Второе полугодие обществознаниетест. Второе полугодие обществознаниетест Нравственная составляющая индивида

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Вариант 1

1. Выберите правильный вариант(ы) ответа из предложенных

1. Что начинается там, где один человек заботится о другом?

А) Безнравственность Б) Религия В) Мораль Г) Императив

2. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди

А) Моисей Б) Конфуций В) Христос Г) Кант

3. Короткий мудрый рассказ

А) Заповедь Б) Наказ В) Мораль Г) Притча

4.Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через

А) Применение силы Б) Философский спор В) Милосердие Г) Проповедь

5. Быть личностью значит

А) Быть лично ответственным Б) «Быть господином самому себе»

В) иметь твёрдые принципы Г) Всё вышеперечисленное

6. Кто не контролирует наш моральный выбор?

А) Общественное мнение Б) Государственные законы

В) Совесть Г) Мнение окружающих

7. Для выполнения морального долга человеку нужно

А) Действовать осознано, добровольно Б) иметь мужество преодолеть себя

8. Какое понятие не соответствует понятию «добро»?

А) Гуманизм Б) Нравственность В) Ревность Г) Любовь

9. По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению

А) К женщине Б) Профессиональным обязанностям

В) Друзьям детства Г) Всё вышеперечисленное

10 Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

А) Заключение брака Б) Стремление получить профессию В) Знание моральных ценностей

Г) Участие в управлении государством

11. Какое слово пропущено в схеме

…………………………. основное
Племенные

(архаические)

…….. Мировые

2. Объясните

А. Моральный долг …………………………………………………….

Б. Совесть ______________________________________

3. Нравственная культура …………………………………………………

Вариант 2

1. Выберите правильный вариант (ы) ответа из предложенных

1. Под автономностью человека подразумевают

2. Стыд и, правда должны:

А) Объединять людей, направлять на путь добра Б) Относятся к общечеловеческим ценностям

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны

3. Что является высшей моральной ценностью?

А) Любовь к ближнему, к человеку Б) Философские законы

В) Религиозные заповеди Г) Знания, накопленные человечеством

4. Мораль регулирует деятельность людей через:

А) Различные организации Б) Нормативные документы и официальных лиц

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны

5. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

А) Аморальность Б) Безнравственность В) Деградация личности Г) Флегматизм

6. Любовь способна возвысить мораль там, где

А) Нет места ревности Б) Есть гармония совпадения и гармония контраста

В) Она основа на благодарности Г) Высокий уровень образования

7. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

А) Стремление стать политиком Б) Выдающиеся способности

В) Умение поступать морально Г) Материальная обеспеченность

8.Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

А) Философы считают, что она бывает доброй и злой Б) Забота человека не только о себе, но и о других людях

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны

9.Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований определяется категорией

А) Долга Б) Совести В) Чести Г) Достоинства

10. Под автономностью человека подразумевают

А) Независимость Б) Инициативность В) Решительность Г) Всё вышеперечисленное

11. Какое слово пропущено в схеме?

Система образования в России
Общеобразовательные учреждения Высшие учебные заведения
12. Какое слово пропущено в схеме?
Вера в сверхъестественное Картина мира Требования к поведению

2. Объясните

А. Моральный выбор - ………………………………………………………

Б. Добро……………………………………………………………………………….

В. «Золотое правило морали» - …………………………………………

Ю. Г. Иванова, МБОУ "Цивильская СОШ №1 им М.В. Силантьева, Чувашская Республика

№ 4 5 класс « Золотое правило морали»

Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:

Нормы морали;+

Правила вежливости;

Нормы права;

Религиозные нормы

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

разумного эгоизма

живи сам — давай жить другим

поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+

поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.

4 . Кто не контролирует наш моральный выбор?

1) общественное мнение;

2) государственные законы;+

3) совесть;

4) мнение окружающих;

5 . Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

6 . Для выполнения морального долга человеку нужно:

А. Действовать осознанно, добровольно.

Б. Иметь мужество преодолеть себя..

1) верно только А;

2) верно только Б

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

7 К акое из понятий не соответствует понятию добро?

