Этот удивительный этикет классный час. Классный час: Правила этикета. классный час на тему. I. Вступительное слово

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

План-конспект открытого классного часа.

Тема: « Этикет и мы »

Учитель: Прокушева Светлана Григорьевна.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа», с. Айкино, Усть-Вымский район, Республика Коми.

Должность: учитель математики.

Класс: 9 «А» класс.

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

    Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).

    Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    Форма: коллективная работа; индивидуальная работа; просмотр и прослушивание информации; тестирование.

1. Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару ловлю себя на мысли, что уступают дорогу навстречу идущему немногие, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы, домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся

только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник, посидеть в Интернете…

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – учитель, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни учитель, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; о том, как нужно одеваться в той или иной ситуации, как нужно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, как нужно вести себя в общественных местах, школе и дома, своим поведением показывать их в ходу.

Мы каждый год и не один раз беседуем на темы на классных часах. Вот и сегодня я решила продолжить эту тему. Что-то вы уже знаете, т.е. вспомним, а что-то узнаем новое.

    Итак: (слайд № 1 тема, слайд №2 высказывания)

    Вспомним: (ребятам задаются вопросы, они отвечают, а их ответы сопровождаются слайдами)

а) Что такое этикет? (слайд №3);

б) Зачем нужен этикет (слайд №4);

в) Виды этикетов (слайд №5).

4 . Немного истории (сообщение ученика), слайд №6.

Накануне мероприятия с ребятами проводился тест: «На высоте ли ваши манеры? »

Вопросы к тесту:

    1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…

      1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

        кидаетесь к нему на помощь

        никак не реагируете

      Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

      1. извинюсь перед ней;

        отдам ей деньги;

        куплю ей точно такую же;

      Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

      1. сразу же;

        в антракте;

        по окончании любой песни

      Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

      1. да, мало ли что делает хозяин;

        нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

        только в кабинет начальника;

      Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…

      1. чокнуться с сидящим рядом;

        чокнуться со всеми;

        поднять бокал и обвести глазами присутствующих;

      Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

      1. промолчите;

        скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

        будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

      Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

      1. ничего;

        извинюсь;

        сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах». Вывод: есть над, чем работать, есть что корректировать. Продолжим.

6. Остановимся подробнее на некоторых видах этикета.

Этикет общения.

а) общение по телефону (сообщение ученика) слайд №7;

б) разговорный этикет (слайд №8);

в) бизнес - этикет (слайд №9).

Предлагается посмотреть и прослушать видеоролик: «Правила делового общения».

г) Блиц-опрос по данной теме: « Культура общения».

Вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

2. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? /проходящий/

5. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот, кому звонят? /позвонивший/

6. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

7. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни? / в будни: с 8.00 до 10.00; в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

8. Можно ли в беседе употреблять односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

избегать/

9. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

10. Как лучше реагировать на комплимент? / скромно поблагодарить

7. Следующий вид этикета не менее важен. Это дресс-код. Попробуйте объяснить это понятие.

а) Дресс-код (сообщение ученика) слайд № 10.

б) Итоги тест - контроля:

Вопросы тест – контроля:

    Имеет ли для меня значение, как одет преподаватель?

    Как должна одеваться женщина – преподаватель?

    Как должен одеваться мужчина – преподаватель?

    Должен ли преподаватель следить за своей причёской?

    Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?

    Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 14 опрашиваемых:

    для 10 человек имеет значение, как одет преподаватель, и только 4 человека не обращают на это внимание. Понравилось: «Как одет учитель, так одет и ученик.

    Все 14 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле. Элегантно, стильно, красиво. Строго, чтобы не отвлекать учеников, чтобы по виду было видно, что это учитель.

    тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». В зависимости от предмета, который он ведет, должен быть аккуратным и ухоженным, с чистыми ботинками, смокинг.

    Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.

    На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?» Ребята отвечали, что спокойным и строгим; в зависимости от поведения учащихся; обычным, не очень громким, и не приказным; приятным и одновременно строгим, вежливо с улыбкой, главное не кричать; в зависимости от настроения учителя.

    На вопрос «Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?»: Ребята посоветовали повысить голос и сделать замечание, поругать, предложили провести беседу «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; записать замечание в дневник и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя. Были и другие предложения…

Вывод: приятно было читать и видеть результаты своего труда, бесед и внушений. Если говорить о вас, дети, то приятно видеть, как вы повзрослели и осознали то, как нужно одеваться и вести себя (если позволяет время, можно задать следующие вопросы).

