Что такое щит Ахиллеса? Описание щита ахилла Магические свойства щита Ахиллеса

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

О щитах в «Илиаде» говорится много и со вкусом. Одно только описание щита Ахилла чего стоит. Но не надо забывать, что Троянская война была где-то в интервале 1250 – 1100 гг. А вот вся эпоха Минойского времени, Крито-микенской культуры, Ахейского периода и Эгейской цивилизации (на самом деле все это одно и то же!) и началось раньше, и закончилось несколько позже этого времени. Поэтому рассказ о самых распространенных по всему миру круглых щитах следует начать с того, что такие круглые щиты в Эгейском районе начали применять приблизительно около 1300 г. до н.э.

Микенский кинжал со сценой охоты. Афинский археологический музей.

Причем цельнометаллические (бронзовые) щиты этого времени известны по находкам в Центральной и Северной Европе, но не в Элладе и в Малой Азии. Но поскольку хорошо сохранившиеся круглые бронзовые щиты там находят, то применение их считается полностью возможным и воинами ахейского мира.


Статуэтка бога или воина из Энкоми, Кипр (около 1200 г. до н.э.). Музей в Никосии.

Некоторые из золотых бляшек, пуговиц и терракотовых украшений из царских могил шахтных в Микенах датированных 1500 г. до н.э. были интерпретированы Генрихом Шлиманом как миниатюрные копии щитов. Подтверждается его мнение находкой большого деревянного объекта (который был собран из многих фрагментов) в могиле №5 в Микенах (около 1500 г. до н.э.), поскольку это почти наверняка часть щита. В центре сохранившейся части находится круглое отверстие, которое служило для крепления рукоятки, которую снаружи прикрывал металлический умбон.


Карта Эгейского мира.

Есть фрагмент фрески со сценой охоты из Пилоса (около 1300 г. до н.э.), где также изображен круглый щит. Круглые щиты, изготовленные из нескольких слоев кожи, описаны также и в «Илиаде». Есть медная статуэтка, «фигура из Энкоми», изображающая воина с копьем и круглым щитом. Круглыми щитами вооружены и воины «народов моря», изображенные на рельефах храма Рамзеса II в Мединет-Абу.

Зато именно в этой части света появился совершенно необычный по форме так называемый «прото-дипилонский» щит, имевший вид огромной выпуклой восьмерки. Эти щиты имели вертикальное деревянное ребро и основание, скорее всего, сплетенное из лозы и обтянутое бычьей шкурой.


Дипилонский щит из кожи. Реконструкция. В начале VIII в. до н.э. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон – этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений таких щитов, и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки.

Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!


Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.)

Изображений этих щитов предостаточно. Это и фрески из дворца в Кноссе, и минойские вазы и даже фигурки охотников на львов на клинке великолепного бронзового кинжала из археологического музея в Афинах. На этом клинке, кстати говоря, изображены щиты двух типов: «восьмеркообразный» и прямоугольный с полукруглым выступом наверху.

Такой щит мог быть усилен металлическими оковками по краям и даже обтянут металлическим листом сверху. Интересно, что и в «Илиаде» основным материалом для щитов ахейцев и троянцев являются выделанные бычьи шкуры, усиленные металлическими элементами. Есть изображения прямоугольных щитов совершенно явно покрытых шкурой быка шестью наружу и на знаменитых фресках из Акротири с острова Санторин.


Охота на льва, в которой участвуют лучник и копейщик с восьмеркообразным щитом. Печать из Кудонии, XVI в. до н.э.

Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя. А это значит, что фаланга была известна уже тогда. Кстати, длинные копья в руках у воинов подтверждают эту гипотезу. Кстати, рисунок сам по себе очень понятен, хотя рисовал его художник, живший от нас в незапамятные времена. Воины защищают город, живущих в нем женщин и пастухов, пригоняющих в город стада. На море мы видим флот и занятых каким-то важным делом ныряльщиков.


Аякс со своим щитом. Современная реконструкция.

Простые щиты с «покрышкой» из волосатой шкуры могли быть значительно усовершенствованы. Например, путем соединения нескольких кож между собой. Именно таким, то есть «семикожным» и еще покрытым бронзовым листом, был щит Аякса Теламонида. Считается, что такой большой щит будет слишком тяжелым. Известно, что средняя плотность бронзы 8300 кг/м3. Таким образом, при размере листа на таком щите от 1,65 м до 1 м, ширине около 70 см и толщине 0,3 мм даст нам вес около 4 кг. Общий вес семи бычьих шкур это 6 кг плюс 4 кг бронзовой пластины, то есть общий вес щита будет около 10 кг. Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.

В «Илиаде» описан также щит Ахилла, изготовленный богом Гефестом, причем красоты ради он сделал на нем много изображений. Известный английский ученый Питер Коннолли и итальянский историк Раффаэле Д"Амато постарались реконструировать сцены, изображенные на этом щите. Работа была проделана большая, поскольку всего на щите Ахилла было 78 сцен, так что ее объем можно себе представить!

