Виды ювелирной огранки драгоценных камней. Огранка драгоценных камней: виды и названия Огранка камней в изделиях

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок. Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

  • Кабошон

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.

Выбор способа

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Работа с алмазами

Перед началом работы по облагораживанию алмаза ювелир оценивает исходные параметры: размер, форму, чистоту, наличие трещин или помутнений. После этого принимается решение об использовании минерала. Можно сделать большой бриллиант невысокого качества или несколько мелких с идеальными характеристиками. К сожалению, приходится жертвовать одним из ювелирных параметров качества алмазов: весом, цветом, огранкой или чистотой.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

Лишь мастера ювелирного искусства увидят будущий блеск и красоту в мутном кусочке минерала, только что добытого в шахте. Для того чтобы представить его великолепие, раскрыть его красоту, драгоценный камень придают огранке. Существует более 250 видов огранки, выбирают вид исходя из размеров минерала, его чистоты (наличия вкраплений и дефектов) и формы самого ювелирного изделия, которое камень будет венчать. Сейчас мы подробнее рассмотрим основные (классические) виды клиньевой огранки.


Круг, или классическая бриллиантовая огранка — пожалуй, самая распространенная из всех на сегодня существующих. Круглая огранка — это огранка «по умолчанию» для бриллиантов; она часто используется для россыпей одинаковых мелких камней на одном украшении. Она симметрична, хорошо полируется и обладает максимальной светопропускающей способностью — то есть, позволяет камню особенно ярко сиять на свету. У круглой огранки существует множество вариаций, но в классической бриллиантовой огранке — 57 граней-фасетов.


Овал — разновидность круглой огранки — в последнее время является наиболее популярной формой для центральных камней на обручальных кольцах. Овальная огранка, в отличие от круглой, является сравнительно молодой — если «кругом» гранили с конца XVII века, то «овал» появился только в 60-е годы XX века. Среди прочих разновидностей круглых огранок можно выделить розу, при которой у камня нет верхней площадки, зато есть вершина из сходящихся граней, а также две объемные формы — шар и бусина. Они различаются тем, что у шара грани треугольные, а у бусины — четырехугольные.



Огранка «груша» имеет более сложную форму, чем круг. Она напоминает скорее не грушу, а каплю - в классическом варианте с большой площадкой сверху, которая позволяет свету играть в гранях камня: с одной стороны камень закруглен, с другой — заканчивается шипом. Острыми уголками вверх «груши» подвешивают на ожерелья, серьги, носят в качестве кулонов. Кроме классической грушевидной формы с площадкой, к схожему типу огранки можно отнести бриолет и каплю. У каплевидной огранки меньше фасетов и те, которые прилегают к острому шипу, сильнее вытянуты по сравнению с остальными.


Огранка «маркиз» придает драгоценному камню форму зерна с двумя заостренными уголками. Если камень является центральным на украшении — его располагают вертикально, а несколько маркизов могут находиться рядом горизонтально, или составлять из себя несложные орнаменты. Обычно длина камня, ограненного таким образом, примерно в два раза превышает его ширину, что позволяет его использовать в длинных украшениях воздушного дизайна: серьгах, кулонах, браслетах... Разновидностью «маркиза» является огранка «челночок» - у нее немного меньше граней и верхняя площадка поуже, но форма похожа настолько, что их легко перепутать.


И, наконец, огранка «сердце» также имеет два угла, но только один из них выпуклый. Форма «сердечка», воплощенная в драгоценном камне, пользуется особенным успехом в качестве символа любви и страсти. Сердце — один из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, но зато он позволяет маскировать дефекты камня. Длина и ширина классического «сердца» должны быть одинаковыми, но бывают и исключения — если камень попадается особенно длинный.

Минимальное количество углов, обилие граней и округлость различной степени - вот характерные признаки большинства клиновидных огранок.



Лучшие друзья девушек оцениваются не только по чистоте, цвету и весу в каратах, но и по форме огранки. От нее зависит, насколько красивой будет игра цвета и форма драгоценного камня. Форма обработанного материала для дорогих украшений может выглядеть как геометрическая фигура: круг, овал, треугольник, ромб и так далее. Огранкой же характеризуется число граней, их расположение и очертания. Какие существуют виды огранки драгоценных камней? Познакомимся с азами ювелирного мастерства.

Технология обточки и огранки драгоценных камней

Прежде чем приступить к описанию видов огранки драгоценных огней, стоит уделить внимание технологии работы с сырьем. Этап обточки определяет качество будущего изделия и процент использования сырья. Когда-то все операции производились вручную, но сегодня разработаны специальные станки. Один опытный оператор может одновременно обслуживать около двенадцати таких машин. Весь процесс и результат обработки отражается на мониторе.