Вопросы:

1. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

2. Как подобрать носки к деловому и праздничному костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

3. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

4. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

5. Какого цвета предпочтительнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

6. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

7. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

8. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наносятся духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

9. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/.

    Остался еще один вид этикета. Он, как и все остальные, очень важен.

а) Столовый этикет (сообщение ученика) слайд № 11.

б) Блиц – опрос.

Вопросы:

Культура поведения за столом.

1. Как положено, есть птицу и дичь? / вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

2. Что нужно сделать, если Вы уронили нож или вилку ? / не суетиться, а спокойно попросить заменить их/

3. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке;

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке;

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

4. Как положить нож и вилку, если Вы, не закончив есть, решили сделать паузу? / нужно их положить крест накрест. Если закончили, есть параллельно друг другу /

5. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим? /надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

9. Заключение

Итак, материал на сегодня исчерпан. На всех видах этикета за один раз не возможно остановиться.

На первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, и вы ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке вы всё – таки вспомните о том, что я хотела донести до вашего сознания, и я думаю, будете применять свои знания на практике и в жизни.

Результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Итоги: слайд № 12;

слайд №13 «Спасибо за внимание!»

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Классный час на тему «Этикет для меня"

Цели:

научить умению общаться с людьми; своду правил, регулирующих внешние формы поведения

развивать чувство такта, опираясь на мир чувств ребёнка, чтобы приобретённые понятия он соотносил с опытом своего поведения;

воспитание нравственных и эстетических качеств

Оборудование: картины звёзд, на которых написаны слова этикета, раздаточные карточки с записью ситуаций, карточки со значением слов ЭТИКА и ЭТИКЕТ, цветные полоски

Эпиграф:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку, посеешь Привычку – пожнёшь

Характер, посеешь Характер – пожнёшь Судьбу

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово учителя

Прежде чем приступить к разговору по данной теме, выясним, что такое ЭТИКА и ЭТИКЕТ

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих.

Этикет –слово французского происхождения– это соглашение между людьми о том, что является в обществе правильным и неправильным, что принято в обществе и что не принято, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

2. Работа с эпиграфом

Как вы думаете, почему так происходит?

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой

4. Игра «Закончи фразу»

Иметь опрятный, чистый внешний вид нужно потому, что…

Нельзя ходить злым и раздражительным, так как…..

Говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о…

Деликатность может удержать человека от….

Здороваться первым, значит быть….(вежливым)

Так какими же качествами личности надо руководствоваться? (открывают звёзды, на которых написано: такт, вежливость и другие понятия

5. Поговорим о вежливости

Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику

6. Чтение стихотворения уч-ся

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

будучи вежливым, не забывай о такте.

7. Разбор ситуаций

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

Садитесь, пожалуйста!

Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

(вывешивают на доску звезду со словом ТАКТ)

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

8. Упражнение «Мелочи жизни»

Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете – зелёную.

Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это…

Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это….

Плакать по пустякам -…

Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами -…

Обещали позвонить по телефону бабушке и забыли -…

Вы опоздали на встречу -…

Глотать наспех завтрак -….

Каких карточек вы поднимали больше?

Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку

Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему-то кругом какие-то злые, а хорошего мы просто не замечаем

Простой рецепт на все случаи жизни дать трудно, но всё-таки можно попробовать.

Пронаблюдайте за собой в течение недели, отмечая символами своё настроение и я, Уверена, это повлияет на ваши отношения с окружающими, ведь не хочется иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности.

Ну и говоря о нашем этикете нельзя обойти стороной улыбку. Какая бывает улыбка?

И ещё один совет в этикете для меня: по мнению психологов это очень эффективно.

Упражнение 1 Выбери улыбку для себя (перед зеркалом)

Упражнение 2 Собери лоб в «гармошку»

Это вам поможет успокоиться, создать настроение и общаться с людьми.

9. Работа с эпиграфом

Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

Не забывай говорить "волшебные слова";

Помоги пожилому человеку или малышу;

Если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

Помни: ты - человек, веди себя по-человечески!

КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ТЕМА:

Культура поведения.

Разработала:

Учитель начальных классов

Попова Е.Р.