Для максимальной достоверности изображения и копирования характерной манеры того времени использовались изображения с фресок, а также различные артефакты. Например, охотничьи собаки – фреска из Tиринфа XIII в. до н. э.; ахейская женщина – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; женщины на колеснице – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; жрицы с храмовой фрески из Микен XIII в. до н. э. – ну и так далее.


Реконструкция щита Ахилла.

На основании описания в «Илиаде» щит Гектора вполне можно представить себе как «восьмеркообразный» (тип прото-дипилонский) из нескольких слоев бычьей шкуры.

С древних времен искателей приключений привлекали исторические артефакты. Такие вещи обладали красотой и индивидуальностью, несли в себе магические свойства, которыми наделяли своего владельца. Рискуя жизнью, люди отправлялись на поиски кладов в самые дальние уголки мира ради шанса стать обладателем желанного экземпляра. Одним из таких артефактов является и щит Ахиллеса, речь о котором пойдет в данной статье.

Что это такое?

Описание щита Ахиллеса занимает особое место в произведении Гомера "Илиада", повествующем о последних трагических месяцах троянской цивилизации. Одной из самых значимых фигур в произведении является Ахиллес. В тексте большой раздел отведен его щиту, который был уникален по значимости, красоте и мистичности. Именно он должен был принести победу Ахиллесу и его народу в десятилетней войне с троянцами. И принес.

Герой Троянской войны Мифология

Ахиллес появился на свет вследствие брака царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды.

Богиня знала, что судьба приготовила ее сыну возможность сыграть важную роль в истории греков при взятии города Троя. Что люди долго будут помнить его как отважного, смелого, славного юношу, равного по силе которому еще долго не будет на свете. Но также знала она и о печальном завершении его жизни под стенами Трои.

Всеми силами пыталась мать защитить дитя от неизбежного финала. Младенца Фетида натирала амброзией, держала в огне, по ночам купала в водах Стикс. Все эти действия сулили ему бессмертие и защиту, и только пятка ребенка, за которую мать держала дитя над водой, осталась беззащитной. Впоследствии это и сыграет роковую роль в жизни Ахиллеса.

Получив неодобрение мужа за действия с ребенком, Фетида была вынуждена покинуть дом супруга и скрыться в морской стихии отца Нерея навсегда. Ахилл же был передан отцом на воспитание кентавру Хирону, который кормил его мозгами и внутренними органами медведей и львов.

Еще будучи совсем юным, будущий герой убивал свирепых животных, в беге превосходил самых быстроногих зверей, а оружием и врачеванием владел виртуозно. Мощь и сила его были непревзойденны. Мать наблюдала за жизнью своего сына, радовалась его успехам и всегда была рядом, чтобы помочь Ахиллесу в трудных ситуациях и оградить от любой опасности. Ее помощь и участие понадобились, когда молодой герой остался без своих доспехов при осаде Трои. Доспехи, копье от Хирона и бессмертных коней от Посейдона отец вручил Ахиллесу, когда сам уже не мог участвовать в многолетней Троянской войне.

Ахиллес же, радушно предоставив эти вещи своему другу Патроклу в битве под Троей, остался без обмундирования. Фетида за новыми доспехами для сына отправилась на гору к Не смог он отказать прекрасной богине в просьбе и за одну ночь выковал для героя щит.

Кузнецом или художником был Гефест?

И кинул Гефест в огонь медь, олово, серебро и драгоценное золото. Из пяти сложенных вместе медных листов выковал мастер большой, круглый и немного выпуклый щит для Ахиллеса. Три обода окаймляют его, а картины из олова, серебра и драгоценного злата украшают. Что изобразил Гефест на щите Ахиллеса?

Вверху полукругом раскинулось небо, а в центре оружия - возвышение (бугор), что символизирует землю: она в центре всего. Что может быть важнее? Вокруг изображены картинки из Два города, символизирующие радость и печаль, добро и зло. Один город навевал мысли о веселье, люди на нем праздновали свадьбы на улицах города, молодые юноши играли на различных музыкальных инструментах, а красиво одетые девушки провожали их взглядами и улыбками. Второй город осаждают враги и люди в борьбе за жизнь устраивают засаду неприятелю. Боги войны Арес и Афина Паллада помогают жителям города, наблюдая за происходящим сверху, а на земле и вражды ищет себе добычу среди доблестных воинов, яро противостоящих врагу.

Также на щите изображен городской суд в виде народного собрания. Старцы с посохами в руках высказывают свои мнения по поводу различных споров жителей города, которые приходят к ним со своими проблемами каждый день. Награда в виде злата ожидает того старца, который рассудит правильно и по чести.

Что изображено на щите Ахиллеса еще? Изобразил Гефест и поля. Пахари работают за плугами. На окраине поля ждут уставших работников кубки с холодным вином и прохлада в тени. Изображена мастером и уборка пшеницы. Часть людей жнет хлеб, вторая его вяжет, а дети собирают колосья. Владелец поля с радостью смотрит, как убирают богатый урожай. Отдельно изображены люди, готовящие еду для работников поля. Одни режут скот для приготовления мяса на огне, другие пекут хлеб. Рядом изображение показывает сбор винограда. Девушки и мужчины несут спелый виноград в корзинах. Прекрасный мужчина играет на лире, а вокруг него люди водят веселый хоровод.