Огранка производится с целью придания природным и синтетическим материалам определенной формы, количества граней, достижения блеска, устранения некоторых пороков (как правило, естественного происхождения). Весь процесс делится на две стадии: шлифовка и полировка.

Во время шлифовки с поверхности обрабатываемого сырья удаляются частицы для придания ему определенной формы. В дальнейшем при полировке отшлифованным поверхностям придается зеркальный блеск. После выполнения всех технологических операций производится промывка камней в кислотном растворе, а последняя - в кипяченой воде, и двукратная сушка спиртом. После этого все камни направляются в отделы контроля качества продукции.

Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Более 90 % бриллиантов и множество других драгоценных и полудрагоценных камней имеют круглую форму. Этот вид огранки драгоценных камней считается классическим. Отличает круглую форму стандартные орнамент и пропорции, более высокая стоимость готового изделия, высокопрофессиональный подход к выполнению всех операций. Этот вид огранки драгоценных камней (описание и формы далее рассматриваются более подробно) приводит к безвозвратной потере более половины от исходной массы материала.

Другие формы огранки (все, кроме круглой формы) называются фантазийными. Хотя известный аргентинский ювелир Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь множество алмазов, считает, что фантазийной следовало бы назвать именно круглую форму сырья для ювелирных изделий. В природе встречаются алмазы в разных формах, но те, которые задают форму будущего камня, могут быть квадратными, треугольными, прямоугольными, скошенными, но никогда не бывают круглыми.

Привлекательность фантазийных видов огранки драгоценных камней основана главным образом на привлекательности самой формы, а не игре цвета и глубине оттенка камня. Даже наименование той или иной формы огранки в большинстве случаев звучит привлекательнее, например «Принцесса» или «Маркиз». Стандартная же огранка более продумана в плане игры света, наиболее красивого вида камня по оптическим свойствам.

Классика обработки драгоценных камней

Как уже упоминалось выше, классическим видом огранки драгоценных камней является круглая форма. Это проверенная временем огранка, которую придумали одной из первых еще в начале двадцатого века. Тогда же появились специальные алмазные пилы, которые позволили работать даже с самыми твердыми минералами. Так ювелиры начали с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

В круглых драгоценных и полудрагоценных камнях 57 граней. Именно такой вид и количество граней наилучшим образом показывают блеск и игру света в камне, глубину его оттенка. Также круг способствует долгожительству ювелирного изделия, так как сводит к минимуму риск сколов и другого рода повреждений. При перепродаже круглая огранка оценивается дороже других.

Для небольших камней используются упрощенный способ в 33, если камень весом до 0,99 карата, или 17 граней, если исходный материал весит до 0,29 карата. Главной отличительной особенностью этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней является то, что в процессе обработки теряется около половины первоначальной массы. Если взять два камня (один с круглой, другой - с фантазийной огранкой) с одинаковым весом, то внешне материал, обработанный фантазийным способом, будет выглядеть больше.

Овальная огранка драгоценностей

Такой вид огранки драгоценных камней (форма овала) используется для изготовления колец, сережек, браслетов, подвесок или ожерелий. Вариант вошел в ювелирный «обиход» в шестидесятых годах прошлого века. Камни овальной формы в кольцах зрительно удлиняют пальцы, делают их изящными и тонкими. Ювелирные изделия с материалом такой огранки красиво блестят и переливаются на свету. Обычно камни овальной формы имеют 57 фасетов - так грани называют ювелиры.

Вариант огранки из средневековой Франции

Огранка «Маркиз» с 55 гранями используется для колец, сережек и подвесок. Интересный факт: вид огранки драгоценных камней получил свое название по имени маркизы де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV и жила при дворе. Только вот в русском языке «маркиз» - это скорее мужской, чем женский аристократический титул.

«Маркиз» - это огранка драгоценного камня в форме овала, но с заостренными углами, многим этот вариант больше напоминает лодочку, чем кокетливую улыбку французской дамы.

С украшением, драгоценный или полудрагоценный камень в котором огранен в форме «Маркиз», нужно быть предельно осторожным. Острые концы - уязвимая и очень хрупкая часть изделия. Кольца с таким камнями зрительно удлиняют пальцы и придают аристократическое изящество своей обладательнице или обладателю.