1) гуманизм;

2) нравственность;

3) ревность;+

4) любовь;

4) суждения неверны;

8 . По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

1) к женщине;+

2) профессиональным обязанностям;

3) друзьям детства

4) все вышеперечисленное;

9 . Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

1) знание моральных ценностей;+

2) стремление получить профессию;

3) заключение брака;

4) участие в управлении государством;

10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

11 . Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.

12 Совесть — это:

способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

ценности и идеалы, усвоенные индивидом

совокупность общечеловеческих ценностей

13 .Верны ли следующие суждения?

А. Нормы морали могут меняться в зависимости от

Места и эпохи.

Б.Общечеловеческие духовные ценности-это

Моральные правила,общие длявсех людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)Верны оба суждения+

4)оба суждения неверны

14 верны ли следующие суждения?

А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»

Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.

1)верно только А

2)верно только Б+

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

15 .верны ли следующие суждения?

А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека

Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.

1)верно только А+

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16 Совесть- это

1. система обязательных правил поведения, установленных государством.

2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга

3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+

4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей

17 .К сфере морали относится принцип

1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.

2. Спешите делать добро.+

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4. учиться, учиться и учиться.

18 .Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?

Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 2 0 . Для формирования личности д остаточно семейного окружения 21 . По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни госу дарств, ни самих людей…» (Да) 22 . Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Б ыть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24 . Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

25 Стыд и правда должны : 1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

26. Мораль регулирует деятельность людей через : 1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+

27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+

28. Что является моральной основой брака ? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

Вариант I

1.Быть личностью, значит…

а) быть лично ответственным,

б) быть «господином самому себе»,

в) иметь твердые принципы,

Г) все выше перечисленное.

2. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой:

1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому – правда.

2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.

3. Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение,

б) государственные законы,

в) совесть,

г) мнение окружающих.

4. Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм, б) нравственность, в) ревность, г) любовь.

5. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание о моральных ценностях,

б) стремление получить профессию,

в) заключение брака,

г) участие в управлении государством.

6. «Золотое правило морали» утверждает принцип:

1. «Не делай человеку того, чего себе не желаешь».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

7. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.

2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

8. Стыд и правда должны:

1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

9.Совокупность норм права данной страны называют:

а) отрасль права;

б) система права;

в) норма права;

10.Верны ли следующие суждения о нормах права:

1.Норма права - это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.

2.Норма права – это желательный, но не обязательный образец поведения человека.

а) верно только 1

б) верно только 2

в) верны оба суждения

г) неверны оба суждения

11.Одним из основных признаков правового государства является:

а) разделение властей;

б) система государственных законов;

в) публичная власть.

12. В государстве И. правительство формирует президент. Он является и главой исполнительной власти. При этом существует парламент и действует конституция, какая форма правления представлена в государстве И.?

а) конституционная монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика.

13.Кроме прав и свобод человека и гражданина во 2 главе Конституции закреплены:

а) санкции за нарушение прав;

б) меры поощрения за соблюдение прав;

в) обязанности.

14.Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками:

Типы политических Признаки режимов

а) тоталитарный 1) разделение властей

б) демократический 2) широкий круг прав и свобод граждан

3)политический плюрализм

4) господство единой идеологии

5)всесторонний контроль за жизнью общества

15.В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия понятий

« страна» и « государство». Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия:

1) территория с четко установленными границами;

2) определенный политический режим;

3) государственный суверенитет;

4) система органов управления.

Зачёт №1 по темам «Личность и моральная ответственность. Гражданин. Государство. Право»

Вариант II

1. Что является моральным идеалом человечества?

1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

2. Вечные вопросы человечества.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

2. Для выполнения морального долга человеку нужно:

1. Действовать осознанно, добровольно.

2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

3. По мнению К. Маркса, судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

а) к женщине,

Б) профессиональным обязанностям,

в) друзьям детства,

г) все выше перечисленное.

4. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

5. Под автономностью человека подразумевает:

а) независимость,

б) инициативность,

в) решительность,

г) все вышеперечисленное.

6. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку,

б) философские законы,

в) религиозные заповеди,

г) знания, накопленные человечеством.

