Вариант 1
1. Выберите правильный вариант(ы) ответа из предложенных
1. Что начинается там, где один человек заботится о другом?
А) Безнравственность Б) Религия В) Мораль Г) Императив
2. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди
А) Моисей Б) Конфуций В) Христос Г) Кант
3. Короткий мудрый рассказ
А) Заповедь Б) Наказ В) Мораль Г) Притча
4.Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через
А) Применение силы Б) Философский спор В) Милосердие Г) Проповедь
5. Быть личностью значит
А) Быть лично ответственным Б) «Быть господином самому себе»
В) иметь твёрдые принципы Г) Всё вышеперечисленное
6. Кто не контролирует наш моральный выбор?
А) Общественное мнение Б) Государственные законы
В) Совесть Г) Мнение окружающих
7. Для выполнения морального долга человеку нужно
А) Действовать осознано, добровольно Б) иметь мужество преодолеть себя
8. Какое понятие не соответствует понятию «добро»?
А) Гуманизм Б) Нравственность В) Ревность Г) Любовь
9. По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению
А) К женщине Б) Профессиональным обязанностям
В) Друзьям детства Г) Всё вышеперечисленное
10 Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
А) Заключение брака Б) Стремление получить профессию В) Знание моральных ценностей
Г) Участие в управлении государством
11. Какое слово пропущено в схеме
…………………………. | основное |
Племенные (архаические) |
…….. | Мировые |
2. Объясните
А. Моральный долг …………………………………………………….
Б. Совесть ______________________________________
3. Нравственная культура …………………………………………………
Вариант 2
1. Выберите правильный вариант (ы) ответа из предложенных
1. Под автономностью человека подразумевают
2. Стыд и, правда должны:
А) Объединять людей, направлять на путь добра Б) Относятся к общечеловеческим ценностям
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
3. Что является высшей моральной ценностью?
А) Любовь к ближнему, к человеку Б) Философские законы
В) Религиозные заповеди Г) Знания, накопленные человечеством
4. Мораль регулирует деятельность людей через:
А) Различные организации Б) Нормативные документы и официальных лиц
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
5. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
А) Аморальность Б) Безнравственность В) Деградация личности Г) Флегматизм
6. Любовь способна возвысить мораль там, где
А) Нет места ревности Б) Есть гармония совпадения и гармония контраста
В) Она основа на благодарности Г) Высокий уровень образования
7. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
А) Стремление стать политиком Б) Выдающиеся способности
В) Умение поступать морально Г) Материальная обеспеченность
8.Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
А) Философы считают, что она бывает доброй и злой Б) Забота человека не только о себе, но и о других людях
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
9.Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований определяется категорией
А) Долга Б) Совести В) Чести Г) Достоинства
10. Под автономностью человека подразумевают
А) Независимость Б) Инициативность В) Решительность Г) Всё вышеперечисленное
11. Какое слово пропущено в схеме?
Система образования в России |
Общеобразовательные учреждения | Высшие учебные заведения |
Вера в сверхъестественное | Картина мира | Требования к поведению |
2. Объясните
А. Моральный выбор - ………………………………………………………
Б. Добро……………………………………………………………………………….
В. «Золотое правило морали» - …………………………………………
Ю. Г. Иванова, МБОУ "Цивильская СОШ №1 им М.В. Силантьева, Чувашская Республика
№ 4 5 класс « Золотое правило морали»
Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:
Нормы морали;+
Правила вежливости;
Нормы права;
Религиозные нормы
№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:
разумного эгоизма
живи сам — давай жить другим
поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+
поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
3. Что является высшей моральной ценностью?
а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.
4 . Кто не контролирует наш моральный выбор?
1) общественное мнение;
2) государственные законы;+
3) совесть;
4) мнение окружающих;
5 . Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.
а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
6 . Для выполнения морального долга человеку нужно:
А. Действовать осознанно, добровольно.
Б. Иметь мужество преодолеть себя..
1) верно только А;
2) верно только Б
3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
7 К акое из понятий не соответствует понятию добро?
1) гуманизм;
2) нравственность;
3) ревность;+
4) любовь;
4) суждения неверны;
8 . По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:
1) к женщине;+
2) профессиональным обязанностям;
3) друзьям детства
4) все вышеперечисленное;
9 . Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
1) знание моральных ценностей;+
2) стремление получить профессию;
3) заключение брака;
4) участие в управлении государством;
10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?