ТМОСШ № 1

Пояснительная записка.

Среди множества проблем, связанных с воспитанием наших детей, одной из наиболее сложных, требующих от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе.

Не секрет, что повседневное поведение детей в быту, в школе, в общественных местах значительно ухудшилось.

Именно поэтому данная серия классных часов для 3 класса посвящена теме « Культура поведения».

Если в школе ребята ощущают себя под постоянным и неусыпным контролем педагогов, воспитателей и волей – неволей вынуждены сдерживать свои эмоции, то, оказываясь « на свободе», они часто начинают вести себя не только независимо, но и распущенно.

Прежде чем начать разговор с ребятами о правилах поведения дома, на улице, в школе, в театре, в гостях, надо убедительно показать им обоснованность этих принятых в обществе правил, а не произвольность их возникновения и существования.

Хуже нет, когда ребенок, считающий себя вполне самостоятельным и независимым человеком, слышит поучения и приказания старших, как себя вести.

Все эти наставления либо пропускаются мимо ушей, либо встречают внутреннее сопротивление.

Поэтому я постаралась вести разговор с детьми « на равных». Не прибегать к нравоучениям, а постаралась создать такую ситуацию, где дети сами определили для себя нормы поведения. Сами разработали правила поведения для конкретных ситуаций.

Данная серия включает в себя 4 классных часа по следующим темам:

    Поведение на улице.

2. Поведение в общественных местах.

3.Ты в гостях и гости у тебя.

4. Брей – ринг « Этикет».

Заключительный классный час проводится в форме игры, где дети соревнуются в знаниях правил поведения, которые получили на предыдущих классных часах.

Учителю он позволяет узнать, как дети усвоили основные этические требования, а детям – применить навыки культурного поведения.

Классный час:

«Только вправо, только шагом, только на зеленый свет»

Составила:

Е.Р. Попова

Название: Только вправо, только шагом, только на зеленый свет.

Правила поведения на улице.

Цели:

1. Рассказать детям об истории возникновения правил поведения.

    Расширить знания детей о правилах поведения на улице.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа:

    Подборка материала для классного часа: литература, фотографии с мест ДТП.

    Изготовление макетов транспорта.

    Класс делится на группы.

Иллюстрации рыцарских костюмов, фотографии ДТП.

Ход проведения .

1. Вводная беседа.

Добрый день, ребята! Как часто вам задают вопрос взрослые: « Как ты себя ведешь? Разве так можно?».

Задают?

(Ответы детей).

А что это значит, в каких случаях это происходит?

(Ответы детей: когда балуемся, не слушаемся).

Ребята, а разве есть какие – то правила поведения?

-(Да).

Они для всех одинаковы?

Нет, эти правила меняются.

Правильно! Сегодня мы с вами вспомним основные правила поведения на улице. Вспомним, что такое этикет! Многие из вас задаются вопросом: откуда вообще появились разные правила поведения?

Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникли отнюдь не случайно.

Сколько раз мальчики слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел!».

«А зачем ее снимать думали вы с досадой. И откуда взялось такое правило?».

А вот откуда. Вспомните железные костюмы рыцарей. Их надевали не только в бою, но и собираясь в гости. Потому, что путешествовать в те времена было опасно. Разбойники скрывались и в лесах, и на улицах больших городов.

Но вот на пути дом, где живет знакомый. Переступая порог, рыцарь снимает свой шлем и несет его в руке.

« Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом. – Видишь, моя голова открыта».

Суровые те времена давно прошли, но обычай остался. Снимая шапку, вы показываете уважение к тем, к кому пришли.

С тех давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывает встречному, что в ладони не спрятано оружие.

А сейчас мы снимаем перчатку из внимания к товарищу.

Мы будем беседовать о различных правилах поведения. Одни из них существуют издавна, другие появились совсем недавно.

Если внимательно разобраться в каждом отдельном правиле, то легко можно понять, почему лучше поступать именно так, а не иначе.

А, поняв смысл правила, обязательно станешь его выполнять.

2. Основная часть.

Сейчас мы с вами вспомним правила, которые берегут не только нашу жизнь, но и людей, находящихся рядом с нами.

Вы, конечно, помните сказку С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассеянной».

Вспомните, когда два таких рассеянных столкнулись на улице и им надо разойтись. Они начинают топтаться из стороны в сторону, и так продолжается вечность.