7. Мораль регулирует деятельность людей через:

1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

8. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность,

б) деградация личности,

в) безнравственность,

г) флегматизм.

9. Что является моральной основой брака?

1. Семейный долг.

2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

10.Многообразные отношения в сфере публичной власти регулирует такая отрасль права как:

а) семейное право;

б) административное право;

в) трудовое право;

11. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ наступает с:

а) 16 –летнего возраста;

б) 18 – летнего возраста

в) 14- летнего возраста.

12.Одним из первых термин «правовое государство» стал применять:

а) Ш.Монтескье;

б) И.Кант;

в) Цицерон.

13.Конституция страны как Основной закон государства отличается тем, что:

а) она принимается президентом страны;

б) все остальные нормативные акты не должны противоречить ее положениям;

в) ее положения не могут быть пересмотрены.

14.Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

15.Соотнесите понятия и определения

Понятия:

1. Правовое государство

2. Гражданское общество

3.Норма права

4.Мораль

5.Право

6.Государство

Определения:

А.С овокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Б . Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государства.

В. Государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом

Г. Совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство;

Д . Система норм, отражающих представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.

Е. Особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны

Ответы к тестам

Вариант I

Вариант II

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

Запрет на вторжение в частную жизнь является одним из примеров такой нормы, которая отграничивает в нашем поведе­нии дозволенное от недозволенного. Многие - и притом, как правило, самые важные - моральные нормы выражаются имен­но в виде запретов. Наиболее известный пример - это большин­ство заповедей (таких, как "не убий", "не прелюбодействуй", "не укради" и т.п.), возвещенных Богом пророку Моисею (Биб­лия, Исход, 20, 2-20, 17). В самой общей форме этический смысл этих запретов можно передать так: "Не причиняй зла другому".

Существуют, однако, и иные типы моральных норм - норм, которые не запрещают, а предписывают те или иные действия из числа дозволенных. Таковы, в частности, многие из моральных поучений Христа (скажем, "Блаженны плачущие, ибо они уте­шатся"), содержащихся в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, 5-7). Подобные нормы-предписания, в свою очередь, могут различаться по силе налагаемых ими обязательств и, со­ответственно, по силе санкций, с которыми связано их невы­полнение. Самыми мягкими можно считать те нормы, которые характеризуются понятием идеала - следование им получает мо­ральное одобрение со стороны окружающих, и потому они мо­гут быть побуждающими к тем или иным действиям, однако, во­обще говоря, никто не вправе заставлять другого строго соответ­ствовать идеалу. Эта мягкость, впрочем, сопрягается с макси­мально высокой требовательностью идеальных норм, вплоть до необходимости переносить тяжелейшие страдания или даже жертвовать своей жизнью. Разумеется, выполнить такие нормы удается далеко не каждому. Примером соответствия этим нор­мам являются те, кого людская молва впоследствии прославля­ет как героев или, скажем, христианских святых и мучеников.

Наиболее жесткие нормы-предписания требуют того или иного способа поведения, а отступление от них будет истолко­вываться как нарушение долга. Такого рода норму выражает, в частности, разбиравшееся нами высказывание ""врач должен облегчать страдания больного".

Попробуем теперь сопоставить его с другим высказывани­ем: "всякий человек должен облегчать страдания больного". Очевидно, это высказывание, как и предыдущее, выглядит вполне осмысленным, и мы будем готовы согласиться с ним. Отметим, однако, разницу между ними, которая выражается не просто в различии субъектов, о предполагаемых (требуемых) действиях которых идет речь, а в разном значении слова "дол­жен". В первом высказывании оно употребляется в существен­но более обязательном смысле, чем во втором. Действительно, в этом случае речь идет о профессиональном долге, которым, в конце концов, определяется сама суть деятельности врача: если врач не исполняет своего долга, его едва ли можно будет на­звать врачом в подлинном смысле слова.