Следующее изображение показывает стадо редких быков цвета золота и серебра, которые идут к реке напиться воды. Львы нападают на рогатый скот и раздирают на куски тело одного из бедных животных. Пастухи хотят помочь, делают попытки отогнать львов с помощью собак, но те чувствуют страх перед королем животных и только лают на них. По соседству показаны пасущиеся овцы, постройки для животных и скромные шалаши пастухов.

Что самое яркое на щите Ахиллеса? Еще одно изображение показывает танцующих статных юношей и красивых девушек в хороводе и селян, смотрящих с радостью на эти танцы. Окружает все эти картины из жизни людей Мировой океан. Красивой каймой расположен он на щите, представляя собой белую полосу. Завершает полную картину на щите Гефест изображением звездного неба с многочисленными созвездиями - Ориона, Плеяды, Гиады и Большой Медведицы.

Вселенная на одном щите

Вся мирская жизнь изображена на щите Ахиллеса. Она включает в себя и радости в виде праздников, и утраты от войны, и простую жизнь людей с ежедневной рутинной работой на полях, и праздники с влюбленными юношами и девушками, кружащимися в танце от счастья.

Все это украшают море и небеса с неизменными нашими светилами дня и ночи - Солнцем, которое неугасимо светит нам каждый день, и Луной, которая управляет Мировым океаном. Звездам люди тоже отводят огромную роль, от их расположения зависят многие судьбы. Люди смотрят на них и ориентируются по ним. Запечатлена целая Вселенная на щите Ахиллеса, а в центре всего - земная твердь. Именно ей человек обязан своей жизнью, своим родом. Этот щит смело можно назвать величайшим произведением искусства. Он был уникален. До этого момента не было еще такого шедевра ни у людей, ни у богов.

Победа и смерть

С этим щитом молодой воин Ахиллес принес победу над Троей своему народу, как и пророчил астролог еще до рождения героя. Но здесь, под стенами побежденного города, Ахилл распрощался с жизнью в битве со своим врагом Парисом. Он поразил его быстрой стрелой в пятку, ту самую, которая так и не была окунута в воды реки Стикс. Обездвиженный Ахиллес не смог увернуться от второй стрелы неприятеля, и она пронзила его грудь смертельно. Как и обещал прорицатель, Троя была побеждена, век героя был недолог, но ярок. Легенды и песни слагали люди в его честь. Храмы и статуи создавались для подношений мирян.

Магические свойства щита Ахиллеса

Золотой зеркальный диск нес в себе невероятные магические свойства. Владельца он делал всесильным над людьми и событиями в жизни. С его помощью Ахиллес мог ориентироваться в любом месте, найти любой нужный населенный пункт или любое другое место на земле и на небе. Люди подчинялись мощи его хозяина и его воле. Он нес в себе притяжение славы, власти и всех богатств жизни. Для его обладателя деньги и золото лились рекой.

Щит Ахиллеса (фото интерпретации приведено в статье) наделен такой властью, что в состоянии показать человеку, заглянувшему в него, любое событие из жизни, будь то прошлое, настоящее или будущее. Но не каждому щит подчиняется и показывает видения. Человек должен обладать определенными высокими духовными качествами и внутренней силой.

Пропажа щита и открытие Трои

После смерти Ахиллеса щит был забран богами на Олимп, так как они считали, что люди недостойны его мистических качеств. Со временем боги не смогли поделить артефакт такой силы между собой, и с тех пор щит исчез навсегда.

Долгое время историки и археологи искали подтверждения существования троянской цивилизации в прошлом, его героя Ахиллеса и магического щита, которому не было равных. Найти и раскопать разрушенный город Трою удалось немецкому археологу Генриху Шлиману в 1873 году. Впоследствии Генрих пытался найти и могилу самого Ахиллеса, чтоб найти и знаменитый щит, который наделяет властью, но поиски не увенчались успехом. Щит не был найден. Гитлер тоже предпринимал попытки найти данный артефакт, но местонахождение щита неизвестно по сей день.

Значение татуировок

Издревле люди наносили на свое тело рисунки для разных целей. Узоры на теле несут в себе информацию о принадлежности к племенам, народам, о положении в обществе, о семейном статусе и наличии детей. С приходом цивилизации многие обозначения упразднились, и татуировки стали частью жизни многих молодых городских людей. Поражает многогранность картинок, форм, объемов, которые люди изображают на своем теле. Каждая из них по-своему уникальна и несет в себе свое особое обозначение, предназначение и влияние на судьбу.

Магический щит на теле

Что же нам принесет изображение магического щита греческого героя Ахиллеса на своем теле?

Нанести тату щита Ахиллеса на свое тело рекомендуется сильным духом людям, которые в состоянии постоять за себя. Тогда такая татуировка станет союзницей в любых начинаниях и делах. Рисунок оградит человека от множества несчастий и невзгод, которые может уготовить ему судьба. Владельца наделит уверенностью и стойкостью, решимостью и напором. Подскажет правильное направление в жизненных ситуациях. А может, еще и богатство подарит своему обладателю...