Утонченная «груша», или «капля»

Черты двух предыдущих вариантов - овальной огранки и «Маркиз» - сочетает «капля», или «груша». Для этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней характерно наличие только одного заостренного конца, второй же остается близким к стандартной овальной форме. Особенно важно качество обработки именно заостренного конца. В стандартном варианте такой вид огранки драгоценных камней (фото ниже) имеет 55 или 56 граней.

Камни грушевидной формы, как и близкие им изделия с овальными драгоценностями или огранкой «Маркиз», зрительно удлиняют шею, если используются в кулонах или ожерельях, придают изящество пальцам, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса» для настоящих леди

«Принцесса» по оптическим свойствам близка к классической круглой огранке драгоценных и полудрагоценных камней. Свет в камне удивительным образом «играет», а форма обычно квадратная или прямоугольная. Придумали такой вид огранки драгоценных камней и технологию их обработки в конце шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века.

Камни «Принцесса» чаще всего используются для обручальных колец. Количество граней может различаться (49, 65, 69 или иное число). Такой камень теряет меньше исходного веса при обработке, чем другие фантазийные варианты. Да и стоит «принцесса» дешевле романтической формы сердца или капли.

Очень хрупкими являются прямые углы, они требуют дополнительной защиты.

«Изумруд», подчеркивающий естественную чистоту

«Изумруд» - это прямоугольная огранка, которая применяется, как правило, для крупных драгоценностей исключительной естественной чистоты, так как скрыть практически любые мелкие изъяны при такой обработке совершенно не представляется возможным. Все потому, что «Изумруд» - это большое количество (57 или 65, как правило) мелких граней.

По способности играть светом этот вид огранки уступает лишь круглой и «Принцессе». По интенсивности световых вспышек, однако, «Изумруд» их превосходит. Используются такие камни в серьгах, кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах.

Вариация "Изумруда" от бельгийских ювелиров

«Ашер» - это вариация огранки «Изумруд». От «Изумруда» такие камни отличаются только большей «этажностью» - большим количеством ярусов. Несмотря на свою исключительную сложность, обрабатывать камни таким способом начали с 1902 года, когда огранка была изобретена бельгийскими братьями-ювелирами. Назвали вид огранки по фамилии братьев-ювелиров. Пик популярности этого варианта пришелся на тридцатые годы двадцатого века.

Число граней (может быть 25, 49, 72 или иное) меняется в зависимости от размера и веса камня. Используется «Ашер» в кольцах, сережках, ожерельях и браслетах, а также других ювелирных украшениях. Такой вид обработки хорошо подходит для драгоценных изделий в стиле ар-деко.

Мужской вариант огранки «Радиант»

Огранка «Радиант» обычно имеет 65 или 70 граней (фасетов), используется для сережек, кулонов и колец. Обладательницам или обладателям коротких пальцев стоит быть осторожными с таким вариантом украшений, так как «Радиант» зрительно еще больше укорачивает и утолщает пальцы. Тип обработки синтетического или натурального камня вобрал в себя некоторые характерные черты «Принцессы» и «Изумруда».

Чаще «Радиант» предпочитают мужчины, так как такой вид огранки драгоценных камней (и их обработка) имеет величественный и даже несколько брутальный характер. Подходит обработка только для камней солидных размеров, которые красивы сами по себе.

Романтичное «Сердце» для кулонов и подвесок

Романтичная огранка «Сердце» красиво играет на свету. Используется при изготовлении сережек, кулонов, подвесок, в кольцах встречается реже, так как сложную форму тяжело сделать из небольшого камня. По способу обработки вариант близок к «Капле», число граней обычно составляет 57-58.

Соотношение длины и ширины драгоценности после обработки должно составлять пропорцию один к одному. Именно такое соотношение делает форму красивой и прочной. Пропорция обеспечивает меньшую уязвимость центра сердца при случайных ударах или падениях.

Необычный «Триллион»

Число фасетов может различаться: 19, 31, 37, 52 или иное количество. Используется «Триллион» (другое название «Триллиант») в кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах и сережках.

Вид огранки драгоценных камней под названием «Триллиант» с острыми или гладкими углами возник в Голландии. Это один из самых «молодых» вариантов обработки искусственных или натуральных камней, так как придумали его в восьмидесятых годах двадцатого века. Форма граней может быть квадратной, ромбовидной или прямоугольной - все зависит от начальных свойств камня и творческого замысла.

Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Камни, обработанные огранкой «Кабошон», выглядят довольно-таки необычно. Это круглая форма, но камень получается абсолютно гладким. Обычно таким способом обрабатываются камни, которые практически не пропускают свет, но обладают хорошим оптическим эффектом и глубоким собственным цветом. Именно в виде «Кабошонов» наилучшим образом проявляют свои свойства бирюза, опал, волосатик кошачий глаз, лунный камень, звездчатые рубин и сапфир.

