Лучшие работы Бэнкси (31 фото). Бэнкси — самый таинственный и скандальный мастер граффити Бэнкси посвятил граффити погибшему арт-критику

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

2 июня в Центральном Доме художника откроется первая в России выставка Бэнкси (Banksy) - самого известного и самого неуловимого уличного художника в мире. До сих пор никто доподлинно не знает, кто скрывается за этим псевдонимом, хотя Бэнкси неоднократно ловили, сажали в тюрьму и "разоблачали". ТАСС изучил самые правдоподобные теории о личности художника.

Затворник из Бристоля

"Белый, 28 лет, одет неряшливо - джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets", - так Бэнкси описывал в 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с художником с глазу на глаз. С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей персоне.

В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии заявили, что вычислили его с помощью метода географического профилирования - системного анализа мест, где Бэнкси создавал свои работы. Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами. Метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси - это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором британские таблоиды писали еще в 2008 году. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

"У нас было десять наиболее вероятных подозреваемых, но быстро стало очевидно, что серьезно стоит рассматривать только одну кандидатуру, и теперь все знают, кто это", - сообщил Би-би-си один из авторов исследования Стив Ле Комбер. Он также признался, что уже давно был поклонником Бэнкси и догадывался, что он и есть Робин Каннингем.

На момент публикации расследования многие опасались, что Каннингему будут предъявлены обвинения в "преступном вандализме", именно так в Великобритании расцениваются граффити. Известно, что адвокаты Бэнкси связывались с авторами доклада и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Ведь подобная слежка может быть расценена как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Предположения о Бэнкси-Каннингеме возникли еще в 2008 году. Его узнали бывшие школьные товарищи по фотографии, которая была сделана несколько лет назад на Ямайке, когда художник работал над своим очередным произведением. Представители Бэнкси, разумеется, эту информацию опровергли.

Издание Mail on Sunday, потратившее целый год на расследование личности Бэнкси, писало, что семья Каннингема и его жены Джой Миллворд ведет жизнь настоящих затворников. Они мало общаются с соседями, а родственники Миллворд знают о ее супруге лишь то, что он зарабатывает на жизнь иллюстрированием поваренных книг и дизайном для различных мероприятий - этим якобы объяснялись его частые отлучки. Любопытно, что жена предполагаемого Бэнкси - одного из главных критиков британского истеблишмента - на тот момент работала в группе, которая лоббировала интересы благотворительных организаций в британском парламенте.

Атака на анонимность

Теория о том, что Бэнкси - это Каннингем, была оспорена в том же 2016 году. Журналист Daily Mail Крейг Уилльямс заявил , что под этим псевдонимом скрывается не дизайнер поваренных книг, а участник трип-хоп группы Massive Attack Роберт "3D" Дель Ная. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, журналист выяснил, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. При этом Уилльямс допустил, что граффити Бэнкси - это коллективное творчество нескольких художников.

Однако совпадений оказалось еще больше. Дель Ная, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.

Если Дель Ная и Бэнкси - это не один человек, то, по крайней мере, тесно связанные друг с другом люди. Участник Massive Attack признавался, что художник - его "приятель", который приходил послушать "пару концертов". Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", а тот написал предисловие для книги музыканта "3D и искусство Massive Attack". Их связывают общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для "Выхода…". Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который Бэнкси построил на границе Израиля и Палестинской автономии.

В 2017 году секрет Дель Ная окончательно раскрыл его друг, британский диджей Goldie. "Возьмите граффити-шрифт, напишите на футболке "Бэнкси" - и все, можно продавать. При всем уважении к Роберту, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства", - сказал музыкант в одном из интервью. Впоследствии он обратил все в шутку, но не стал опровергать своих слов. Наиболее пытливые же конспирологи заметили, что имя "Роберт" было произнесено им нечетко и прозвучало почти как "Роб". А это значит, что под маской Бэнкси может скрываться как Роберт Дель Ная, так и Робин Каннингем. Или же никто из них.