А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.
Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
11 . Любовь способна возвысить мораль там, где:
а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.
12 Совесть — это:
способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
ценности и идеалы, усвоенные индивидом
совокупность общечеловеческих ценностей
13 .Верны ли следующие суждения?
А. Нормы морали могут меняться в зависимости от
Места и эпохи.
Б.Общечеловеческие духовные ценности-это
Моральные правила,общие длявсех людей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)Верны оба суждения+
4)оба суждения неверны
14 верны ли следующие суждения?
А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»
Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.
1)верно только А
2)верно только Б+
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
15 .верны ли следующие суждения?
А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека
Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.
1)верно только А+
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16 Совесть- это
1. система обязательных правил поведения, установленных государством.
2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга
3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+
4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей
17 .К сфере морали относится принцип
1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.
2. Спешите делать добро.+
3.Семь раз отмерь, один отрежь.
4. учиться, учиться и учиться.
18 .Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?
Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 2 0 . Для формирования личности д остаточно семейного окружения 21 . По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни госу дарств, ни самих людей…» (Да) 22 . Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Б ыть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24 . Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)
25 Стыд и правда должны : 1. Объединять людей, направлять на путь добра.
2. Относится к общечеловеческим ценностям.
а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
26. Мораль регулирует деятельность людей через : 1. Различные организации.
2. Нормативные документы и официальных лиц.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+
27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+
28. Что является моральной основой брака ? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».
а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
Вариант I
1.Быть личностью, значит…
а) быть лично ответственным,
б) быть «господином самому себе»,
в) иметь твердые принципы,
Г) все выше перечисленное.
2. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой:
1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому – правда.
2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.
3. Кто не контролирует наш моральный выбор?
а) общественное мнение,
б) государственные законы,
в) совесть,
г) мнение окружающих.
4. Какое из понятий не соответствует понятию добро?
а) гуманизм, б) нравственность, в) ревность, г) любовь.
5. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
а) знание о моральных ценностях,
б) стремление получить профессию,
в) заключение брака,
г) участие в управлении государством.
6. «Золотое правило морали» утверждает принцип:
1. «Не делай человеку того, чего себе не желаешь».
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
7. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.
2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.
8. Стыд и правда должны:
1. Объединять людей, направлять на путь добра.
2. Относится к общечеловеческим ценностям.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
9.Совокупность норм права данной страны называют:
а) отрасль права;
б) система права;
в) норма права;
10.Верны ли следующие суждения о нормах права:
1.Норма права - это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.
2.Норма права – это желательный, но не обязательный образец поведения человека.
а) верно только 1
б) верно только 2
в) верны оба суждения
г) неверны оба суждения
11.Одним из основных признаков правового государства является:
а) разделение властей;
б) система государственных законов;
в) публичная власть.
12. В государстве И. правительство формирует президент. Он является и главой исполнительной власти. При этом существует парламент и действует конституция, какая форма правления представлена в государстве И.?
а) конституционная монархия;
б) парламентская республика;
в) президентская республика.
13.Кроме прав и свобод человека и гражданина во 2 главе Конституции закреплены:
а) санкции за нарушение прав;
б) меры поощрения за соблюдение прав;
в) обязанности.
14.Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками:
Типы политических Признаки режимов
а) тоталитарный 1) разделение властей
б) демократический 2) широкий круг прав и свобод граждан
3)политический плюрализм
4) господство единой идеологии
5)всесторонний контроль за жизнью общества
15.В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия понятий
« страна» и « государство». Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия:
1) территория с четко установленными границами;
2) определенный политический режим;
3) государственный суверенитет;
4) система органов управления.
Зачёт №1 по темам «Личность и моральная ответственность. Гражданин. Государство. Право»
Вариант II
1. Что является моральным идеалом человечества?
1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
2. Вечные вопросы человечества.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
2. Для выполнения морального долга человеку нужно:
1. Действовать осознанно, добровольно.
2. Иметь мужество преодолеть себя.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
3. По мнению К. Маркса, судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:
а) к женщине,
Б) профессиональным обязанностям,
в) друзьям детства,
г) все выше перечисленное.
4. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?
1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.
2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
5. Под автономностью человека подразумевает:
а) независимость,
б) инициативность,
в) решительность,
г) все вышеперечисленное.
6. Что является высшей моральной ценностью?
а) любовь к ближнему, человеку,
б) философские законы,
в) религиозные заповеди,
г) знания, накопленные человечеством.
7. Мораль регулирует деятельность людей через:
1. Различные организации.
2. Нормативные документы и официальных лиц.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
8. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
а) аморальность,
б) деградация личности,
в) безнравственность,
г) флегматизм.
9. Что является моральной основой брака?
1. Семейный долг.
2. Принцип «стерпится – слюбится».
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
10.Многообразные отношения в сфере публичной власти регулирует такая отрасль права как:
а) семейное право;
б) административное право;
в) трудовое право;
11. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ наступает с:
а) 16 –летнего возраста;
б) 18 – летнего возраста
в) 14- летнего возраста.
12.Одним из первых термин «правовое государство» стал применять:
а) Ш.Монтескье;
б) И.Кант;
в) Цицерон.
13.Конституция страны как Основной закон государства отличается тем, что:
а) она принимается президентом страны;
б) все остальные нормативные акты не должны противоречить ее положениям;
в) ее положения не могут быть пересмотрены.
14.Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
15.Соотнесите понятия и определения
Понятия:
1. Правовое государство
2. Гражданское общество
3.Норма права
4.Мораль
5.Право
6.Государство
Определения:
А.С овокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Б . Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государства.
В. Государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом
Г. Совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство;
Д . Система норм, отражающих представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.
Е. Особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны
Ответы к тестам
Вариант I | Вариант II |
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.
Выбор как часть человеческой жизни
Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.
Выбор моральный - это что такое
Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.
Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.
Ответственность морального выбора
Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.
Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.
Нравственная составляющая индивида
Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.
Моральное сознание индивида
Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.
Объекты морального выбора
Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:
- индивид;
- отдельная группа людей;
- социальная структура;
- многочисленная прослойка общества или класс.
В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.
Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.
Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.
Свобода морального выбора
Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.
Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.
Условия морального выбора
Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:
1. Диапазон возможностей.
Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.
2. Социальные условия.
Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.
3. Понимание необходимости выбора
Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.
При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.
Моральный конфликт
Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.
Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.
Запрет на вторжение в частную жизнь является одним из примеров такой нормы, которая отграничивает в нашем поведении дозволенное от недозволенного. Многие - и притом, как правило, самые важные - моральные нормы выражаются именно в виде запретов. Наиболее известный пример - это большинство заповедей (таких, как "не убий", "не прелюбодействуй", "не укради" и т.п.), возвещенных Богом пророку Моисею (Библия, Исход, 20, 2-20, 17). В самой общей форме этический смысл этих запретов можно передать так: "Не причиняй зла другому".
Существуют, однако, и иные типы моральных норм - норм, которые не запрещают, а предписывают те или иные действия из числа дозволенных. Таковы, в частности, многие из моральных поучений Христа (скажем, "Блаженны плачущие, ибо они утешатся"), содержащихся в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, 5-7). Подобные нормы-предписания, в свою очередь, могут различаться по силе налагаемых ими обязательств и, соответственно, по силе санкций, с которыми связано их невыполнение. Самыми мягкими можно считать те нормы, которые характеризуются понятием идеала - следование им получает моральное одобрение со стороны окружающих, и потому они могут быть побуждающими к тем или иным действиям, однако, вообще говоря, никто не вправе заставлять другого строго соответствовать идеалу. Эта мягкость, впрочем, сопрягается с максимально высокой требовательностью идеальных норм, вплоть до необходимости переносить тяжелейшие страдания или даже жертвовать своей жизнью. Разумеется, выполнить такие нормы удается далеко не каждому. Примером соответствия этим нормам являются те, кого людская молва впоследствии прославляет как героев или, скажем, христианских святых и мучеников.
Наиболее жесткие нормы-предписания требуют того или иного способа поведения, а отступление от них будет истолковываться как нарушение долга. Такого рода норму выражает, в частности, разбиравшееся нами высказывание ""врач должен облегчать страдания больного".