Другие виды обработки драгоценных камней

Виды огранки драгоценных камней (названия и описание выше) не заканчиваются приведенным списком. Еще есть «Багет» - прямоугольная огранка со «ступеньками». Если соотношение сторон при этой обработке в итоге составляет один к одному, то получается стандартный квадрат. В России традиционные «Багеты» имеют пропорцию от 1,4 к 1 и более.

Не особенно распространена огранка «Октагон», которая похожа на «Принцессу». Чем примечателен этот вид обработки, так это тем, что идеально подходит для очень хрупких драгоценных камней. «Октагон» эффективно защищает от сколов и выгодно представляет оптические свойства камня.

Огранка «Пятигранник» в полной мере повторяет форму одноименной геометрической фигуры. Обычно камни, обработанные таким способом, вставляются в объемные украшения, которые приобретаются «по моде» и на один сезон. А вот «Шестигранник» более долговечен и обычно является центральным камнем композиции.

Шкала оценки качества огранки

Качество огранки указывается в сертификате, который в обязательном порядке прилагается к украшению. В зарубежной системе принята такая классификация:

  • Е - отличная огранка;
  • VG, G - хорошая;
  • F - удовлетворительная;
  • P - неудовлетворительная.

Российские ювелиры тоже используют буквенные символы, но классифицируют камни не по первой букве качества обработки, а по алфавиту - А, Б, В, Г, где А - первоклассная огранка. Правда, отечественные ювелиры оценивают камни строже. Например, камни категории Е по российским стандартам вполне могут соответствовать букве Б.

Придать благородный облик украшению может огранка , виды которой оттачивались веками и имеют свои особенности. Без огранки любой самоцвет будет казаться простым камнем – непривлекательным и скромным. Только мастера способны придать такому минералу шарм и изящество.

Обработка драгоценных камней, виды которой с учетом современных тенденций стали многочисленными, является настоящим ювелирным искусством. Она при минимальной потере драгоценной массы камня должна выделить главное достоинство украшения и обеспечить такую игру света, чтобы ни у кого не осталось сомнения, что перед его глазами настоящий шедевр.

Основной смысл обработки драгоценных камней

Огранка представляет собой механическую обработку драгоценных или полудрагоценных минералов с целью получения нужного строения, которая обеспечивает наибольшее проявление особенностей материала. Суть процесса состоит в формировании на поверхности самоцвета правильных геометрических поверхностей, которые, сложившись в единую фигуру, создают нужный эффект восприятия.

Главная задача, которую решает огранка, создание такой игры света, при которой будет обеспечено наилучшее восприятие цветовой палитры и блеска. Переливчатый световой эффект обеспечивается большим количеством граней и их расположением так, чтобы максимально использовалось многократное отражение и преломление световых лучей, попадающих в кристалл. Преломление лучей должно разложиться на спектральные составляющие, которые и дают цветовые переливы.

Облагораживание драгкамней путем ограночной технологии включает два основных элемента: внешняя форма камня и вид граней (их форма, расположение, количество). Огранка камней, виды которой с учетом современных тенденций достаточно многочисленны, представляет собой трудоемкий процесс. Минимальное количество граней составляет 30, а сложные формы увеличивают их до 240. При этом они должны быть выполнены под нужным углом и с идеально ровной поверхностью.

Помимо световой игры, огранка должна выполнять несколько условий: шлифование материала, проявление основного колорита и формы, минимальная потеря драгоценной массы, совмещение с конструкцией всего украшения по стилю, палитре и т.д. Выбор вида и формы самоцвета производится с учетом его материала, размера и назначения украшения. Для некоторых драгоценных камней (изумруд, бриллиант) признаны характерные виды и формы огранки, которые для других камней обычно не применяются.