От крыс к "Оскару"

Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он размалевывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета), и неизменно - на остросоциальную тематику.

Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово "rat" (крыса) является анаграммой слова "art" ("искусство"). Правда, в своей книге Wall and Piece Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

С годами Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Бэнкси не ограничивается аэрографией - он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк "Дисмаленд" (от английского dismal, что означает "угрюмый", этакий анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию "Оскар" за его документалку "Выход через сувенирную лавку", которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино "пасхальные яйца", которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что "в миру" Бэнкси работает мясником, а также - что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.

Артур Громов

О Бэнкси известно только то, что он родился в Бристоле примерно в 1974 году, что, возможно, зовут его Роберт Бэнкс, а может быть и нет. Что то, чем он занимается, незаконно и по меньшей мере подпадает под статьи "вандализм" и "хулиганство", потому он скрывает свое лицо и не торопится купаться в лучах славы, а с кураторами выставок и журналистами общается исключительно через агента. При этом его работы продаются по баснословным для "хулигана" ценам. Накануне очередного аукциона, на котором будет продаваться его граффити "Девочка с цветком" (эстимейт, кстати, 150 тысяч долларов), редакция проекта Weekend составила гид по наиболее значимым работам Бэнкси, которые могут объяснить, почему взрослый мужчина бегает ночами по крышам с трафаретом и баллончиком краски.

"Криминальное чтиво"/Pulp Fiction (2002)

© Фото: ART SERIES HOTEL GROUP Работа "Pulp Fiction" художника Бэнкси (Banksy)

Это изображение, появившееся в 2002-м рядом со станцией метро Old Street в Лондоне, повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино с кинематографичной точностью, кроме одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы.

В апреле 2007-го Транспортная служба Лондона закрасила граффити по причине "чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество". На тот момент оценочная стоимость произведения достигла 300 тысяч фунтов. Пресс-служба компании объяснила действия сотрудников лаконично: "В нашем штате — профессиональные уборщики, а не профессиональные арт-критики".

Трафарет по-прежнему остается популярным: в конце 2011 года австралийская сеть отелей объявила акцию : в рамках игры "Укради Бэнкси" в одном из отелей сети появлялась работа Бэнкси, а любой постоялец мог унести ее, и, если "кража" не была замечена охраной, то "преступник" мог оставить иллюстрацию себе. В акции участвовали две работы: No Ball Games и Pulp Fiction. В итоге, вынести жильцам удалось только первую работу стоимостью 15 тысяч долларов, вторую же владельцы сети отправили организации по борьбе с преступностью Crime Stoppers Australia, а та выставила ее на аукцион. В гостиницах же еще долго после этого висело объявление о том, что акция закончена и "воровать" больше ничего не стоит.

Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004)

Граффити в лондонском Брайтоне рядом с Трафальгар-стрит стало своего рода достопримечательностью: любой турист считал своим долгом включить в свой маршрут стену рядом с Prince Albert Pub. Но всего через год после создания изображение было перевезено в Нью-Йорк и продано с аукциона.

Работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу "Синие носы" на создание скандальной фотографии "Эра милосердия" (2004). Через три года министр культуры РФ Александр Соколов назвал выставку Третьяковской галереи в Париже (2007), на которой планировалось представить эту работу, а затем и вовсе обвинил дирекцию Третьяковки в сознательной провокации. Соколов обещал сделать все для того, чтобы снимок не попал на смотр. В экспозиции "Соц-арт. Политическое искусство в России" фотография не участвовала, зато попала на международную художественную ярмарку FIAC, проходившую в Париже в то же самое время.

£10 с принцессой Дианой (2004)

© Banksy Банкноты с принцессой Дианой Бэнкси (Banksy"s Princess Diana Banknotes)


В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей Леди Ди, а надпись "Bank of England" исправлена на "Banksy of England". Сложно сказать, удалась ли шутка: несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, пока сам художник не осознал, что невольно стал фальшивомонетчиком:

"Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать", — рассказывает он своему другу в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

В октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.