Щит

На следующей странице:

Щит : 1) часть вооружения; 2) доска, на которой помещаются предметы для показа. Ср. лат. scutum - большой щит; scutra - плоское блюдо; чаша.

На фреске из Помпей (ок.70 г. н.э. Неаполь, Нац. музей) Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла. Мы видим сидящую нереиду и ее отражение на зеркальной поверхности щита. Возникают вопросы: что мы видим? что видел и как смотрел (предлагал смотреть) на это изображение создатель фрески? Вопросы, имеющие принципиальное значение, т.к мы будем исходить из предположения, что фреска, созданная в 1 в. н.э. есть единственно возможная интерпретация текста Гомера, не артефакт, но μυθος как таковой, точнее, свидетельство сохранявшейся памяти о традиции рассказа об увиденном как особом ритуале. Для того, что бы понять, что можно было увидеть на фреске в 70 г. и что можно было услышать во время рецитации XVIII песни "Илиады" в гомеровскую эпоху, вспомним о семантике щита, сохранившую свою актуальность вплоть до Средневековья.

Даже в руках простого воина щит означал нечто большее, чем часть вооружения. Тацит отмечает у германцев пренебрежение к роскоши, "только щиты они расписывают яркими красками... Бросить щит - величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействии и появляться в народ-ном собрании... и многие покончили со своим бесславием, накинув на себя петлю" (О происхождении германцев,6). То, что после Архилоха греческие лирики начинают "подозрительно часто сознаваться", что и они бежали с поля битвы, оставив свои щиты, среди прочего указывает и на знакомую грекам (как и германцам) ответственность за нарушение кодекса воинской чести, вероятно связанной с ответственностью за потерю щита, несущего изображение - знак принадлежности к роду или военному союзу (ср. значение signum у римлян и знамени в наше время).

В "Фастах" Овидия спустившийся на землю щит - обещанный Юпитером Нуме "верный залог" власти последнего и залог "судьбы государства"(III,259-382). Этот щит можно воспринимать в значении palta, т.е. "предмета, упавшего с неба". Такие предметы связывались с процветанием племени и тщательно охранялись. Щит использовался в ритуале вызывания дождя; на критских изображениях дух грома спускается на землю в образе похожего на восьмерку щита. На византийском рельефе (ок.1200г. Вашингтон, Дамбартон-Окс) император с символами власти стоит на щите; фон этого изображения – щит небесный с лучами света из центра и четырехлистниками (звездами). Явление palta приходится на изначальные времена и сопровождается установлением законов (в первую очередь palta - "залог судьбы"), разделением земли (Геродот IV,4,5-7) и общества (12,123 сл.). Т.о., это явление некоего божественного плана, знанием которого могут обладать только царь и посвященные, нпр., коллегия салиев в Риме (ср.историю Метия Помпузиана, который был казнен Домицианом за то, что имел императорский гороскоп и носил с собой чертеж круга земного (Светоний, Домициан 10,10).

В 1923 г. при раскопках античного города Дура Европос (на зап. берегу среднего Евфрата) нашли кожаную обшивку щита, на которой прочитывалась нарисованная краской карта (предположительно III в. н.э.). На карте (сохранился только ее сильно попорченный фрагмент) изображена часть Черноморского побережья, на которой по-гречески надписаны названия городов от Одесса до Трапезунта. Рядом с надписями нарисованы виньетки каменных зданий. На свободном пространстве моря видны изображения двух кораблей. Сохранившаяся часть карты образует только 1/8 окружности щита, поэтому нельзя с точностью определить назначение этой карты. Предполагается, что щит-карта принадлежала римскому воину и была составлена в память о прошлом походе, что карта является разновидностью "рисованных дорожников" (itineraria picta) . Французский исследователь П. Арно считает, что карта вообще никогда не была частью солдатского щита, а представляла собой чисто картографический объект, возможно даже фрагмент монументальной карты мира (от 6 до 9 м 2). Гипотезу о карте из Дура Европос как карте мира высказывают и другие ученые; они считают, что несохранившиеся части окружности карты были заполнены портами и городами Средиземноморья, и в этом случае наша карта может рассматриваться не как фрагмент карты Черного моря, но именно как mappa mundi , карта мира 5 .

Мифология света семантически сближает Солнце, щит, зеркало и поверхность воды. Эпитетом Феб Аполлон связан не только с Солнцем, но и с водой: у Гесиода (frg.274) прилагательное phoibei применяется к воде и означает “чистый”, "светлый", "ясный". В "Большом Этимологике" глагол phoibazõ: “освещать", "очищать", "прорицать" (ср. значение и.-евр. корня *bhã- : “блистать”, "сиять", "являть", "объяснять"). У Прокла, в комментарии на "Тимей"(40 bc, frg.194) Аполлон хтонический, "который создает повсюду на земле пророчественные воды и источники для предсказания будущего",- является эманацией Аполлона Небесного. В этой связи любопытно свидетельство Павсания о гадании в источнике святилища Деметры в Патрах: "Сюда спускают зеркало... и стараются не погружать его глубоко в источник, но так, чтобы вода только касалась ободка зеркала" (VII, ХХI,12).

