Конспект логопедического занятия дикие и домашние животные. Логопедическое занятие "дикие животные". Работа с картинками и контурным изображением

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Разделы: Логопедия

Цель занятия:

  • дифференциация диких и домашних животных;
  • закрепление обучения составления сложных предложений с союзом А;
  • закрепление навыков словообразования
  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, памяти.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные : закрепить обобщающее понятие «дикие» и «домашние» животные; учить дифференцировать диких и домашних животных; закреплять обучение составлять сложные предложения с союзом А, закреплять навык словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательным значением).
  • Коррекционно-развивающие : развитие связной речи и общей моторики, развивать внимание, мышление и память.
  • Коррекционно-воспитательные: продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к животным.

Демонстрационный материал: макет скотного двора, фигурки животных, предметные картинки и их контурные изображения животных, картинки с изображениями леса и дома.

Раздаточный материал: светофорчики двух цветов для каждого ребенка, шапочки с изображениями животных, разрезные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в деревню. Там увидим много разных животных.

(Дети рассматривают скотный двор, на котором стоят различные животные)

Логопед:
– Как называются эти животные? (Домашние)
– Почему мы их так называем? (Они живут рядом с человеком и приносят пользу).
– А все ли животные здесь домашние? (Нет)
– Какие животные лишние? (Волк и лиса)
– А как они называются? (Дикие животные)
– А где они живут? (Они живут в лесу)
– А каких диких животных вы еще знаете?
– Давайте диких животных отпустим в лес.
– Кого мы отпустим? (Лису, волка) Назовите их ласково.
– А кто остался? Назовите их ласково.

2. Работа с картинками и контурным изображением

Каждому ребенку раздается контурное изображение животного.

– Кто у вас нарисован? Найдите этого животного на столах.

(Предметные картинки лежат на столах, ребенок находит свое животное по контуру и садится на это место).

3. А теперь, отгадайте загадки про животных. У кого отгадка, тот показывает изображение и называет его.

  • Острые ушки, на лапах подушки (кошка) .
  • Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) .
  • Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
  • В дупле на старом дубе, орешки я грызу (белка) .
  • *Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк) .
  • Рыжая, хитрая, за зайцами охотится (лиса) .
  • Нос пятачком, а хвост крючком (свинья) .
  • Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками (еж) .

4. Физминутка

– А сейчас, мы с вами превратимся в животных. Была Света, а станет белка.

(Детям раздаются шапочки с изображениями животных)

– Скажи, кто ты был и кем ты стал? (Дети составляют предложения: Я был Саша, а стал волк)

– Пока звучит музыка, мы будем гулять, а когда музыка закончится, то каждый должен убежать к себе. Дикие животные идут к картинке с изображением леса, а домашние к картинке домика.

(Можно играть несколько раз, меняя шапочки.)

5. Игра «Светофорчики»

У каждого ребенка два светофорчика желтого и зеленого цвета.

– Я буду называть животного, а вы внимательно слушайте, если это дикое животное, то вы поднимаете зеленый светофор, а если домашнее, то желтый.

6. Четвертый лишний

– Убери лишнюю картинку и объясни почему.

корова, собака, лиса , коза
волк, собака, медведь, белка
лошадь, свинья, щенок , коза
медвежонок , заяц, белка, еж

7. Игра «Собери картинку» У каждого ребенка разрезная картинка

– Кого ты собрал? Кого собрал твой сосед? Составь предложение. (У меня кошка, а у Вани лиса).

8. Итог занятия

– Как одним словом мы называем лису, волка, медведя, белку?
– О диких животных люди заботятся? Правильно, они сами строят себе жилища и добывают корм.
– А как одним словом называют собаку, кошку, корову? Зачем люди заботятся о домашних животных? Какую пользу они приносят? А что делают люди для этих животных?
– Молодцы, ребята, теперь мы можем поиграть с животными и поухаживать за ними.

Тема: Дикие и домашние животные
Цель: Расширить представления о диких и о домашних животных, о их
детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как
подают голос, где живут, какую пользу приносят. Расширить представления о
жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них,
воспитание). Учить устанавливать простейшие связи между весенними условиями
и особенностями поведения зверей
Закрепить знания детей о частях тела животных
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к домашним и диким животным.
Оборудование: картины домашних и диких животных, схемы, раздаточный
материал, рабочие тетради Теремковой.
Речевой материал: домашние животные, дикие животные, кошка, кот,
котята, собака, пес, щенята, бык, корова, телята, коза, козел, козлята, овца, баран,
ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята, кролик, крольчиха, крольчата,
коровник, свинарник, конюшня, конура, будка, ржать, мекать, мычать, блеять,
мяукать, лаять, хрюкать, лохматый, косматый, длинноухий, крадется, воет,
выслеживает и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Повтори, не ошибись»
Медведь, лиса, лось, барсук.
Олень, белка, еж, заяц.
Бобер, заяц, крот, мышь и т.д.
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Загадки:
Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме­ме­ме, дайте вкусную мне!»
(КОЗА)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком.