Во втором же случае долженствование будет значительно более "мягким". Человек, не являющийся врачом, может впол­не обоснованно сказать, что его неквалифицированное вмеша­тельство, пусть и мотивированное стремлением облегчить стра­дания больного, может принести больше вреда, чем пользы. Но для нас сейчас более существенно другое: врача, который не оказал помощи больному, мы будем судить намного строже (по отношению к нему могут быть применены более строгие санк­ции, включая и юридические), чем просто рядового человека. Или, выражаясь иначе, если врач, облегчая страдания больно­го, делает то, что ему и положено делать, то рядовой человек, вообще говоря, в этом случае выходит за рамки обязательного и осуществляет желательный с точки зрения общественной мо­рали поступок, достойный подражания и заслуживающий осо­бого одобрения.

Таким образом, нормы-предписания заметно различаются по степени предполагаемой ими обязательности, так что мож­но говорить о нормах-требованиях и нормах-рекомендациях. Область дозволенного, следовательно, включает не только мо­рально нейтральное, но также и одобряемое и даже требуемое. Отметим, однако, что в реальных ситуациях провести такое различие далеко не всегда бывает просто.

Мы уже говорили о том, что вовсе не все действия челове­ка подлежат этической оценке, вообще этическому рассмотре­нию и обсуждению. Еще одно принципиальное ограничение этой области связано с тем, что этику интересуют только такие ситуации, когда у человека есть реальный и свободный выбор - действовать ему тем, иным или третьим образом либо вообще не действовать. Поэтому поступок, совершенный человеком по принуждению, когда меня, скажем, заставляют делать что-то, чего сам я сделать не захотел бы, - такой поступок не может считаться добрым или злым, моральным или аморальным, так как у него просто нет этического измерения. Ответственность за Поступок в этой ситуации будет ложиться на того, кто прину­дил меня к нему.

Выбор, очевидно, предполагает наличие альтернатив, каждая из которых имеет собственный моральный смысл. (В том случае, когда приходится выбирать из двух альтернатив, говорят еще о дилемме выбора.) Если, например, я выбираю, измерять ли мне некоторое расстояние в сантиметрах или в дюймах, то здесь, ко­нечно, не возникает вопроса о моральной оценке альтернатив -задача является чисто технической. Нередко, однако, за техниче­ской стороной дела кроется и ситуация морального выбора.

Пусть, скажем, врач, установив диагноз болезни пациента, приходит к выводу, что возможны два разных метода лечения. Задачу выбора он может воспринимать как чисто техническую, ориентируясь, к примеру, на более доступные средства и про­цедуры. Теперь несколько изменим условия задачи: пусть ме­тод лечения "А" будет требовать больше времени, тогда как альтернативный метод лечения "Б" сопряжен с большей веро­ятностью побочных осложнений для пациента. В этом случае проблема становится не только технической, но и моральной, связанной с определением и уточнением того, что будет благом для пациента - излечение более быстрое или более безопасное.

Выбор будет реальным, если каждая из альтернатив нахо­дится в пределах моих возможностей. Я не могу выбрать, ска­жем, прыгать мне в высоту на 2,5 метра или нет. Далее, мой вы­бор будет свободным тогда, когда нет внешнего воздействия, за­ставляющего меня принять одну из альтернатив. Или когда, например, я введен кем-то в заблуждение относительно последст­вий моего поступка, то выбор также нельзя считать свободным, даже если нет прямого принуждения. В этом случае принято го­ворить, что мной (или, точнее, моим выбором) манипулируют.

Наконец, выбор не будет действительно свободным, если я не располагаю достаточной информацией по поводу имею­щихся альтернатив, даже если я знаю о самом их наличии. По­ложим, продолжив предыдущий пример, что врач рассказал пациенту о двух возможных методах лечения его болезни. Мо­жет ли пациент, не будучи специалистом и не получив исчер­пывающей и понятной ему информации, сделать свободный и осознанный выбор в пользу одного из них? Очевидно,.нет. Вра­чу следует объяснить пациенту сравнительные достоинства и недостатки каждого из методов, и тогда уже пациент, исходя из собственных представлений о своем благе, сможет сделать ин­ формированный выбор в пользу одного из методов.