А ведь достаточно знать одно правило. Какое?

- (Ответы детей). Можно показать на примере двух учеников.

Если вы хотите никогда ни с кем ни сталкиваться, всегда держитесь правой стороны и расходитесь с прохожими только вправо.

Этому правилу подчиняются не только люди, но и транспорт.

А какие еще правила нужно соблюдать, находясь на улице?

Вы разбились на группы. Пожалуйста, составьте сами правила уличного движения.

(Ребята работают в группах. Когда готовы, одни зачитывают правило, другие дополняют или отменяют его).

В ходе дискуссии класс утверждает такие правила:

1. Переходи улицу только у перекрестка, или там, где есть широкие полосы на дороге. И только на зеленый свет.

2. Если светофора нет, то посмотри сперва налево. Когда дойдешь до середины, посмотри направо.

3. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока он остановится или проедет.

4.Если на перекрестке есть светофор – переходи улицу на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».

5. Стоящий на остановке автомобиль, автобус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Трамвай обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон. Но еще лучше подождать, пока они уедут, и тебе станет, видна вся улица.

В ходе зачитывания и утверждения учитель может предложить детям проинсценировать каждый этап, а так же можно использовать в качестве «наглядного пособия» фотографии разбитых машин, когда авария произошла по вине школьников (фото можно получить в местном ГИБДД).

Молодцы, ребята! Теперь соблюдая эти правила, мы можем спасти жизнь не только себе, но и своим родным, рассказав о них, и жизнь водителя.

А какие еще правила поведения на улице вы знаете?

Как должны вести себя на улице мужчины и женщины, мальчики и девочки? Как здороваться? Как прощаться?

(Ответы детей).

А кто знает, почему женщина идет рядом с мужчиной по правую от него сторону? Не знаете?

Этот обычай тоже имеет свою историю. 200-300 лет назад мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом – для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой.

А чиновники – так еще до конца 19 века были обязаны носить при мундире шпагу. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай.

(Учитель предлагает двум ученикам продемонстрировать это.) Мальчику прикрепляется «шпага» на левый бок. Девочка пробует встать слева от него и т.д.

Есть еще одно объяснение этого обычая. Лет 300 назад улицы городов не имели булыжных мостовых и осенью и весной на них стояли огромные лужи. Проезжающие на большой скорости кареты окатывали прохожих грязью. Поэтому мужчины старались идти слева от спутниц, чтобы предохранить их платья и накидки от брызг.

Вот и теперь мужчины и мальчики идут слева, защищая свою спутницу.

3. Заключительная часть.

А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа.

Как вести себя на улице?

1. Выходи на улицу опрятно одетым.

2. Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не подавай. Подожди, пока это сделают они.

3. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмешь руку.

4. Подавая руку, сними перчатку.

5. Ели навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу.

6. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадет – помоги подняться.

7. Садясь в транспорт, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдет пожилой человек или женщина с ребенком дай им пройти вперед.

8. Пробираясь к выходу, не расталкивай стоящих впереди. Пользуйся голосом, а не руками.

9. Желая обратить на что–нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем, - сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

10. Встречаясь со знакомым, здоровайся первым.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились.

Как вы думаете, измениться ли ваша жизнь, если вы будете соблюдать эти простые правила?

(Ответы детей).

Вот об этом мы поговорим на следующем классном часе.

До свидания.

Классный час:

«После третьего звонка»

Составила:

Е.Р.Попова

Название: После третьего звонка. Поведение в театре, кино, библиотеке.

Участники: Учащиеся 3-го класса, классный руководитель.

Цели:

    Познакомить учащихся с понятием «Культура поведения»;

    Определить в процессе коллективной творческой работы правила поведения в общественных местах.

Форма проведения: диалог.

Подготовительная работа:

    Подбор учителем литературы по теме классного часа.

    Ученики вместе с учителем оформляют и украшают классную комнату в виде театральной сцены.

    Класс делится на четыре группы.

Оформление, оборудование, инвентарь:

занавес, свечи, колокольчик.

Ход проведения.

    Вводная беседа.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем беседовать о правилах поведения. Изменилась ли ваша жизнь после классного часа?

(Ответы детей).

Итак, люди стали с вами вежливее и добрее. Настроение от этого стало лучше! Хотели бы вы и дальше знакомиться с правилами поведения?