"Напалм"/Napalm (2004)

На граффити изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Ее изображение взято со снимка "Напалм" (Napalm), который был сделан 8 июня 1972 года фотографом агентства Associated Press, лауреатом Пулитцеровской премии Ником Утом во время войны во Вьетнаме. 9-летняя девочка со своим братом и другими детьми бежит из своего дома в районе Тран Бан после мощной бомбардировки. Дети бегут по дороге, ведущей из Сайгона в сторону границы с Камбоджей, где тоже в это время шла гражданская война и территории постоянно подвергались атакам ВВС США.

Комментировать эту работу Бэнкси нет необходимости. По стечению обстоятельств, именно этот принт — бичующий общество потребления — наиболее популярен в Америке, и тиражируется на футболках, кружках и другой сувенирной продукции.

Граффити в Палестине (2005)

© Banksy


Летом 2005-го года Бэнкси поехал в Палестину. Вопреки протестам ООН, на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Художник использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль для выражения своей реакции на события того времени. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с едкой подписью: "Праздничный снимок". Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта, а стена обязательно по сюжету иллюстрации подвергалась разрушению.

Позже Бэнкси объяснил послание на своем сайте :

"Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа".

Труп телефонной будки/Crumpled Phone Booth (2006)

Скульптура простояла в лондонском Сохо всего лишь одну ночь — и за эту ночь успела вызвать бурную дискуссию. Горожане разделились на два лагеря: первые видели в "убитой" ледорубом телефонной будке высокое современное искусство, вторые — издевательство над главным символом Лондона. Компания British Telecommunications расценила работу, как реакцию на сообщение о ребрендинге и намерении отказаться от классического образа телефонов-автоматов.

"Кого-то очень раздражают наши телефонные будки!" — комментирует проходящая мимо дама в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

Бытует версия, что это своеборазный траур художника по уходящей культуре живого общения в эпоху развития интернета и социальных сетей.

"Голый человек"/Naked Man Hanging from Window (2006)

Граффити было нанесено на стену венерологической клиники на Парк-стрит в центре Бристоля. Сюжет иллюстрации вечен: абсолютно голый любовник свисает с подоконника, а из окна выглядывает в другую сторону ревнивый муж, за его плечами жена в нижнем белье. И стоит мужчине в костюме повернуть голову в другую сторону, как пара будет поймана в неловкой ситуации.

В городском совете решили сохранить рисунок и даже оплатили его восстановление после того, как вандалы расстреляли его из пейнтбольного ружья. С этих пор уже и власти начинаются относиться к граффити как к искусству (хоть и по-прежнему запрещенному), а вандализмом считается закрашивать работы уличных художников. Но даже несмотря на это, Бэнкси по-прежнему сохраняет инкогнито — слишком много раз он нарушал закон.

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде (2006)

© Banksy


Накануне очередной годовщины 11 сентября, когда Бэнкси готовился к выставке в Лос-Анджелесе, ему пришла в голову идея сделать инсталляцию на тему подозреваемых в терроризме, сидящих в Гуантанамо. В Диснейленде он установил манекен , одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла там полтора часа, пока ее не заметили. Дирекция остановила аттракцион, стала закрывать парк по частям, "вдруг оказалось, что это очень и очень серьезно". Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников.

Естественно, действовать в одиночку Бэнкси чисто технически невозможно, есть, пусть и очень узкий круг людей, которые его знают и которым он безоговорочно может довериться. Тот день в Диснейленде добавил в этот список еще одного — француза Тьерри Гетта. Будущий Mr Brainwash, фиксировавший на камеру весь процесс, был задержан рядом с инсталляцией Бэнкси и подвергся четырехчасовому допросу.