Виды облагораживания

Огранка в общем случае представляет собой формирование на камне множества граней (фасет). Разделение ее на виды оценивает количество граней, их форму и размеры, расположение фасет относительно друг друга. Можно выделить основные виды огранки:

  1. Огранка розой – это формирование фасет без площадки и нижней части. Основание драгоценного камня плоское, а над ним собирается корона из граней треугольной формы, размещаемых строго симметрично. В зависимости от размера украшения количество фасет 12 или 24. В настоящее время популярность этой разновидности снизилась.
  2. Бриллиантовая огранка – это сложная многогранная обработка для кристаллов с сильной световой дисперсией (например, алмаз). Классический бриллиантовый тип содержит 57 фасет, расположенных в следующих элементах формы: павильон (тыльная область) – 24 грани; корона (лицевая область) – площадка (грань с большой площадью) и 3 ряда фасет по 11 граней в каждом. Такой бриллиант имеет только круглую форму камня.
  3. Ступенчатая огранка – это конструкция, где фасеты размещаются друг над другом, а верх выполнен в виде многоугольной площадки. Боковые фасеты изготавливаются в варианте трапеций или равнобедренных треугольников.
  4. Табличная разновидность является одним из самых простых видов и содержит две ступени (нижняя и верхняя). Верхняя часть камня может быть выполнена в виде одной плоской поверхности.
  5. Изумрудная огранка – это разновидность ступенчатого вида, производимая на камне восьмиугольной формации.
  6. Ашер – представляет собой формирование квадратного кристалла, основанное на изумрудном типе, но с большим количеством ярусов. Этот тип обработки применим для камней повышенной цветовой чистоты.
  7. Огранка клиньями – это разновидность обработки, в которой угловые и боковые верхние фасеты имеют форму треугольника. Четыре грани сбоку сочетаются у каждого ребра верхней грани (площадки), формируя 4 четырехгранные с трапециевидным основанием; а нижняя часть конструируется из аналогичных сочетаний, но из площадок треугольной формации. Поясок, отделяющий корону от павильона, поднят на 2/3 общей высоты минерала.

Какой может быть форма огранки?

Само украшение имеет характерное очертание самоцвета, которое также является важным параметром обработки. Выделяются следующие основные формы:

  1. Круг – сочетается с классической бриллиантовой огранкой. Является наиболее распространенной формой обработки и применим как для крупных, так и для мелких камней.
  2. Овал – считается разновидностью круга, но стал популярным, особенно в обручальных кольцах. Хорошо совместим с огранкой розой.
  3. Груша – является более сложным типом обработки с каплеобразной или грушевидной формой камня. Заостренной частью такой камень крепится на ожерелье, серьги или кулоны. Разновидностью огранки этого типа является бриолет.
  4. Маркиз – это формирование кристалла типа зернышка с 2 заостренными уголками. Чаще всего длина камня выбирается в 2 раза больше ширины. При создании составных украшений используется, например, такая конструкция: 1 крупный «маркиз» располагается вертикально, а несколько более мелких «маркизов» – горизонтально.
  5. Сердце – такая обработка обеспечивает формирование 2 углов, один из которых имеет выпуклую форму. В классическом варианте длина и ширина камня делаются одинаковыми.
  6. Кабошон – это шарообразная обработка камня. Она может быть выполнена гладкой (без граней) или со специфической огранкой по поверхности сферы. Применяются следующие типы обработки: простой кабошон – минерал в виде вогнутой линзы; двойной кабошон – камень имеет выпукло-вогнутую форму.

Проведение обработки ювелирных камней

Облагораживание драгкамней включает ряд специализированных операций, производимых мастерами-ювелирами: разделение кристалла на части; обтачивание, огранка; резьба (глиптика) по материалу (на полудрагоценных камнях). Разделение кристалла на части может производиться путем раскалывания или распиливания. При раскалывании используется специальная оснастка (специальный нож, крепежная оправа), а камень фиксируется цементным составом. Для распиливания необходимо специальное оборудование – станок с распилочными секциями разного типа. Чаще всего используются станки типа СРБ, ШП-2 российского производства или Новекс (Германия). Толщина дисков составляет не более 0,05 мм, что позволяет избежать больших потерь.

Форма камню придается методом обточки или обдирки. Специальный станок для такой операции имеет вид небольшого токарного станка.

Для обработки используется алмазный инструмент.

Часто применяется оборудование марки АВМ.

Огранка включает в себя такие операции, как шлифование и полировка. Шлифовка проводится на станке с вертикально размещенным инструментом, который вращается со скоростью до 3000 об/мин. Шлифование осуществляется с помощью алмазного порошка, перемешанного с оливковым маслом. Шлифовальный порошок втирается в поверхность чугунного диска станка с использованием керамических пластин. Затем этими дисками с втертым порошком производится обработка драгоценного камня до получения нужной грани. Процесс полного шлифования состоит из множества последовательно выполняемых таких операций.

Облагораживание драгоценных камней является обязательным элементом их обработки. Только после обработки они становятся тем украшением, которым хочется любоваться.

Огранка – очень сложная операция, и ее должен производить специалист с большим опытом; любой дефект при обработке может привести к отбраковке ценного материала.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»