(СОБАКА)
Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка.
(СВИНЬЯ)
Как мы их называем одним словом? Почему мы их называем домашними
животными? Что есть у животных? Есть голова, глаза, уши, шея, туловище, хвост,
лапы или копыта, тело покрыто шерстью.
Чего общего между домашними и дикими животными? Чем отличаются?
От кого зависят дикие животные? Кто строит им жилище?
Кто ухаживает за их детенышами?
5. Рассмотрение картин домашних и диких животных.
Какие это животные? Эти животные встречаются у нас в лесу?
Почему эти животные могут жить в наших лесах и в тундрах?
Как они приспособились к морозам? К летнему зною? Как прячутся? Чем
питаются?
Внешний вид животного – большое или маленькое, цвет и части тела? Тело
покрыто шестью, пушистое, мягкое?
Как называют детёнышей у этого животного?
6. Игра «У кого – кто?»
У коровы – теленок
У лошади – жеребенок
У овцы – ягненок
У козы – козленок
У собаки – щенок
У кошки – котенок
У свиньи – поросенок
У крольчихи – крольчонок
ФИЗМИНУТКА «На водопой!»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал лосенок,
За мамой­лисицей крался лисенок,
За мамой­медведицей шел медвежонок,
За мамой­белкой скакали бельчата,
За мамой­зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
7. Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему лишнее это животное?
Лев, зебра, корова, обезьяна
Овца, корова, лошадь, белый медведь.
Жеребенок, коза, котенок, ягненок
Корова, крольчиха, теленок, собака
Корова, лиса, заяц, волк
Лошадь, овца, еж, коза
Медвежонок, зайчонок, лиса, бельчонок
Барсук, лисенок, волк, крот.
8. Игра «Назови жилище».