Возможно, зеркальным был щит Амфиарая-мантиса (прорицателя), единственного из семерых, щит которого не был украшен: "Из меди сплошь, простой, без всяких знаков круг" (Эсхил,"Семеро против Фив" , 590). Здесь же, в Прологе, Вестник рассказывает Этеоклу как семь полководцев "Зарезали быка, в чернокаемный щит/ Спустили кровь и, руки ею вымарав, /...Разрушить город поклялись". Ср. у Аристотеля (о "метафоре по аналогии"): "чаша так относится к Дионису, как щит к Аресу, поэтому можно назвать чашу "щитом Диониса", а щит - "чашей Ареса"(Поэтика, 21.1457b 20).

Сочинение "Ασπισ "("Щит Геракла") предназначалось для исполнения в Пагасейском святилище Аполлона. Уже в IV в. до н.э. этот текст не считался принадлежащим Гесиоду, а для современных филологов представляет собою "достаточно вычурное описание щита, подражающее знаменитому изображению щита Ахилла в "Илиаде", но сильно уступающее ему в художественности и чувстве меры"(1,225). Однако благодаря именно "Щиту Геракла" мы находим следы, указывающие на имагинативность изображений и на щите Геракла, и на щите Ахилла, что, м.б., свидетельствует о стремлении его автора подражать не "художественности" Гомера, но языку мантиса, для которого "чувство меры" было бы скорее недостатком, языку, наиболее естественному в святилище Аполлона (среди эпитетов Аполлона один из древнейших - Μάντις: ХХХIV Orph. Hym.).

Описание щита Геракла начинается с указания на его целостность: щит "ни разу / Дальний иль ближний удар не пронзил"(140). В передаче световой символики автору определенно отказывает чувство меры. Щит назван "всеблещущим"(139), παναίολος (блестящий, совершенно пестрый, разнообразный) при αιόλος (проворный, верткий; сверкающий; пестрый) и Αiόλος (Эол, бог ветров); ср. и.-евр. корень ulu " uelu (вращать). Свет, исходящий от щита не просто "излучается", он "светит снизу": πολαμπές (142). "Внизу" щита находятся Аид, дракон, Эрида, Кера, поэтому свет, излучаемый щитом "пронзают", "теснят" (λήλαντο) "зловещие складки"(143) (κυάνου - у Гесиода эпитет Кер: "черные", "страшные"; πτυχή - складка; слой; ряд, нпр., кож, наложенных друг на друга, из которых состоял боевой щит).

У круглого щита (его "Обод вкруг обтекал Океан" - 314), вероятно, несколько центров, что объясняется определенной оптикой видения (чтение текста предполагало декламацию не в современном смысле этого слова, но как "спектакль", όψις). В "первом" (относительно вербального текста) центре щита - дракон: "Был посредине дракон и страх от него несказанный: / Часто взирал он очами, из коих светилося пламя"(144-5). Дракон Пифон сторожил прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах. Аполлон, убив Пифона, основал на месте этого прорицалища храм (Hymn.Hom. 2,115-196). Гомеровский гимн к Аполлону(371-2) возводит имя Пифона к πύθω (гноить), поскольку змей, убитый Аполлоном, гнил на солнце и от него исходил отвратительный запах ("дыхание Пифона", воодушевлявшее дельфийских прорицательниц). В "Щите" мы так же видим изгнившие кости, принадлежащие мужам, которые сражались против Аполлона. Поскольку данный опсис соединяет три времени, рапсоду необходимо было показать и живого Пифона, и его изгнившие кости (здесь они принадлежат всем противникам Аполлона). Так он решает проблему симультанной организации пространства.

На Олимпе, "в самом центре", на форминге играет Аполлон, а его окружает хоровод бессмертных (201-2). Колон (точка с запятой или двоеточие) в ст.201 заставляют говорить о том, что Аполлон находится не в центре щита, а в центре хоровода, однако обилие стихов в "Щите", считающихся поздними вставками, позволяет предположить и позднюю замену знака препинания,"сломавшую" из-за соображений "художественности" axis mundi. Рядом (209-211) можно было увидеть множество дельфинов, играющих в середине моря, однако после того как эти стихи были признаны "поздней вставкой", мы видим море без середины и всего двух дельфинов. Два дельфина более компактно располагаются на щите, чем множество дельфинов. Это делает изображение на щите, представленное как "изваянное" Гефестом на физически обозримой плоскости, более реалистичным, более "художественным". Ср. стремление исследователей представить изображения на щите Ахилла в виде схемы(14,175). Если наше предположение верно и перед нами поздняя филологическая игра, забывшая или захотевшая забыть "правила" имагинативных изображений, то и она дорогого стоит, поскольку так же принадлежит истории культуры.

