития системы долгое время считалось, что они характерны только для капиталистического пути развития и не возникают при социалистическом. Предполагалось, что при определенных обстоятельствах социалистическая система может испытывать только «трудности роста».

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и т.д.

Первопричиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров.

В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для них появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок - стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко увеличился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые -- с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Также причины можно подразделять на следующие группы:

  • а) экономические - кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, монополизация рынка. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства;
  • б) социальные - рост безработицы; сокращение зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличение дифференциации доходов населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.;
  • в) политические - политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;
  • г) демографические - численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения;
  • д) усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

Рисунок 1- Классификация причин кризиса.

Кризисы могут оказывать различное влияние на развитие социально-экономических систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение нового, более разрушительного кризиса.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:

  • - латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу;
  • - период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;
  • - период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшую свою силу новой.

Кризисы, обусловленные цикличной динамикой социально-экономического развития, поддаются прогнозированию. Менеджмент с помощью разнообразных управленческих воздействий может смягчать кризисные проявления, уменьшать и минимизировать потери. Всякий кризис, если он не явно летального характера, включает и антикризис, т. е. момент выздоровления

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике движения систем три важнейшие функции:

  • - резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  • - расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  • - испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Таблица 1 - Виды кризисов

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжения и неравновесия в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Кризисы можно определить по факторам их проявления - наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса - это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы. Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий. Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний. Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер. Острый политический кризис может протекать как: - конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны; - кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах; - правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия; - внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение.Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (см. приложение А ).Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Причины кризисов:

финансово-экономическая ситуация в стране;

острая конкуренция;

непрофессиональное управление (ошибочные решения);

рискованное развитие (стратегия);

кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

сложная социально-политическая обстановка;

природные катаклизмы.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его.

В настоящее время подкризисом понимается острая, нестабильная ситуация, имеющая негативные последствия. Вместе с тем необходимо отметить, что существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с обновлением, развитием.

Необходимым элементом антикризисного управления является теория и практика управления рисками.

Под кризисом понимается возникшая (или развивающаяся) чрезвычайно опасная нестабильная ситуация, требующая немедленного реагирования.

В экономической науке выделяют следующие виды кризисов:

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным.

Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.

21.Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Для кризиса в экономике характерны следующие черты:



o Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

o Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;

o Большое количество банкротств и массовая безработица;

o Снижение зарплат и уровня жизни;

o Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;

Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.

Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.

Антициклическая политика - включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.

Негативные последствия экономических кризисов вынуждает государство проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Фискальная политика государства:

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования в современных экономиках с целью обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.

В краткосрочной перспективе:

o Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

o Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.

В долгосрочной перспективе:

o Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

Что касается налогов, то их воздействие на величину национального производства и доходов прямо противоположно воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным мультипликационным эффектом.

Мультипликационный эффект заключается в том, что рост производства и доходов в одной отрасли приводит к стимулированию роста производства смежных областей.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор.

Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.

Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика - это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

o В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.

o В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.

2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).

Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

o нормативно-законодательной деятельности (Конституция КЗ, ГК КЗ, № 127)

o финансового регулирования - управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

o Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

o Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.

Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»