Попробуем теперь сопоставить его с другим высказыванием: "всякий человек должен облегчать страдания больного". Очевидно, это высказывание, как и предыдущее, выглядит вполне осмысленным, и мы будем готовы согласиться с ним. Отметим, однако, разницу между ними, которая выражается не просто в различии субъектов, о предполагаемых (требуемых) действиях которых идет речь, а в разном значении слова "должен". В первом высказывании оно употребляется в существенно более обязательном смысле, чем во втором. Действительно, в этом случае речь идет о профессиональном долге, которым, в конце концов, определяется сама суть деятельности врача: если врач не исполняет своего долга, его едва ли можно будет назвать врачом в подлинном смысле слова.
Во втором же случае долженствование будет значительно более "мягким". Человек, не являющийся врачом, может вполне обоснованно сказать, что его неквалифицированное вмешательство, пусть и мотивированное стремлением облегчить страдания больного, может принести больше вреда, чем пользы. Но для нас сейчас более существенно другое: врача, который не оказал помощи больному, мы будем судить намного строже (по отношению к нему могут быть применены более строгие санкции, включая и юридические), чем просто рядового человека. Или, выражаясь иначе, если врач, облегчая страдания больного, делает то, что ему и положено делать, то рядовой человек, вообще говоря, в этом случае выходит за рамки обязательного и осуществляет желательный с точки зрения общественной морали поступок, достойный подражания и заслуживающий особого одобрения.
Таким образом, нормы-предписания заметно различаются по степени предполагаемой ими обязательности, так что можно говорить о нормах-требованиях и нормах-рекомендациях. Область дозволенного, следовательно, включает не только морально нейтральное, но также и одобряемое и даже требуемое. Отметим, однако, что в реальных ситуациях провести такое различие далеко не всегда бывает просто.
Мы уже говорили о том, что вовсе не все действия человека подлежат этической оценке, вообще этическому рассмотрению и обсуждению. Еще одно принципиальное ограничение этой области связано с тем, что этику интересуют только такие ситуации, когда у человека есть реальный и свободный выбор - действовать ему тем, иным или третьим образом либо вообще не действовать. Поэтому поступок, совершенный человеком по принуждению, когда меня, скажем, заставляют делать что-то, чего сам я сделать не захотел бы, - такой поступок не может считаться добрым или злым, моральным или аморальным, так как у него просто нет этического измерения. Ответственность за Поступок в этой ситуации будет ложиться на того, кто принудил меня к нему.
Выбор, очевидно, предполагает наличие альтернатив, каждая из которых имеет собственный моральный смысл. (В том случае, когда приходится выбирать из двух альтернатив, говорят еще о дилемме выбора.) Если, например, я выбираю, измерять ли мне некоторое расстояние в сантиметрах или в дюймах, то здесь, конечно, не возникает вопроса о моральной оценке альтернатив -задача является чисто технической. Нередко, однако, за технической стороной дела кроется и ситуация морального выбора.
Пусть, скажем, врач, установив диагноз болезни пациента, приходит к выводу, что возможны два разных метода лечения. Задачу выбора он может воспринимать как чисто техническую, ориентируясь, к примеру, на более доступные средства и процедуры. Теперь несколько изменим условия задачи: пусть метод лечения "А" будет требовать больше времени, тогда как альтернативный метод лечения "Б" сопряжен с большей вероятностью побочных осложнений для пациента. В этом случае проблема становится не только технической, но и моральной, связанной с определением и уточнением того, что будет благом для пациента - излечение более быстрое или более безопасное.
Выбор будет реальным, если каждая из альтернатив находится в пределах моих возможностей. Я не могу выбрать, скажем, прыгать мне в высоту на 2,5 метра или нет. Далее, мой выбор будет свободным тогда, когда нет внешнего воздействия, заставляющего меня принять одну из альтернатив. Или когда, например, я введен кем-то в заблуждение относительно последствий моего поступка, то выбор также нельзя считать свободным, даже если нет прямого принуждения. В этом случае принято говорить, что мной (или, точнее, моим выбором) манипулируют.