Вопрос об осознанности выбора заслуживает специально­го обсуждения. Вообще говоря, каждый наш выбор может оп­ределяться двояко - либо рациональными соображениями, рас­суждениями, скажем, о последствиях принятия того или иного курса действий, либо эмоциями. Точнее, в каждом конкретном случае имеет место некоторое сочетание того и другого; однако в этом сочетании обычно преобладает та или иная составляю­щая. И тогда, когда в моем выборе главенствует рациональное начало, такой выбор и будет в полной мере свободным и ответ­ственным.

Сложнее обстоит дело в тех ситуациях, когда выбор дикту­ется эмоциями, страстями, которые нередко, как принято гово­рить, туманят разум. При этом порой человек бывает просто не в состоянии хотя бы грубо прикинуть возможные последствия своего выбора. Назвать такой выбор свободным можно только при том условии, что в понятие свободы мы включаем и спо­собность полностью контролировать свои эмоции. И напротив, часто мы считаем поведение, диктуемое эмоциями, несвобод­ным, то есть понимаем свободу более узко. А в той мере, в ка­кой выбор несвободен, человек не несет за него ответственнос­ти. (На деле, однако, люди в своих оценках исходят из того, что на каждом лежит, помимо всякой иной, и ответственность за контроль над своими эмоциями, хотя в отдельных случаях, в порядке исключения, мы можем если не простить, то по край­ней мере понять, скажем, Отелло, в порыве необузданной ревности задушившего Дездемону.) Кстати, нередко и суды, опре­деляя меру вины и ответственности подсудимого, принимают во внимание его эмоциональное состояние.

Из сказанного следует, что выбор, который делает человек, принимая одну из альтернатив, неразрывно связан с его ответ­ ственностью за совершаемый поступок. Именно те ситуации, когда у человека есть выбор и, следовательно, когда он прини­мает на себя ответственность за собственные действия (причем, напомним, так или иначе затрагивающие других людей) и их последствия, и являются объектом первостепенной важности для этики. Иногда эту мысль выражают иначе, говоря, что эти­ку интересует автономный человек и автономный поступок.

Говоря об автономии человека, мы и имеем в виду то, что он 15 состоянии самостоятельно, свободно и ответственно (ино­гда здесь употребляется и слово "произвольно") выбирать свои действия. При этом он вполне может действовать и в соответ­ствии с традиционными, принятыми в данном обществе нор­мами, но такое следование установившимся нормам будет все же результатом его рационально осмысленного выбора. Неав­тономным же будет тот, кого считают неспособным контроли­ровать себя из-за своего нездоровья, или ребенок, способность которого делать самостоятельный выбор во многих ситуациях ограничивается, с одной стороны, его неосведомленностью, а с другой - законом. На такого человека нельзя и возложить от­ветственность за его действия.

Но вообще-то никто не бывает абсолютно автономным во всех своих поступках без исключения - очень часто автономия так или иначе ограничивается внешними обстоятельствами, которые данный человек контролировать не может. Поэтому даже и тому, кто находится в здравом уме и зрелом возрасте, приходится совершать массу неавтономных, непроизвольных действий. Так бывает, когда мы в привычной, много раз встре­чавшейся ситуации действуем обычным, стандартным образом, как бы автоматически; либо когда из-за недостатка времени бываем просто не в состоянии продумать все стороны и аспек­ты своего выбора.

И напротив, даже неавтономный в общем человек в каких-то ситуациях может делать вполне автономный выбор. Скажем, душевно больной пациент, который признан недееспособным, будет тем не менее достаточно автономным, чтобы принять собственное решение, если его спросить, хочет ли он есть ту или иную пищу, либо хочет ли видеться с тем или иным чело­веком. Можно заметить, что и в нашем обыденном словоупо­треблении мы проводим различение между автономным и не­автономным индивидом, используя понятие "личность", кото­рое в этом случае является более узким, чем понятие "человек", и относится только к тем, кого мы считаем способными к само­стоятельному и ответственному выбору.

Еще одно ограничение круга ситуаций, которыми занима­ется этика как наука, связано с тем, что во многих случаях вы­бор, даже если он и имеется, с моральной точки зрения бывает очевидным. К примеру, если одна из имеющихся альтернатив предполагает однозначно неприемлемый, предосудительный поступок, скажем, нарушение долга или вообще преступление, то здесь все обстоит тривиально, так что проблема, которая бы­ла бы интересна для этического обсуждения, попросту отсутст­вует. Очень часто, однако, жизнь ставит нас в такие положения, когда каждая альтернатива наряду с благом несет и определен­ные негативные элементы, и любой выбор в той или иной мере может быть подвергнут моральному осуждению.