"Спайками", соединяющими отдельные картины "Щита" в единый опсис, служат слова ν ("там же") и πρ ("рядом"). Относительно последнего слова ценное замечание Плутарха: "дельфийцы считают, что останки Диониса хранятся у них, возле (или внутри - слово παρ очень разнообразно в своих значениях) прорицалища" (Mor. 365a (Isid. et Osir.35). Среди других значений πάρ отметим: "во время"; "вследствие", "из-за". Трудно представить, какой величины должны быть щиты Геракла и Ахилла, если все на них изображенное находилось рядом друг с другом. Эта "проблема" разрешится, если мы забудем о позиции внешнего наблюдателя и вместо того, чтобы уменьшать количество дельфинов, попытаемся увидеть изображения внутри щита, и не по частям, а как целое, не в физическом времени, которого требует повествовательная структура рассказа, а в особом времени мифа (μυθος - слово, речь, весть) - мгновенно. Так изложение божественного учения Кришной Арджуне длилось, согласно "Бхагавадгите", несколько мгновений, тогда как рецитация реального санскритского текста (65 стр.) требует 2-2,5 часа "обычного" времени(2,203) . Так в мусульманской традиции, в учении о "редукции" Корана, весь Коран содержится в его первой суре, вся эта сура - в ее первой формуле, та - в ее первой букве, а та - в диакритической точке под ней же (3,24).

Бесконечная скорость передачи и получения Знания делает бессмысленной интерпретацию текста. Индийская традиция говорит не о чтении Гиты, а о ритуале рецитации, во время которого происходит индивидуальная встреча человека с Кришной. Это особого рода герменевтический круг, предполагающий восхождение от неполного к полному знанию через утрату знания ("жертву знанием"), через снятие всех противоречий и прежде всего противоречия части и целого. Тогда человек познает не гадательно,"сквозь зеркало" (διά κάτοπτρον) ("сквозь тусклое стекло" в СП) захиревшей и полузабытой традиции, но "лицом к лицу" (1 Сor. ХIII,12). Так в разговоре о "Щите Геракла" (он был и разговором о щите Ахилла) мы с необходимостью возвращаемся к фреске из Помпей, на которой в щите Ахилла кроме Фетиды, мы видим Ничто.

Легенда о Пеликане, питающем своей кровью птенцов, которых змея отравила ядовитым дыханием, и тем спасающим их от смерти, - древнего происхождения. О ней знает Плиний. Легенда была рано усвоена христианской символикой; Пеликан становится "знаком" Христа, искупившего своей кровью "первородный грех". Изображения Пеликана как бы скрепляет кровью замковые камни храмов, как напр. на северных хорах собора св. Стефана в Вене (ок. 1340 г.) и в некоторых близких по времени австрийских капеллах. На замковом камне на своде северного придела церкви св. Лоренца в Нюрнберге изображен Пеликан с тремя птенцами на щите , несомом ангелами (птицы белого цвета с красными клювами, гнездо желтого цвета). На некоторых церковных изображениях Пеликан окропляет своей кровью трех птенцов в гнезде напоминавшем чашу 4 .

Височная подвеска с Щит с привешенным куском

изображением головы Афины клетчатой материи.

IV в. до н.э.Эрмитаж Рисунок на дне чаши. IV в. до н.э.

Возможно, соседство этих двух изображений здесь случайно, и ажурная подвеска диска (щита?) никак не связана с традицией прикреплять к щиту ткань для защиты ног. Тем не менее, изображение на дне чаши интересно само по себе. В 1890 г. была опубликована статья В. Мальмберга , посвященная интерпретации этого сюжета.

В домашней библиотеке моего скудного детства, пришедшегося на военные времена, насчитывалось всего-навсего семь книг. Одна из них была дороже всех, хотя и не художественная, — труд профессора-историка Н. А. Куна «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях».

Я перечитывал эту книгу множество раз. Из замечательных героев Древней Эллады мне особенно полюбился Ахилл (или Ахиллес) — участник Троянской войны, воспетый великим певцом Гомером в поэме «Илиада».

Понимаю, что вряд ли найдется читатель, не слыхавший про Гомера, «Илиаду» и юного вождя мирмидонян Ахилла, но удержаться от краткого пересказа общеизвестной истории не могу.

Величайший герой Эллады Ахилл родился во дворце царя Пелея. Его мать — богиня Фетида, одна из пятидесяти дочерей бога морских глубин Нерея, — стала женой смертного человека, ибо ей было предсказано рождение сына, который превзойдет могуществом и славой своего отца. Ни Зевс и никакой другой бог-олимпиец не рискнул взять в жены прекрасную Фетиду. Вот и отдали ее царю Пелею.

На свадебном пиру произошла знаменитая ссора трех великих богинь — Геры, Афины и Афродиты. Они заспорили: кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Спор бессмертных богинь привел людей к многолетней Троянской войне.

Бессмертная Фетида знала, что ее сын Ахилл погибнет на этой войне. Мечтая перехитрить судьбу, она с рождения закаляла тело младенца в водах подземной реки Стикса, держа Ахилла за пятку. Он стал неуязвим для стрел и любого другого оружия смертных, и только пятка осталась у него слабым местом.