Да!

2. Основная часть.

Начать бы я хотела с отрывка из произведения

Д. Фурманова «Чапаев», из которого вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

«Едва заслышав о приезде театра, бойцы за ночь сколачивали из досок подмостки, раздобывали лампы и свечи. Не было отбоя от охотников поставить и укрепить декорации, найти недостающие костюмы, помочь актерам одеться и загримироваться.

А вечером, с увлечением и восторгом, затаив дыхание и боясь упустить хотя бы слово, весь полк смотрел этот немудреный спектакль».

Итак, ребята, о каких правилах мы сегодня будем говорить?

О поведении в общественных местах.

А что это за места?

Театр, кинотеатр, библиотека, музей.

Как вели себя бойцы во время спектакля?

(Ответы детей).

К сожалению, не все люди с таким увлечением посещают театр. Встречаются у нас такие ребята, которые скучают… на любом спектакле.

Но добро бы они только скучали. Так нет, они развлекаются по-своему и мешают своим товарищам радоваться спектаклю.

Только шикнешь на них, а уже слева слышится назойливый шорох разворачиваемой бумаги, хруст, причмокивание.

Это любители коржиков начали угощаться, не в силах дождаться антракта. Спектакль их не интересует – им бы только пожевать.

А как мешают они актерам!

Как вы думаете, такие люди ведут себя по-другому в других местах?

Нет. Они в кино, и в библиотеке ведут себя так же.

Давайте вспомним как нужно вести себя во всех общественных местах. Разделитесь на 4 группы.

1 группа – в театре

2 группа – в кино

3 группа – в музее

4 группа – в библиотеке.

В ходе работы получаются примерно такие правила:

Как вести себя в общественных местах.

    Бывая в театре, в музее, в библиотеке, на лекции, на выставке, на стадионе, в парке, помни всегда, что ты здесь не один. Рядом с тобой – твои товарищи. Веди себя так, чтобы не мешать им.

    В театр приходи вовремя. Ведь все актеры, музыканты, рабочие сцены пришли заранее. Они позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать спектакля. Будь вежлив по отношению к ним и не опаздывай.

    Номерок от пальто спрячь в карман, чтобы не потерять в темноте.

    Пробираясь к своему товарищу, проходи вдоль ряда лицом к сидящим! Если пришел с девочкой, дай ей пройти впереди тебя и сесть первой.

    Если ты уже сел, а мимо тебя кто-нибудь проходит, встань, откинь сиденье кресла и дай дорогу.

    Садись сразу на то место, которое обозначено на билете. Если твое место занято и его не захотят освободить, не вступай в пререкания. Попроси билетершу выяснить недоразумение.

    Не постукивай в такт музыке – ты мешаешь соседу.

    Не аплодируй во время действия. Подожди конца картины.

    Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.

    В антракте тоже не мчись к буфету, не протискивайся к стойке, расталкивая окружающих.

    Если тебе дали денег на конфеты или пирожное, и ты пришел в театр не один, пригласи в буфет своих спутников и угости их.

    В антракте разговаривай тихо. Будь скромен. Окружающих не интересуют ваши разговоры.

    Не вставай с места, пока не опустят занавес. Не мешай соседям досмотреть пьесу.

    Не торопись в гардероб. Все успевают одеться за 10-15 минут.

    Сидя в читальне, не разговаривай с соседями, даже шепотом. Этим ты будешь мешать другим ребятам.

    Помни о том, что после тебя ту же книгу будут читать другие. Не загибай страницы, не мусоль слюнявым пальцем углы, не пиши ничего на полях. Пусть после тебя книга будет чистой.

    Осматривая музей или выставку, не трогай руками выставленных предметов. Вообрази, во что они превратятся, если каждый из тысячи посетителей их потрогает.

Возможно, что в результате появятся другие более точные правила, главное, чтобы ребятам удалось сформулировать их самим.

3. Заключительная часть.

Молодцы! Надеюсь, вы теперь сможете показать свою воспитанность в общественных местах. А на следующем классном часе мы поговорим о том, как быть гостем и хозяином, что дарить и как.

Классный час:

«Ты в гостях и гости у тебя»

Составила:

Е.Р.Попова

Тема: «Ты в гостях и гости у тебя».