Представим себе ситуацию, довольно распространенную в современной медицине. Пациент лежит в отделении интенсив­ной терапии, к его телу подключены жизнеподдерживающие аппараты; врачи определенно знают, что сознание пациента утеряно навсегда, и все их усилия не позволят вывести его из устойчивого вегетативного состояния, в котором он может на­ходиться очень-очень долго. Это значит, что и усилия меди­цинского персонала, и дефицитное медицинское оборудование в течение неопределенно долгого времени не смогут быть ис­пользованы для того, чтобы помочь другим пациентам, тем, ко­го можно было бы вернуть к нормальной жизни.

Итак, врачи в этом случае оказываются в положении, ког­да надлежит делать выбор, и притом чрезвычайно тяжелый: ли­бо продолжать жизнеподдерживаюшее лечение, борьбу за жизнь данного пациента, либо отключить аппаратуру, прекра­тить усилия по продлению его жизни во имя спасения других, тех, кого еще можно спасти. Как видим, для каждой из альтер­натив нетрудно предложить моральное обоснование, аргумен­ты "за", но несомненны и негативные, морально предосуди­тельные стороны и одного и другого выбора.

В такой ситуации можно рассуждать по-разному. Одна из мыслимых позиций - считать, что коль скоро безупречной линии поведения нет, то будет допустимым любой выбор. Такой способ рассуждения, по сути дела, представляет собой уход от острой моральной проблемы и, между прочим, он отнюдь не снимает возможности морального осуждения и моральных санкций за реально сделанный выбор. Другая позиция - попы­таться найти дополнительные аргументы, обосновывающие тот или иной выбор. Поиск таких аргументов и контраргументов, укрепляющих одну из альтернатив и ослабляющих другую, и переводит нас непосредственно в область этики.

Таким образом, интересы этики обнаруживаются там, где не только есть ситуация морального выбора, но и возникает проблема рационального обоснования этого выбора. Отметим при этом, что, вопреки распространенному и тем не менее ошибочному мнению, этика, этический анализ доводов и контрдоводов в пользу той или иной позиции вовсе не имеет целью освободить от ответственности того, кто принимает ре­шение и делает выбор. Скорее напротив, такой анализ позволя­ет делать выбор более свободно и осознанно, но именно поэто­му и более ответственно.

Нередко этический анализ обнаруживает изъяны в пози­ции, которая ранее представлялась морально безупречной - в таких случаях оказывается, что ситуация, видевшаяся безаль­тернативной, на самом деле заключает в себе реальный выбор. Это можно показать на уже рассмотренном нами примере: по­ка врачи руководствуются только соображениями, касающи­мися данного пациента и его близких, то вся линия рассужде­ний, связанная с последствиями их действий для других паци­ентов, для них будет как бы закрыта. Данное обстоятельство может, вообще говоря, осознаваться или не осознаваться; при этом, однако, очевидно, что его осознание делает проблему вы­бора намного более сложной и ответственной.

Из сказанного вытекает и еще один вывод. Не следует, как порой делают, смешивать этику, этический анализ с совершен­но другим способом рассуждения, который принято называть морализаторством. Суть его - в стремлении не столько разо­браться в ситуации, взвесить все за и против, что свойственно этическому анализу, сколько сразу - и нередко в безапелляци­онной манере - высказать моральную оценку тех или иных ре­шений и поступков. Ярчайшие образцы такого морального ре­зонерства представили Н.Е.Салтыков-Щедрин в образе Иу­душки Головлева и Ф.М.Достоевский в образе Фомы Фомича Опискина. Специалист по этике, напротив, прежде всего по­пытается понять и объяснить ситуацию в многообразии ее не­редко весьма запутанных и противоречивых моральных аспек­тов, и только после этого - если таковое вообще случится - вы­несет оценку,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»