"Когда Тьерри выстоял перед всей службой безопасности Микки Мауса, не дрогнул, не сдался, он спрятал кассету себе в носок — после этого я доверял ему во всем. Он был мой человек".

Фильм "Выход через сувенирную лавку"/Exit through the Gift Shop (2010)

Изначально картину снимал совсем не Бэнкси, а тот самый Тьерри Гетта. Он был одержим видеосъемкой и постоянно твердил, что снимает документальное кино о стрит-арте. Он же был первым (и, наверное, последним) человеком с камерой, которого Бэнкси впустил в рабочий процесс:

"Тьерри стал для меня чем-то вроде отдушины: я столько лет все скрывал, что настало время кому-то довериться".

Фильма толком так и не получилось, монтажом Бэнкси занялся самостоятельно, а вместо картины о партизанском художнике из Бристоля вышла история о том, как родился Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash). По сути, Мозгоправ — тоже своего рода детище Бэнкси, ведь именно Бэнкси сподвиг Тьерри Гетта заниматься искусством, показал, как работать с трафаретами, дал рекомендацию его первой выставке.

Мы пристально следим за творчеством самого скандального и талантливого андерграунд-художника нашего поколения. Работы товарища Бэнкси на злободневные темы вызывают негодование со стороны борцов за чистоту, а иногда их даже выламывают из стен зданий. Бристольский художник постоянно мелькает в заголовках газет, но до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.

Мы решили собрать все факты об уличном художнике, которых вы могли не знать.

1. Личность Бэнкси якобы раскрыло издание Daily Mail

В 2008 году британское издание Daily Mail утверждало, что настоящее имя британского уличного художника — Робин Ганингхэм, уроженец Бристоля, родившийся в 1973 году. Человек на фотографии, опубликованной BBC World News годом ранее, работает над тем, что позднее окажется известным цветком творением Бэнкси.

2. Он играл в футбол с молодыми революционерами в Мексике

Бэнкси был вратарем Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls . В 2001 году команда отправилась в тур по Мексике и Бэнкси присоединился к ним в игре против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси создал очередной шедевр стрит-арта.

3. Главным акционером его печатной компании является создатель группы Gorillaz

Согласно книге Уилла Эллсворта-Джонса «Бэнкси: Человек за стеной», главным акционером компании Picture On Walls является художник комиксов, дизайнер и создатель группы Gorillaz.

4. Его совместная работа с Дэмьеном Херстом ушла с молотка за $1,9 миллиона

В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

5. Знаменитости коллекционируют его работы

В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 тысяч долларов на его работы, среди которых была картина под названием «Пикник». Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38 тысяч.

6. Бэнкси вынужден был сказать матери, что работает маляром

На вопрос матери о том, почему вся его одежда покрыта краской, Бэнкси ответил, что работает маляром.

7. Он жертвует средства на благотворительность

Английский андерграунд-художник неоднократно оказывал помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Упоминание о поддержке подобных проектов можно найти в том числе на сайте Бэнкси.

8. Его менеджер работала на Шона Пенна

Менеджер Бэнкси Холли Кашинг раньше работала на американского актера Шона Пенна. Художник обратился за помощью к англичанке во время своего шоу в Лос-Анджелесе, когда нуждался в ком-то с настолько хорошими связями, которые [в буквальном смысле] помогли бы найти его слона. Холли стала важной фигурой в закулисных деловых аспектах карьеры Бэнкси.

9. За инсталляцию в Бристольском Городском музее Бэнкси попросил всего лишь 1 фунт

О том, что среди исторических экспонатов и артефактов в Бристольском Городском музее и Художественной галерее будут представлены работы Бэнкси, знали всего лишь двое сотрудников музея. При этом Бэнкси попросил всего лишь один фунт в качестве комиссии за установку.