Здоровичок : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Здоровичок : Я, Здоровичок, и пойду вместе с вами в терем спорта! (Звучит олимпийская музыка, дети с физ. инструктором выполняют упражнения).
Хозяйка : А сейчас, ребята, мы с вами перенесемся в сказку и превратимся на время из ребят в зверят. Закрывайте глаза (звучит музыка, волшебная снежинка касается всех ребят), делаем глубокий вдох носом, выдох - ртом, молодцы, и еще раз, хорошо! Пока звучит музыка глаза не открываем. (в это время выставляется реквизит).
Хозяйк а: Ну-ка, ну-ка не зевай и глаза ты открывай!
Вот мы с вами в сказочном зимнем лесу. И вы уже не ребята, а зверята.
Здоровичок : А давайте посмотрим в кого превратились наши ребята? (строит их в круг, так, что бы дети видели маски друг друга)
Дети : Мы превратились в котят, зайчат, щенят.
Хозяйка : Молодцы, правильно!
Давайте пересчитаем, сколько котят? (считаем хором 1,2 и т.д.)
Дети : Семь (кого?) котят. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько зайчат?
Дети : Четыре (кого?) зайчонка. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько щенят?
Дети : Восемь (кого?) щенков. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Скажите мне, пожалуйста, котята и щенята, это какие животные?
Дети : Это домашние животные.
Хозяйка : Почему?
Дети : Потому что они живут с человеком, и он о них заботится.
Хозяйка : А где живет зайчонок?
Дети : Зайчонок живет в лесу!
Хозяйка : Молодцы! Правильно! Значит заяц - это какое животное?
Дети : Заяц - это дикое животное.
Хозяйка : Молодцы! Водишь, Здоровичок, как много знают дети!
Здоровичок : Да! Но нам пора в путь.
(игра «Снег» в музыкальном сопровождении, по окончании дети садятся на ковер, каждый на свою снежинку, которая лежит на ковре ).
Хозяйка : Мои хорошие! Мы в зимнем лесу. В моем лесу зимой такая тишина, только деревья шумят и качаются. А как шумят деревья?
Дети : Ш-ш-ш (поднимают руки вверх, сидя на полу и качают ими из стороны в сторону)
Хозяйка : Я вот только не могу понять, почему так тихо в моем лесу зимой, почему не слышно пение птиц?
Дети : Потому что птицы улетели в теплые края.
Хозяйка : А когда они прилетят?
Дети : Весной (дети встают с ковра)
Хозяйка : Вот спасибо, ребята, ответили мне на все вопросы! А вы знаете, что и летом и зимой, и весной в лесу можно заблудиться? И если вдруг такое случится, что нужно кричать, что бы вас услышали?
Дети : Ау-ау-ау!
Хозяйка : Правильно! А сейчас приготовьте ваши уши А -У (под аккампонимент поют). Какой первый звук?
Дети : А-а-а!
Хозяйка : Молодцы! (еще раз пропивают) Какой второй звук?
Дети : У-у-у!
Хозяйка : Эти звуки мы можем тянуть, петь, значит они какие?
Дети : Гласные!
Хозяйка : Молодцы! Ой, посмотрите, пока мы с вами разговаривали, под елкой кто -то пробежал, подойдите поближе, кто знает чьи это следы? (под елкой переворачиваем нарисованные заячьи следы)
Дети : Это следы зайца!
Хозяйка : Вы думаете? А давайте проверим, я вам загадаю загадку
Он любитель грызть морковку, ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там по полям и по лесам,
Серый, белый и косой, кто скажите он такой?
Дети : Это заяц!
Хозяйка : Правильно, значит следы чьи? ЗАЯЧЬИ!
Дети : (повторяют хором) заячьи следы и (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : А посмотрите, какого цвета шубка у зайчика? (беру зайца белого цвета из-под елки)
Дети : Беленькая.
Хозяйка : А летом шубка у зайчика то же белого цвета или нет?
Дети : Летом шубка у зайчика серого цвета.
Хозяйка : А для чего зайчику зимой белая шубка?
Дети : Чтобы его не было заметно на снегу и его не могли найти лиса, волк и охотник.
Хозяйка : Молодцы! Но охотник может найти зайчика и по следам, давайте все вместе поможем зайчику и заметем его следы
Здоровичок ведет ребят за собой, к месту, где расставлены одноразовые стаканчики с ваткой внутри, берут их по ходу движения и встают вокруг елки.
Хозяйка : Ребята, стаканчик помещаем под нижнюю губу, носом вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем, вдох и выдох производим спокойно (ватка в стаканчике прыгает, создавая впечатление метели). Здоровичок, посмотри, как мы помогли зайчику и замели его следы!
Здоровичок : Молодцы! Теперь никто не найдет зайчика!
Игра «Зайцы и волк » (под музыку)
Хозяйка : Посмотрите кто это там между веток высунулся из дупла?
Дети : Это белка!
Хозяйка : А как вы догадались?
Дети : (Описывают белку, логопед показывает, дети говорят)
- Белка живет в лесу.
- Белка живет в дупле.
-У белки маленькие ушки.
- У белки маленькие черные глаза.
- У белки пушистый хвост.
- Белка прыгает по веткам и грызет орехи.
(Один из детей в заключении повторяет рассказ полностью)
Здоровичок : Молодцы! А теперь давайте поиграем и поможем загнать орехи в дупло.
Игра «Катаем орехи в дупло». (под музыку )
Хозяйка : А вот и Терем спорта, вот мы и пришли!
Здоровичок : Ребята, мы добрались до «Олимпийского» терема, посмотрите, здесь царит дух дружбы и соревнования, тренируются все вместе и кот, и медведь, и кот, и заяц, и белка, и лиса (в свободные окошки теремка вставляем картинки с изображением животных). Вот она волшебная сила спорта!

Елена Багдасарова
«Дикие и домашние животные». Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе

Описание работы : План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе по лексической теме «Дикие и домашние животные » . Занятие может быть использовано педагогами, учителями - логопедами дошкольных образовательных учреждений.

Интеграция образовательных областей :

Познание :

Формировать знания о животных и о том , где они живут;

Развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух;

Коммуникация :

Формировать активный словарь детей существительными, глаголами, прилагательными;

Формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными в женском и среднем роде

Музыка :

Развивать чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другое;

Формировать правильную артикуляцию во время пения;

Развивать музыкальный слух;

Физическая культура :

Развивать все виды моторики : общую, мелкую, артикуляционную;

Формировать умение детей координировать речь с движением;

Здоровье :

Развивать речевое дыхание

Лексическая тема : «Дикие животные наших лесов »

Программное содержание :

1. Закрепление представлений о диких животных , их внешнем виде, повадках. Уточнение,расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные » .

2. Дифференциация классификаций «Домашние животные » и «Дикие животные » .

3. Совершенствование грамматического строя речи. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

5. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи. Узнавание и различение неречевых звуков.

6. Совершенствование понимания и употребления простых и сложных предлогов .

7. Развитие навыка ориентировки на плоскости.

8. Развитие связной речи, речевого дыхания.

9. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности.

Оборудование :

1. Интерактивная доска, ноутбук.

2. Анимация или видео (5 шт.) с пчелкой либо презентация в формате ppt.

3. Предметные картинки (силуэты) с изображением домашних и диких животных .

5. Массажные мячики по числу детей.

6. Аудиозапись звуков леса.

7. Магнитная доска, маркеры.

Методические приемы :

1. Словесные приемы : речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,

оценка детской речи, вопрос.

2. Наглядные приемы : показ наглядного материала, показ положения органов артикуляции.

3. Игровые приемы : дидактические упражнения и игры.

4. Практические приемы : планирование выполнения задания, постановка задания,

оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов,

определение причин недостатков.

Ход занятия.

Введение в игровую ситуацию.

Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна. Я очень рада вас видеть! Давайте с вами встанем в круг, поприветствуем друг друга, возьмемся за руки и подарим друг другу тепло наших сердец, улыбку и хорошее настроение (называем имя и протягиваем руку вперед, накладываем ладошки друг на друга). А сейчас предлагаю поздороваться с природой (звучит инструментальная музыка) .

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

здравствуй вольный ветерок.

Здравствуй маленький дубок.

Здравствуй быстрая река,

Здравствуй радуга – дуга,

Здравствуй ты,

Здравствуй я

Здравствуйте мои друзья (имитация движений)

Вы ничего не замечаете? Давайте прислушаемся!

Посмотрите, что это за следы? Куда же они ведут? Чтобы узнать нужно идти по дорожке и наматывать ниточку на клубочек.

Что это? (части изображения) и письмо. Читаем письмо : «Если хотите расколдовать своего друга, тогда пройдите испытания, смотрите на экран».

Ребята,вы помните,недавно был сильный ветер, все животные испугались , разбежались и заблудились, помогите им попасть домой в лес.

Логопед . Друзья, давайте внимательно посмотрим, все ли животные живут в деревенском дворе?

Оставьте на мольберте только тех животных , которые живут в лесу. Как можно про них сказать?

Дети. Дикие животные .

Дети убирают лишние картинки. Делают вывод о том, что животные перепутались .

Логопед . А чем отличаются дикие животные от домашних животных ?

Дети (предполагаемый ответ) . Человек не ухаживает за дикими животными , они сами добывают себе пищу.

Логопед . Отгадайте про какое животное я говорю .

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живт, в деревне кур крадт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живт, орешки грызт. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Логопед . Заблудились дикие животные , поэтому какое настроение у них было?

Дети. Грустное, печальное, плаксивое.

Логопед . Как можно им еще помочь?

Звучат разные предположения детей. Логопед подводит их к тому , что можно поиграть в игру

«Назови ласково» .

Игра «Назови ласково» . Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Логопед предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч.

Логопед . Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть зверя, а вы будете ловить мяч и возвращать

его мне. Бросая мяч, вы должны назвать зверя ласково. Например : Ёж – жик.

Логопед : Лиса

1-й ребенок. Лисичка, лисонька.

Аналогично проводится игра с каждым из детей.

Логопед . Молодцы! Посмотрите на наших друзей, что произошло? Они стали веселыми,радостными. Давайте поиграем с ними в прятки.

Дети закрывают глаза. Меняется положение картинок.

Игра «Что изменилось?»

Логопед убирает одного из животных ;

Логопед меняет местами изображения;

Логопед добавляет изображение животного .

Вижу, справились и с этим заданием, молодцы. Дети, давайте отвезем друзей пчелки в лес, ведь самим им не найти дорогу?

Дети берут себе по одной плоскостной картинке с изображениями диких животных и прикрепляют ее себе на грудь

Оживает пчелка на ИД.

Пчелка. (Видео 3) - Ребята, какие вы молодцы, смогли разобраться, что же случилось с нашими лесными жителями, теперь и у них хорошее настроение. Вы правильно догадались о том, что их нужно отвезти домой в лес.

Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован лес. Звучат звуки леса.