Цели:

1.Изучить правила речевого поведения во время знакомства;

2.Научить детей вежливо беседовать с гостями;

Участники: учащиеся 3-го класса, классный руководитель.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа.

    Подбор литературы по теме классного часа.

    Инсценировка «В гостях»

    Подбор аудиозаписей для музыкального сопровождения классного часа.

    Составление схемы проведения классного часа.

    Разучивание песни «Почему?»

Оформление, оборудование и инвентарь:

    Магнитофон;

    Стулья для учащихся расставлены по кругу;

Ход проведения.

    Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем беседовать об этикете. Давайте вспомним, что такое этикет и хорошие манеры?

Ответы детей.

Основная часть.

    На прошлых занятиях мы с вами говорим о правилах поведения на улице и в общественных местах. А сегодня тема нашего занятия – «Ты в гостях и гости у тебя»

Сейчас ваши одноклассники покажут сценку «В гостях». Посмотрите ее внимательно и постарайтесь ответить на мои вопросы.

Как приветствовала Нюша Машу?

Как вел себя Федя?

Сценка:

Нюша обрадовалась в гости пришла Маша.

Здравствуй Маша, проходи,

Нашей гостьей будь.

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Ели хочешь, посмотри

Красивую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку…

Федя ухмыляется. Ему хочется подразнить девочек.

Нюшка- погремушка,

Машка- деревяшка!

Барышни - мадамы,

Я вас брошу в яму!

Девочки обиделись. Они отошли в сторонку и стали тихо разговаривать между собой. Через некоторое время вошла бабушка и попросила Нюшу спеть для соседки. Нюша с радостью согласилась. Соседка Нина Максимовна похвалила Нюшу:

Как приятно слушать мне милого ребенка.

Тут вмешался Федя. Он снова стал дразнить сестру:

Нюшка- клюшка - бегемотик,

У нее два метра ротик.

Только рот раскроет Нюшка,

Закрываюсь я подушкой!

Нюша замолчала. Папа увел Федю в другую комнату. Никто не хотел с ним разговаривать.

Итак, ребята, кто готов ответить на вопросы?

(Дети отвечают.)

Правильно ли вел себя Федя? Почему он остался один?

(Ответы детей.)

Сейчас я предлагаю вам вспомнить правила поведения в гостя. Вы все их знаете, и надеюсь, соблюдаете.

Ребята по кругу рассказывают правила. В ходе беседы появляется примерно такое:

Как вести себя в гостях.

    Перед тем как войти в дом, вытри ноги. Если на улице идет дождь или снег, отряхни шапку и пальто еще на лестнице.

    Не входи, не постучавшись.

    Если пришел не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.

    Если пришел с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.

    Войдя в комнату, где много народа, не стремись поздороваться с каждым в отдельности. Лучше подай руку хозяину или хозяйке, а остальным только поклонись и скажи «здравствуйте».

    Не садись, пока не сядут старшие.

    Если в комнату вошел старший или девочка, встань, уступи свое место.

    Не сиди, развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это не красиво и невежливо.

    Если взрослый что-нибудь уронит, подними и подай.

Молодцы! Все вы воспитанные гости. А какие из вас хозяева? Как вы думаете, есть ли какие-то правила для хозяина дома, в котором собираются гости? (Да)

Вот несколько советов для вас, если вы ждете гостей:

Не забудь одеться по наряднее. Этим ты покажешь, что приход друзей для тебя праздник и выразишь свое уважение к ним.

Скорее открывай! С первой же минуты гости должны почувствовать, что ты рад их приходу.

Помоги пришедшему снять верхнюю одежду. Затем проводи в комнату, пропустив вперед гостя.

Если в комнате кто-нибудь уже есть, познакомь их с вновь пришедшим.

Принимая гостей, старайся вести себя так, чтобы им было у тебя весело и приятно. Желания гостей должны быть для тебя законом.

За стол хозяин должен садиться первым, но он не должен начинать есть, пока не начнут гости. Всякое блюдо надо сперва предложить гостям, а уж потом взять себе.

Не заканчивай есть и не вставай из-за стола, если гости еще едят.

Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь. Девочку обязательно проводи до дома.

Особое внимание хочу уделить знакомству с людьми.

Кого и как должен представить хозяин другим гостям или старшим членам семьи?

ОТВЕТЫ: Хозяева представляют сначала новых знакомых, если они моложе родителей.

Заключительная часть.