10. Выставка Turf War вызвала многочисленные протесты, хотя он проявил себя как активист за права животных

В 2003 году на одном из складов Бэнкси организовал выставку под названием Turf War («Борьба за влияние»), в ходе которой художник раскрашивал животных. И хотя краска не наносила никакого вреда животным (свиньи были раскрашены в форму полицейских, овцы предстали в образе узников концлагерей, на коровах красовалось лицо Энди Уорхола), а выставка была одобрена инспектором Королевского общества защиты животных, подобная акция вызвала массовые протесты против жестокого обращения с животными.

11. Бэнкси создал заставку к одной из серий «Симпсонов»

Все видели заставку к третьей серии 22 сезона самого популярного мультсериала в истории телевидения? Если нет, то это досадное недоразумение исправит ролик выше. Тем не менее, за несколько лет до этого дебюта Бэнкси использовал знаменитую сцену с Бартом Симпсоном в своем творчестве.

12. Он обменял два билета на Гластонбери на право разрисовать трейлер

Хотя личность Бэнкси до сих пор покрыта мраком, в 1998 году он убедил пару разрисовать их трейлер в обмен на два билета на музыкальный фестиваль Гластонбери. Пара любезно согласилась, не зная, что в один прекрасный день они продадут 1000-долларовый мобильный дом за $500 тысяч.

13. Adult Swim показал фэйковое интервью с Бэнкси

Интервью хоть и оказалось довольно веселым, но многие и без подсказок поняли, что это пародия.

14. «Едва-едва легально» не была первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе

Первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе было шоу под названием «Экзистенциализм» (2002 год), а не ивент «Едва-едва легально», который так же имел невероятный успех. Первая выставка курировалась галереей «33 1/3».

15. Бэнкси обыграл название французского кинофестиваля

В 2008 году Бэнкси пригласил 39 художников со всего мира для того, чтобы разрисовать автодорожный тоннель в Лондоне. Название фестиваля, Cans Festival, является игрой слов, которая напоминает о знаменитом французском кинофестивале в Каннах.

16. Бэнкси создал группу экспертов для борьбы с подделками

Учитывая тот факт, что цена на принты и картины варьируется от десятков до сотен тысяч долларов, вполне логичным стало решение Бэнкси создать группу экспертов, главная цель которой установление подлинности работ художника и борьба с фэйками. Появление фальшивок предотвращает команда под названием «Борьба с вредителями».

17. Премьера фильма «Выход через сувенирную лавку» состоялась на фестивале Cans

Британская премьера документальной картины состоялась на известном фестивале, попасть на которую можно было только по приглашениям. Музыкальной группе Exit Through the Gift Shop , чье название художник использовал для своего кинодебюта, Бэнкси в качестве компенсации подарил одну из своих работ. В мировом прокате документальная картина, номинированная на премию «Оскар» в 2011 году, собрала более пяти миллионов долларов.

18. Бэнкси посвятил граффити погибшему арт-критику

Первоначальный вариант всемирно известного граффити, созданного по мотивам сцены из «Криминального чтива» режиссера Квентина Тарантино, изображал героев Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты с бананами вместо пистолетов. Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. На этот раз произведение Бэнкси закрасил 19-летний художник граффити по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Молодой художник, раскритиковавший Бэнкси, трагически погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп. «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика », — написал Бэнкси на своем веб-сайте.

19. Раннюю работу Бэнкси закрасили по незнанию

В 2011 году одно из ранних произведений Бэнкси, «Горилла в розовой маске », было закрашено новым владельцем здания, в котором раньше располагался клуб. Новый хозяин ничего не знал о Бэнкси. Сообщается, что «Гориллу в розовой маске» удалось частично восстановить.

20. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона ». Человек по имени Тачова Ковингтон жил в этом резервуаре в течение семи лет. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси... Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь ».