Логопед . Вот и лес волшебный, послушайте как здесь хорошо. Что вы слышите, какие звуки (Аудиозапись звуков леса.)

Дети. Птички поют. Ветер шумит. Дождик капает. Дятел стучит.

Логопед . Давайте наших животных поместим в лес . Но, как же нам это сделать?

Дети пробуют картинки поместить на доске, но они не держатся, падают. Логопед провоцирует их на решение задачи, выслушиваются все детские предположения. Если не предложено нужное, то логопед подталкивает к мысли о рисовании животных на доске .

Логопед . Да, вы правы, можно их нарисовать, а чтобы было легко, каждый из вас использует фигурки как трафареты. Где ты нарисуешь ежа, Вика?

1-й ребенок. Я нарисую ежа под деревом?

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение ежа.

Логопед . Какой еж получился у Вики?

Дети. Колючий, маленький.

Логопед . Где ты нарисуешь белку, Кирилл?

2-й ребенок. Я нарисую белку на елке.

Ребенок прикладывает к доске и обводит изображение белки, раскрашивает ей хвост, рисует глаза

и кисточки на ушах.

Логопед . Какую нам белку нарисовал Кирилл?

Дети. Пушистую, маленькую, проворную.

Логопед . Теперь Даша нарисует зайца между елок.

Логопед . Какого зайца нарисовала Даша?

Дети. Белого , косого, смешного.

Логопед . Теперь Данил нарисует нам волка около березы.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение волка.

Логопед . Где стоит волк?

Дети. Волк стоит около березы.

Логопед . Какой волк получился у Данила?

Дети. Серый, страшный, зубастый.

Логопед . А теперь, Семен нарисует лису за кустами.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение лисы.

Логопед . Где прячется лиса?

Дети. Лиса прячется за кустами.

Логопед . Какая она?

Дети. Рыжая, хитрая, ловкая.

Логопед . У вас получилась красивая картина.

На ИД появляется ж.

Ёж. (Видео 4) - Ой, дети, поиграйте со мной. Возьмите моих ежат в ладошки и поиграйте с ними,

они будут так рады.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает взять по одному массажному мячу, сделать пальчиковую гимнастику.

Колючий еж

Гладь мои ладошки, еж! (Катаем мячик между ладошками, гладим его,

Ты колючий, ну и что ж? дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Я хочу тебя погладить! Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"

Я хочу с тобой поладить! на "ножки", делать массаж тела).

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Пчелка. (Видео 5) - Ребята, какие вы добрые, отзывчивые, вежливые. Всем помогаете, со всеми дружите. Наши лесные друзья передали вам лукошко грибочков. Угощайтесь. Ну, а я буду радовать вас своей теплотой и щедростью.

Логопед угощает детей печеньем. И предлагает отправиться в группу .

Список литературы :

1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе

детского сада для детей с ОН Р. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

2. Хочу вс знать : Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями : Пособие для логопеда : В 2 ч. - М.: Туманит, изд. центр

ВЛАДОС, 2003. - Ч. II: Мир человека. - 164 с : ил. - (Коррекционная педагогика) .

3. Научите меня говорить правильно : Пособие по логопедии . Крупенчук О.

4. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И.

5. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям . Агранович З. Е.

6. Практикум по детской логопедии . Селиверстов В. И.

Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развивать связной речи детей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже, пользоваться мнемотаблицами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: беличий, медвежий, заячий, лисий, волчий, логово, хлев); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Назови маму», «Назови детеныша».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
  5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Лесные жители», пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Оформление: «Лесная опушка» (деревья, грибы, цветы); «Подворье» (домик, плетень, большие глиняные фигурки домашних животных), слайд-заставка «Лес»

Материалы и оборудование: перчаточные куклы диких и домашних животных, тростевая кукла Кот, ширма, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, листы с заданиями, «Кочки» из бумаги разной формы, конверт с заданиями, рисунки для игры «Исправь ошибку художника», картинки с изображением диких и домашних животных

Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами сегодня можем узнать много интересного. А о чём и ком мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Логопед: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласила Хозяюшка Варварушка, она обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню!

Дыхательная гимнастика «Запах деревни»

Логопед: Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты, растущих вдоль забора. Выдыхаем через рот (2-Зр.). А вот и Варварушка. Здравствуй, хозяюшка!

Варварушка: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)

Молодцы, ребята! Но вот беда- от меня сбежал мой любимый кот Тишка, решил стать свободным и жить в лесу. Боюсь я за него, ребята, ведь в лесу много зверей, они могут моего Тишку обидеть, он может заблудиться, помогите мне, пожалуйста, его найти.