Наконец, выбор не будет действительно свободным, если я не располагаю достаточной информацией по поводу имеющихся альтернатив, даже если я знаю о самом их наличии. Положим, продолжив предыдущий пример, что врач рассказал пациенту о двух возможных методах лечения его болезни. Может ли пациент, не будучи специалистом и не получив исчерпывающей и понятной ему информации, сделать свободный и осознанный выбор в пользу одного из них? Очевидно,.нет. Врачу следует объяснить пациенту сравнительные достоинства и недостатки каждого из методов, и тогда уже пациент, исходя из собственных представлений о своем благе, сможет сделать ин формированный выбор в пользу одного из методов.
Вопрос об осознанности выбора заслуживает специального обсуждения. Вообще говоря, каждый наш выбор может определяться двояко - либо рациональными соображениями, рассуждениями, скажем, о последствиях принятия того или иного курса действий, либо эмоциями. Точнее, в каждом конкретном случае имеет место некоторое сочетание того и другого; однако в этом сочетании обычно преобладает та или иная составляющая. И тогда, когда в моем выборе главенствует рациональное начало, такой выбор и будет в полной мере свободным и ответственным.
Сложнее обстоит дело в тех ситуациях, когда выбор диктуется эмоциями, страстями, которые нередко, как принято говорить, туманят разум. При этом порой человек бывает просто не в состоянии хотя бы грубо прикинуть возможные последствия своего выбора. Назвать такой выбор свободным можно только при том условии, что в понятие свободы мы включаем и способность полностью контролировать свои эмоции. И напротив, часто мы считаем поведение, диктуемое эмоциями, несвободным, то есть понимаем свободу более узко. А в той мере, в какой выбор несвободен, человек не несет за него ответственности. (На деле, однако, люди в своих оценках исходят из того, что на каждом лежит, помимо всякой иной, и ответственность за контроль над своими эмоциями, хотя в отдельных случаях, в порядке исключения, мы можем если не простить, то по крайней мере понять, скажем, Отелло, в порыве необузданной ревности задушившего Дездемону.) Кстати, нередко и суды, определяя меру вины и ответственности подсудимого, принимают во внимание его эмоциональное состояние.
Из сказанного следует, что выбор, который делает человек, принимая одну из альтернатив, неразрывно связан с его ответ ственностью за совершаемый поступок. Именно те ситуации, когда у человека есть выбор и, следовательно, когда он принимает на себя ответственность за собственные действия (причем, напомним, так или иначе затрагивающие других людей) и их последствия, и являются объектом первостепенной важности для этики. Иногда эту мысль выражают иначе, говоря, что этику интересует автономный человек и автономный поступок.
Говоря об автономии человека, мы и имеем в виду то, что он 15 состоянии самостоятельно, свободно и ответственно (иногда здесь употребляется и слово "произвольно") выбирать свои действия. При этом он вполне может действовать и в соответствии с традиционными, принятыми в данном обществе нормами, но такое следование установившимся нормам будет все же результатом его рационально осмысленного выбора. Неавтономным же будет тот, кого считают неспособным контролировать себя из-за своего нездоровья, или ребенок, способность которого делать самостоятельный выбор во многих ситуациях ограничивается, с одной стороны, его неосведомленностью, а с другой - законом. На такого человека нельзя и возложить ответственность за его действия.
Но вообще-то никто не бывает абсолютно автономным во всех своих поступках без исключения - очень часто автономия так или иначе ограничивается внешними обстоятельствами, которые данный человек контролировать не может. Поэтому даже и тому, кто находится в здравом уме и зрелом возрасте, приходится совершать массу неавтономных, непроизвольных действий. Так бывает, когда мы в привычной, много раз встречавшейся ситуации действуем обычным, стандартным образом, как бы автоматически; либо когда из-за недостатка времени бываем просто не в состоянии продумать все стороны и аспекты своего выбора.
И напротив, даже неавтономный в общем человек в каких-то ситуациях может делать вполне автономный выбор. Скажем, душевно больной пациент, который признан недееспособным, будет тем не менее достаточно автономным, чтобы принять собственное решение, если его спросить, хочет ли он есть ту или иную пищу, либо хочет ли видеться с тем или иным человеком. Можно заметить, что и в нашем обыденном словоупотреблении мы проводим различение между автономным и неавтономным индивидом, используя понятие "личность", которое в этом случае является более узким, чем понятие "человек", и относится только к тем, кого мы считаем способными к самостоятельному и ответственному выбору.