Как раз в пятку и попала роковая стрела, выпущенная из лука троянского царевича Париса и подправленная в полете самим богом Аполлоном. Ахилл погиб, и прах его был похоронен под насыпным курганом на Сигейском мысу (ныне мыс Енишехир в Турции)...

Добрая, можно сказать, величайшая память об Ахилле живет в моей душе с детства. Уже взрослым я узнал, что славный герой «Илиады» нравится миллионам людей. Оказалось, что его соплеменники, эллины, не согласились с гибелью Ахилла под стенами Трои и подарили ему божественную загробную жизнь... на черноморском острове Змеиный. Разумеется, тогда, до нашей эры, остров в Эвксинском Понте назывался Левка.

Прекрасный подарок для героя, который еще в юности из двух жребиев — краткую жизнь, но бессмертную славу или долгую жизнь, но прожитую бесславно — выбрал первый. На многие века образ Ахилла стал воплощением достойного гражданина и воина.

В VII веке до нашей эры на правом берегу реки Буг (у лимана в 35 километрах от города Николаева) греки-колонисты построили крупный полис Ольвию. Город стал торговым центром на Черном море, через который эллины общались со Скифией.

Мореходы, основатели Ольвии, преклонялись перед Ахиллом и считали его своим божественным покровителем. Жилищем бога-героя и его прекрасной супруги Елены, дочери Зевса и Леды, верили они, был остров Левка. Ольвийцы построили на пустынном острове великолепный храм, в котором Ахилл почитался как властитель Эвксинского Понта. Все мореходы, ради благополучия плавания, специально заходили на остров Ахилла и подносили ему дорогие подарки, жертвоприношения.

В храме веками, пока длилась греческая колонизация северных берегов Черного моря, накапливались сказочные богатства. О художественном уровне храмовых украшений мы можем судить по постаменту для статуи Ахилла, который сохранился до наших дней и находится в Одесском археологическом музее.

В последние годы специалисты из Одесского музея, спелеологи и аквалангисты не раз высаживались на остров Змеиный. Они занимались обследованием подводных гротов, карстовых пещер, прибрежного морского дна. Пока их поиски не увенчались какой-либо серьезной находкой, что не помешало директору музея заявить:

«В Европе нет другого такого же ценного для археологической науки острова, как Змеиный. Более тридцати авторов древности писали об острове Левка (Белом) — так называли его в те времена.

Нет сомнений, что поиски статуи Ахилла следует продолжать!

Кроме того, нельзя забывать о знаменитом щите славного героя, сделанном для него за одну ночь в кузнице хромоногого бога Гефеста».

Щит, огромный, выпуклый, круглый, был сделан из пяти сложенных медных листов и окован тройным ободом. Божественный кузнец-художник украсил щит множеством изображений из золота, серебра, белого олова. Наверху полукругом раскинулось небо; по нему плыли золотое солнце, серебряный месяц и блестящие созвездия. Внизу была изображена земля и жизнь людей, как она проходит на этой земле.

Посреди земли — два города. Один живет мирной жизнью: по улицам с плясками движется свадебное шествие; на площади собрался народ; между горожанами на отесанных камнях сидят старейшины со скипетрами в руках; они выслушивают просьбы и жалобы граждан и вершат суд.

Другой город обложили враги; навстречу им, сверкая щетиной копий, выходит войско защитников города. Над воинами возвышаются две фигуры в золотых доспехах — это боги Арей и Афина предводительствуют войсками. По рядам рыщут Вражда и свирепая Смерть.

За городами расстилаются широкие поля. Землепашцы погоняют волов, запряженных в плуг; кругом чернеет вспаханная земля. Наемные работники жнут золотую ниву; следом за ними идут дети — они собирают охапки сжатых колосьев и передают их вязальщикам снопов. Между работниками стоит владелец поля. В стороне, под тенью дуба, глашатаи режут овец и жарят мясо на ужин жнецам, а женщины просевают белую муку, чтобы испечь хлеб.

За полем виден виноградник — весь золотой, с черными гроздьями винограда, висящими в золотой листве. Юноши и девушки несут плетеные корзины, доверху наполненные срезанным виноградом. Мальчик с лирой в руках развлекает работников пением.

Вот стадо быков, золотых и серебряных, стремится на водопой; за стадом идут пастухи с целой сворой собак. Из камышей появились два свирепых льва: они опрокинули переднего быка, терзают его зубами и когтями. Пастухи натравливают собак на львов, но собаки боятся подойти к хищникам и только лают издали, поджав хвосты.

Картину на щите замыкал веселый хоровод юношей и девушек; у юношей через плечо висели золотые ножи на серебряном ремне; девушки были все в легких одеждах, с венками на головах. Щит окаймляла белая полоса — это была мировая река Океан, обтекающая землю.

Ни один художественный пересказ «Илиады» Гомера не обходится без подробного описания чудо-щита! Где затерялся этот великолепный шедевр божественного искусства?

Все кладоискатели по натуре — доверчивые оптимисты. Они охотно верят в существование щита Ахилла и не желают смириться с его пропажей. Еще знаменитый Генрих Шлиман, раскопавший на заработанные в России деньги античную Трою, часто говорил:

— Я должен найти щит Ахилла.