Логопед: Ребята, поможем Варварушке найти ее любимого Кота?

Дети: Поможем.

Логопед: Тогда отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.) Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (На мультимедийном экране появляется заставка леса, звучит мелодия с голосами птиц) Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса »

Логопед: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).

Ребята, я знаю, кто нам поможет найти Кота, это Старичок-Лесовичок.

(Выходит Старичок-Лесовичок)

Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?

Кто здесь песни распевает?

О, да это ребятишки-

Смешливые девчонки,

Забавные мальчишки.

Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Старичок-Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?

Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит,

С тем я строг, а кто лес уважает,

Растения не обижает, зверям помогает,

Тот гостем желанным у меня бывает.

Логопед: Старичок-Лесовичок, помоги нам, пожалуйста, отыскать в твоих владениях Кота Тишку, мы боимся, как бы он в беду не попал!

Старичок-Лесовичок. Отчего ж не помочь, только сначала выполните мои задания. В лесу под самой большой елью найдете конверт, в нем мои задания, когда вы их все выполните, позовите меня, и я подскажу вам, где Кота в лесу найти.

Логопед: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Старика-Лесовика выполнить.

(Дети вместе с логопедом находят конверт с заданиями.)

1 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!

Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»

2 задание. «Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?» (На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)

Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки.

3 задание. Игра «Угадай, кто это».

Бурый, косолапый, неуклюжий - ... (Медведь)

Большая, рогатая - … (Корова)

Серый, зубастый, страшный - ... (Волк)

Хитрая, пушистая, рыжая - ... (Лиса)

Полосатая, пушистая, ласковая - … (Кошка)

Маленький, длинноухий, пугливый - ... (Заяц)

Колючий, серый -… (Еж)

Кудрявая, упрямая - … (Овца)

Верная, преданная -… (Собака )

4 задание. Изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

5 задание. Игра «Расскажи о себе»

Логопед: Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет перчаточную куклу)

Дети с перчаточными куклами выходят по очереди к экрану, на котором мнемотаблица, и по плану рассказывают о животных от лица своей куклы.

6 задание . Игра «Детки и родители».

Жеребенок, ты к кому побежишь? (К коню и лошади.)

Котенок, ты к кому побежишь? (К коту и кошке.)

Лисенок, ты к кому побежишь? (К лисе и лису)

Теленок, ты к кому побежишь? (К корове и быку.)

Козленок, ты к кому побежишь? (К козе и козлу.)

Ягненок, ты к кому побежишь? (К овце и барану.)

Медвежонок, ты к кому побежишь? (К медведю и медведице.)

Свинья, кто к тебе прибежит? (Поросенок.)

Собака, кто к тебе прибежит? (Щенок.)

Лосиха, кто к тебе прибежит? (Лосенок.)

(Дети выполняют задание, рисунки прикрепляют к магнитной доске.)

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Лесовичка, давайте его позовем! Выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок, мы с ребятами выполнили все твои задания, ты обещал нам помочь найти кота Тишку.

Старичок-Лесовичок: Молодцы, ребята, конечно, я вам помогу! Кот ваш прячется за кустом малины на опушке моего леса.

Логопед: Спасибо тебе, Лесовичок, мы пойдем искать Кота!

Ребята, да вот же он! Тишка, выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!

(На ширме из-за куста появляется Кот- верховая кукла.) Тишка, тебе понравилось в лесу жить?

Кот: Нет, я домой хочу, я понял, что домашнему животному лучше жить рядом с человеком, ведь мне ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов, лежи себе на лавке, пей молочко, ешь рыбку, да еще хозяйка погладит да ушком почешет. Пожалуйста, отведите меня домой, а то я в лесу заблудился.

Логопед: Конечно, мы поможем тебе найти дорогу домой.

(Под музыку идут за логопедом к подворью (слайд «Деревня»), Варварушка встречает гостей.)

Спасибо вам, ребятушки, за Тишку моего непутевого, надеюсь, он больше не будет в лес убегать. Приходите ко мне снова в гости.

Заключительная часть

Логопед: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу логопеда)

  • не умеют строить себе жилье,
  • самостоятельно добывать для себя пищу,
  • защищаться от врагов.

И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных: они не могут жить рядом с человеком, так как…

  • боятся человека,
  • лишены привычных условий жизни,
  • требуют много мясной пищи,
  • образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Логопед: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Создание ситуации ожидания:

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). Вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.

Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот, который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»