Еще одно ограничение круга ситуаций, которыми занимается этика как наука, связано с тем, что во многих случаях выбор, даже если он и имеется, с моральной точки зрения бывает очевидным. К примеру, если одна из имеющихся альтернатив предполагает однозначно неприемлемый, предосудительный поступок, скажем, нарушение долга или вообще преступление, то здесь все обстоит тривиально, так что проблема, которая была бы интересна для этического обсуждения, попросту отсутствует. Очень часто, однако, жизнь ставит нас в такие положения, когда каждая альтернатива наряду с благом несет и определенные негативные элементы, и любой выбор в той или иной мере может быть подвергнут моральному осуждению.
Представим себе ситуацию, довольно распространенную в современной медицине. Пациент лежит в отделении интенсивной терапии, к его телу подключены жизнеподдерживающие аппараты; врачи определенно знают, что сознание пациента утеряно навсегда, и все их усилия не позволят вывести его из устойчивого вегетативного состояния, в котором он может находиться очень-очень долго. Это значит, что и усилия медицинского персонала, и дефицитное медицинское оборудование в течение неопределенно долгого времени не смогут быть использованы для того, чтобы помочь другим пациентам, тем, кого можно было бы вернуть к нормальной жизни.
Итак, врачи в этом случае оказываются в положении, когда надлежит делать выбор, и притом чрезвычайно тяжелый: либо продолжать жизнеподдерживаюшее лечение, борьбу за жизнь данного пациента, либо отключить аппаратуру, прекратить усилия по продлению его жизни во имя спасения других, тех, кого еще можно спасти. Как видим, для каждой из альтернатив нетрудно предложить моральное обоснование, аргументы "за", но несомненны и негативные, морально предосудительные стороны и одного и другого выбора.
В такой ситуации можно рассуждать по-разному. Одна из мыслимых позиций - считать, что коль скоро безупречной линии поведения нет, то будет допустимым любой выбор. Такой способ рассуждения, по сути дела, представляет собой уход от острой моральной проблемы и, между прочим, он отнюдь не снимает возможности морального осуждения и моральных санкций за реально сделанный выбор. Другая позиция - попытаться найти дополнительные аргументы, обосновывающие тот или иной выбор. Поиск таких аргументов и контраргументов, укрепляющих одну из альтернатив и ослабляющих другую, и переводит нас непосредственно в область этики.
Таким образом, интересы этики обнаруживаются там, где не только есть ситуация морального выбора, но и возникает проблема рационального обоснования этого выбора. Отметим при этом, что, вопреки распространенному и тем не менее ошибочному мнению, этика, этический анализ доводов и контрдоводов в пользу той или иной позиции вовсе не имеет целью освободить от ответственности того, кто принимает решение и делает выбор. Скорее напротив, такой анализ позволяет делать выбор более свободно и осознанно, но именно поэтому и более ответственно.
Нередко этический анализ обнаруживает изъяны в позиции, которая ранее представлялась морально безупречной - в таких случаях оказывается, что ситуация, видевшаяся безальтернативной, на самом деле заключает в себе реальный выбор. Это можно показать на уже рассмотренном нами примере: пока врачи руководствуются только соображениями, касающимися данного пациента и его близких, то вся линия рассуждений, связанная с последствиями их действий для других пациентов, для них будет как бы закрыта. Данное обстоятельство может, вообще говоря, осознаваться или не осознаваться; при этом, однако, очевидно, что его осознание делает проблему выбора намного более сложной и ответственной.
Из сказанного вытекает и еще один вывод. Не следует, как порой делают, смешивать этику, этический анализ с совершенно другим способом рассуждения, который принято называть морализаторством. Суть его - в стремлении не столько разобраться в ситуации, взвесить все за и против, что свойственно этическому анализу, сколько сразу - и нередко в безапелляционной манере - высказать моральную оценку тех или иных решений и поступков. Ярчайшие образцы такого морального резонерства представили Н.Е.Салтыков-Щедрин в образе Иудушки Головлева и Ф.М.Достоевский в образе Фомы Фомича Опискина. Специалист по этике, напротив, прежде всего попытается понять и объяснить ситуацию в многообразии ее нередко весьма запутанных и противоречивых моральных аспектов, и только после этого - если таковое вообще случится - вынесет оценку,