Для всемирной славы ему хватило того, что он нашел «клад царя Приама» — знаменитое золото Трои.

Щит Ахилла, в реальность которого верил Г. Шлиман, бесценен тем, что представляет собой художественно исполненный великий символ всего мира. Поэтому археологи разных стран не перестают надеяться, что кому-то удастся найти его.

Эта цель не остается в стороне от внимания российского Института археологии, научные экспедиции которого идут по стопам российских исследователей И. И. Бларамберга и П. А. Дюбрукса, которые в начале XIX века обнаружили на дне Керченского пролива, к югу от косы Чушка, шесть мраморных колонн. Внимательно изучив античную литературу, археологи предположили, что эти колонны принадлежали некогда храму Ахилла.

Думается, что шансы у археологов и кладоискателей Украины имеются. Ведь у них в Одесском музее находится такой бесспорный козырь, как часть постамента статуи Ахилла с острова Левка (название острова, к сожалению, в разных литературных источниках пишется по-разному: то Левки, то Левка). Если им удастся найти статую героя у берегов острова, то такая находка, несомненно, вдохновит всех остальных искателей, мечтающих вернуть человечеству и легендарный щит Ахилла.

расскажите кратно о ЩИТЕ АХИЛЛА ИЛИАДА, песнь 18 и получил лучший ответ

Ответ от Nallyce Wonder[гуру]
Пошел назад в свою кузницу Гефест. Взял он меха свои, поставил их к
горнилу и приказал раздуть огонь. Меха дышали на огонь, покорные желанию
Гефеста, то ровно, то порывисто, раздувая в горниле громадное пламя. Гефест
же бросил в горнило медь, олово, серебро и драгоценное золото. Затем
поставил он наковальню и схватил в руку свой громадный молот, клещи. Прежде
всего Гефест выковал щит Ахиллу. Дивными изображениями украсил Гефест щит.
На нем представил он землю, море и небо, а на небе -- солнце, месяц и
звезды. Среди звезд изобразил он Плеяды, Гиады, созвездия Ориона и
Медведицы. На щите изобразил Гефест и два города. В одном городе празднуют
свадьбы. По улицам движутся свадебные шествия и хоры юношей, а женщины
смотрят на них с порогов своих домов. А на площади собралось народное
собрание. В нем два гражданина спорят о вире за убийство. Граждане,
разделясь на две партии, поддерживают спорящих. Вестники успокаивают
граждан. Кругом сидят городские старцы, и каждый, взяв в руку скипетр,
произносит свое решение по спорному делу. В кругу же лежат два таланта
золота в награду тому, кто справедливее рассудит тяжущихся. Другой город
осадили враги. Осажденные же, оставив на защиту города жен, юношей и
старцев, устроили засаду. Ими предводительствуют бог Арес и богиня
Афина-Паллада, величественные и грозные. Два лазутчика поставлены впереди
следить за врагами. Но вот показались стада, захваченные врагами. Граждане,
укрывшиеся в засаде, отбивают коров и овец. Шум услыхали в стане враги и
поспешили на помощь. Началась кровопролитная битва, а в битве меж воинами
рыщут богини злобы и смуты и грозный бог смерти. Изобразил Гефест на щите и
пашню. Пахари идут за плугами. Когда они достигают границы поля, им подают
слуги кубки с вином. Изобразил бог и уборку хлеба. Одни жнецы жнут хлеб,
другие его вяжут, а дети собирают колосья. Владелец поля с радостью смотрит,
как убирают богатый урожай. В стороне женщины готовят обед для жнецов. Рядом
же изображен был сбор винограда. Юноши и девы несут в корзинах виноград.
Прекрасный юноша играет на лире, а вокруг него движется веселый хоровод.
Изобразил и стадо волов Гефест. На стадо напали два льва. Пастухи стараются
отогнать львов, но собаки боятся напасть на них и только лают. Рядом же были
изображены пасущиеся в долине среброрунные овцы, стойла, хлевы и шалаши
пастухов. Наконец, Гефест изобразил хоровод юношей и дев, пляшущих, взявшись
за руки, и поселян, любующихся на пляску. Вокруг же всего щита изобразил
Гефест Океан, обтекающий кругом землю. Сделав щит, Гефест выковал броню
Ахиллу, горящую, как яркое пламя, тяжкий шлем с золотым гребнем и поножи из
гибкого олова.
Источник: Читайте Куна, если Гомера осилить не можете

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: расскажите кратно о ЩИТЕ АХИЛЛА ИЛИАДА, песнь 18

Ответ от Ўнна Юнна [гуру]
"Расскажите кратно" - это звучит знатно)))
Самый краткий ответ даёт википедия)
"Щит Ахилла - , выкованный за одну ночь для, сына. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли» . На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с. По своему щиту мог найти любое место: и землю, правителем которой был его отец, и, где он во главе отряда отстаивал честь."
Если хотите более детального знакомства, то вот вам отрывок из песни с иллюстрацией
ссылка
А вообще Гомер очень хорош) И хотя бы в какой-нибудь адаптации что ли почитать я бы всё же совтетовала.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»