Великой мистификацией называют биографию этого загадочного художника. Эта личность окутана тайной, слухами и домыслами. А творчество, представленное современным жанром стрит-арта, привлекает миллионы почитателей в мире. Бэнкси совершил прорыв, не только доказав, что творить можно на условиях полной анонимности. Его заслуга также в том, что об уличном жанре граффити впервые заговорили в контексте современного искусства.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Увлечение граффити и характер бунтаря привели к тому, что к концу 90-х рисунки райтера стали демонстрировать, помимо хорошей техники, и глубокий смысл тех или иных социальных явлений, их значения для общества и для отдельного человека. Властям это, конечно, не понравилось, поэтому уход от полицейской погони стал для уличного художника обычным делом.


В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.


Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

«Такой огромный объем работы позволяет это предположить», - сказал он.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них - своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.


Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – и клоуном .

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.


Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы изобразил лицо трагически погибшей . Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).


Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.


В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.


В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal - «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

Бэнкси сегодня

Среди свежих политически-резонансных работ художника – написанная в 2017 году граффити-иллюстрация, на которой рабочий стирает одну звезду с флага Евросоюза. Так автор выразил отношение к выходу Великобритании из Евросоюза.

Полная противоречий личность художника и ореол таинственности вокруг его персоны только подогревают интерес к работам. Сегодня их можно увидеть в галерее Lilley Fine Art (Ирландия), музеях современного искусства и частных коллекциях во всем мире. Галерея работ представлена и на официальном сайте.

Кстати, в разделе обратной связи сообщается, что Бэнкси нет в «Твиттере» и «Фейсбуке», а вот в «Инстаграме» есть верифицированный аккаунт. Для прочих вопросов на сайте оставлен адрес электронной почты.


Попытки установить личность великого мистификатора не утихают. В 2017 году Интернет наводнила фейковая новость о том, что личность Бэнкси установлена, якобы им оказался 35-летний Пол Хорнер из Ливерпуля, арестованный на выставке в Палестине. Серьезные СМИ проигнорировали сообщение. Так что подлинное разоблачение Бэнкси еще впереди.

Работы

  • 2002 – «Девочка с красным шаром»
  • 2002 – «Криминальное чтиво»
  • 2004 – «Целующиеся констебли»
  • 2004 – «Напалм»
  • 2006 – «Труп телефонной будки»
  • 2006 – «Голый человек»
  • 2007 – «Борьба с вредителями»
  • 2007 – «Голубь в бронежилете»
  • 2011 – «Шопинг до упаду»
  • 2013 – «Рабский труд»
  • 2015 – «Стив Джобс»

Вокруг личности этого таинственного художника ведется много споров. Никому до сих пор не удалось раскрыть его личность. Одни утверждают, что его настоящее имя Робин Каннингем. Другие же считают, что это музыкант из группы Massive Attack – Роберт Дель Ная. Подтверждением обеих теорий служат мнения ученых Лондонского Университета Королевы Марии, а также интервью известного диджея Goldie, который допустил случайно оговорку, тем самым раскрыв личность художника. Так ли это на самом деле или нет, до сих пор неизвестно. Да и что может изменить имя автора, если его работы уже успели стать бессмертными? Banksy – кто он? Вандал или гениальный художник?

Личность Бэнкси

Личность этого художника так и не была раскрыта. Считается, что он родился в 1974 году. Родом из Англии, город Бристоль. Карьеру свою начал с конца 1990-х годов. Первые граффити известного художника Бэнкси датируются именно этими годами. На заре его карьеры, он был обычным райтером, но затем его работы становились всё более масштабнее. Что, собственно, и повлияло на сложности скрытия от полиции. Истории известно много случаев попыток разоблачение личности Бэнкси, но все они заканчивались полным провалом. Его точная личность неизвестна до сих пор.

Творческий путь

По слухам, граффити-художник Banksy начал свою карьеру в конце 1990-х годов. Тогда он вел обычную деятельность райтера и не имел широкой популярности. Чтобы не быть пойманным и скрыться от полиции, Бэнкси начал пользоваться трафаретами, ведь его работы становились более масштабнее. Самый известный уличный художник не сразу определился с собственным стилем. Это можно проследить на примере его работ – первые экземпляры были написаны от руки и имели неаккуратные очертания, как если бы рисунок наносили в спешке (что и является правдой).