Хорошо, теперь вы почти все знаете о поведении в гостях. Осталось только поговорить о поведении за столом, но это мы рассмотрим на следующих занятиях. И прежде чем мы до них дойдем, я предлагаю вам провести игру «Брейн-ринг». Для этого вам - домашнее задание. Повторите все, что мы с вами узнали за эти 3 классных часа. Можете почитать книги, которые я для вас подобрала. В них вы найдете более точные правила поведения. Они помогут вам подготовится к игре.

Список литературы.

    «Веселый этикет» Н.Е.Богуславская, Н.А.Кунина.

    «Как себя вести» А.Дорохов.

    «Этикет и мы» Т.Н.Николаева.

    А на прощание я предлагаю вам спеть песню.

Песня: «Почему?»

Как славно в гостях!

Как вкусно в гостях!

А вы почему,

Свой нос почему,

Свой нос, почему вы повесили?

Ведь это не зонт,

Не шляпа совсем-

Вы знаете это без песенки.

А вы между тем

(В гостях между тем!)

Зачем-то свой носик повесили?!

Иль зубы болят?

(Неужели зубы болят?)

Иль туфли надели вы тесные?

Но если все так-

Пусть даже и так!-

В гостях надо выглядеть весело!

Как славно в гостях!

Как вкусно в гостях!

В гостях замечательно, весело!

И вы, наконец,

И вы, наконец!-

Поете веселую песенку!

Классный час:

«Этикет и мы»

Составила:

Е.Р.Попова

«Этикет и мы»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми.

Форма: Игра «Брейн-ринг».

Подготовительная работа.

    Класс делится на 2 команды.

    Команда выбирает капитана, готовится по данной теме.

    Приглашается жюри для решения спорных вопросов и награждения победителей.

Оформление, оборудование, инвентарь.

Два стола и стулья по кругу, гонг, секундомер, 2 игрушки со звуковыми сигналами.

Правила игры:

    Игра идет до шести очков.

    Очередность в игре определяется жеребьевкой.

    На обсуждение вопроса дается 1 минута.

    Право ответа предоставляется команде первой подавшей звуковой сигнал в течении этой минуты.

Примерные вопросы.

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

    Кто первым здоровается при входе в помещение?

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым?

    Кто входит в помещение первым: мужчина или женщина?

    Кто в паре находит места в театре или кино?

    Если опоздали в театр, куда садится?

    Кто первым спускается или поднимается по лестнице?

    Как пара заходит или выходит из транспорта?

    Как показать на какой-либо предмет, не используя руки?

    Пробираясь к своему месту в театре или кино ты…?

    Кто садится за стол первым?

    Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподнести?

По окончанию игры подводятся итоги, награждаются победители.

Литература.

    Е.М. Аджиева и др. «50 сценариев классных часов» М.:

Центр «Педагогический поиск», 2000.

    Н.Е. Богуславская «Веселый этикет» Екатеринбург АРТ ЛТД, 1998.

    А. Дорохов «Как себя вести», М., 1970.

    Т.Н. Николаева «Этикет и мы», М., 1993.

Классный час на тему: "Этикет и мы"

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма: брейн - ринг.

Подготовительная работа:

Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на несколько (4-5) команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана, готовиться

по данной теме в течение одной-двух недель.

Для ведения игры необходимо:

- По 6 стульев вокруг двух столов по кругу; гонг; секундомер или большие часы с секундной стрелкой; игрушки с разными громкими звуковыми сигналами, чтобы можно было

определять очередность ответов команд;

- Жюри для решения спорных вопросов и награждение победителей.

- Вопросы записываются на отдельные карточки с четкими формулировками правильных ответов и ссылкой на источник информации.

Правила игры:

Игра идет до шести очков;

Очередность команд в игре определяется жеребьевкой;

На обсуждение дается максимум минута;

Право ответа предоставляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты;

Победившая команда получает право игры со следующей командой.

Примерные вопросы.

- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - пр

и встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

- Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).

- Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило:

старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

- Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

- Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)

- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

- При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

- Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

- В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни - 8.00-22.00, в выходные и праздничные - 09.00-23.00)

- Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как, должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

- Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

Сервировка стола.

Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой лин

и, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку,

для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку)

- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

- У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы

резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)

- Что такой "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понр

авившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)

- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)

- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее_)

- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»