Творчество уличного художника Бэнкси ныне было занесено в список защищаемых объектов. Многие работы стрит-арт художника Бэнкси стали достоянием Великобритании. Художник Banksy за все время своего существования успел стать узнаваемым по всему миру, теперь его выставки представляются в различных точках планеты.

Стиль Бэнкси

Творчество уличного художника Бенкси сложно отнести к какому-то определенному стилю. Стиль Бэнкси является классическим воплощением “бунтующей” публики – здесь затрагиваются злободневные темы, на которые люди стараются закрыть глаза. Что касается манеры исполнения, то сложно однозначно сказать, какого именно стиля он придерживается. Изначально творчество Бэнкси выглядело, как классический стрит-арт: с надписями, несущими посыл и несложными рисунками. Позже, стрит-арт художник Бэнкси стал пользоваться трафаретами, что позволяло ему за короткое время наносить более сложные рисунки. Теперь, основным стилем неизвестного граффити-художника является именно трафаретная техника.

Крысы – один из излюбленных персонажей художника. По его мнению они символизируют триумф обездоленных людей.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство». И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Известные работы художника

Биография художника Бэнкси полна спорных вопросов, как и его работы. К числу его известнейших произведений можно отнести “Целующихся констеблей”, граффити, нанесенных на стену клиники сексуальных проблем в городе Бристоль, изображение Чарльза Мэнсона, надпись “Единая нация под видеонаблюдением”, “Нет будущего” с изображением маленькой девочки, и многие другие. Аноним никогда не подписывает свои работы, лицо художника до сих пор никто не видел. Личность автора до сих пор не раскрыта, большинство его стрит-арт работ не подписаны, что усложняет процесс идентификации.

«Будущего нет»

Бунтарь с букетом цветов, 2003

«Надежда всегда жива», 2002

«Отверженные», 2016

Работа в честь выхода Великобритании из Евросоюза, 2017

«Всадник», 2018

«Заметите это под ковер», 2006

Работа в честь Кита Харринга

«Криминальное чтиво», 2002

«Мобильные любовники»

«Простое тестирование интеллекта»

Работа о проблеме потебительства в современном мире, 2004

Работа о проблеме расизма во Франции, 2018

«Следуй свей мечте», 2010

«Стив Джобс» (работа о проблеме миграции)

«Я не верю в глобальное потепление»

Девочка с бомбой, 2003

Телефонная будка

Фото его лучших работ легко можно найти в сети. Художник регулярно выставляется во всех галереях мира. Его работы несут тяжелый смысл и вместе с тем какую-то нотку оптимизма. Не задумываясь о негативных сторонах жизни, человек упускает самое главное – желание развиваться. Бэнкси заставляет задуматься о сложностях, вызывает желание бороться с ними.

В 2011 году на eBay был выставлен лот, который содержал в себе клочок бумаги, содержащий якобы настоящее имя Бэнкси. Продавцом был некий пользователь eBay под ником “Jaybuysthings”. В своём лоте он написал, что это наиболее вероятная версия настоящего имени Бэнкси, что оно было сверено с документацией о продажах работ в налоговых записях. На клочке бумаги было написано только имя, которым автор лота обязался больше ни с кем не делиться. Первоначальная стоимость клочка бумаги составляла 3000 долларов США. уже после 38 ставок стоимость Лота возросла до 999 999 долларов США. Тем не менее лот был удален по неизвестной причине, а продажа так и не состоялась.

До сих пор никому не известно, как выглядит Бэнкси. Ходит множество предположений, относительно его личности, но, никто не знает, кто такой Бэнкси на самом деле. Возможно, в будущем тайна его личности будет раскрыта. Однако, все, что остается нам сегодня – это наблюдать за его работами без привязки к настоящему человеку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»