Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука. Логопедические занятия в детском саду: как провести правильно Анализ занятия учителя логопеда образец

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Ф.И.О. логопеда Баришполь Елена Николаевна

Город (район) МКДОУ детский сад № 2 «Огонек»

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Возраст, количество детей 6 лет, 1 ребенок.

Логопедическое заключение Стертая форма дизартрии (2-й год обучения)

Цели занятия.

  1. Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.
  4. Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, образовывать однокоренные слова.

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекал внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила его к правильному ответу.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка (предметные картинки, дидактические игры).

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребенка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).

Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным, ему нравился сам процесс, он старался дать правильный ответ.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко

Анализ современного логопедического занятия

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы, - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога . С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока . При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

Схема анализа логопедического занятия.

ФИО логопеда___________ _____________________ ______________________

город (район)___________ ______________________ ______________________

№ ОУ__________________ ____дата_____________ _______________________

Этап работы____________ ______________________ ______________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема___________________ _____________________ _______________________

Возраст детей___________ _____________________ _______________________

Анализирующий_________ _____________________ _______________________

Цель посещения_________ _____________________ _______________________

Шкала оценки 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

1. Анализ целей занятия

  • соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
  • место данного занятия в системе занятий по теме;
  • уровень подготовленности группы (ребенка);
  • постановка и доведение целей занятия до детей;

2. Степень достижения целей занятия

  • образовательной;
  • коррещионно-развивающей;
  • воспитательной;

3. Анализ структуры и организации занятия

  • соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;
  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
  • целесообразность распределения времени между этапами занятия;
  • рациональность выбора форм обучения;
  • наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
  • оборудование занятия;
  • рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;

4. Анализ содержания занятия

  • соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;
  • полнота, достоверность доступность изложения;
  • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
  • связь занятия с жизнью;
  • подведение детей к восприятию новых знаний;
  • формирование новых понятий;
  • актуализация опорных знаний;
  • организация самостоятельной работы детей;
  • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей)
  • инструкции и помощь логопеда;
  • степень усвоения нового материала (эффективность);
  • связь нового с ранее изученным;
  • повторение (организация, формы приемы, объем);

5. Оценка коррекционной направленности занятия

  • развитие понимания речи;
  • воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
  • формирование практических навыков словообразования и слово изменения;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • контроль за внятностью и выразительностью речи;
  • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение самостоятельному высказыванию;
  • усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
  • включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
  • упражнения на развитие высших психических функций;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

6. Анализ методики проведения занятия

  • определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;
  • соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
  • разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
  • эмоциональность подачи материала;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;
  • оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

  • общая оценка работы группы (ребенка);
  • внимание и прилежание;
  • интерес к занятию;
  • активность детей (ребенка);
  • формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
  • выполнение единых требований;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • качество знаний, умений и навыков;
  • глубина, осознанность и прочность знаний;
  • умение детей применять знания в различных ситуациях;
  • степень овладения практическими навыками;
  • характер проверки знаний детей логопедом;
  • работа над ошибочными ответами;

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • смена видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
  • соблюдение правильной рабочей позы;
  • соответствие мебели росту ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
  • посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
  • целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;

ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.

Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок : Будем помогать Роме.

Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .

В небе летали чайки (имитирующие движения) .

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .

Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?» :

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» :

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка» :

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» :

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» :

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» :

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ] .

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)

5. Проговаривание прямых и обратных слогов .

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .

6. Проговаривание слов со звуком [Р] .

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .

7. Определение звука в словах

Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки) .

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .

14. Проговаривание чистоговорок.

Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .

16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .

Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

Закреплять умение находить место звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Закреплять навык согласования существительного с числительными;

Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.

На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Анализ коррекционно-развивающего занятия

учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» .

Развивать связную речь.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти («Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание («Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приёмы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов , рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия .

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие , выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия :

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии , реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов .

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы . Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико -синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия , определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Характеристика компонентов коррекционно- развивающей среды учителя-логопеда В построении коррекционно - развивающей среды логопедического кабинета я использую как творческий, так и авторский подход. В кабинете созданы.

Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Использование здоровьесберегающих методов и технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Примерный анализ логопедического занятия.

1. Тема занятия «Дифференциация звонких и глухих согласных на примере звуков [С], [З].

Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована… (место темы в годовом планировании).

2. Цели занятия.

Образовательная: учить различать звуки [С], [З] в слогах, словах-паронимах;

Коррекционная: развитие фонематического слуха, активизация слухового внимания;

Воспитательная: воспитание доброты, отзывчивости.

3. Соответствие речевого материала целям и теме занятия.

Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

4. Активизация мыслительной деятельности детей.

Активизация умственной деятельности детей способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства детей, пораждает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял детей мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.

5. Деятельность педагога в случае неправильных ответов.

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекает внимание всех детей к ошибке, не торопится исправить сама, а подводит детей к правильному ответу.

6. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе.

Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

7. Использование наглядного материала.

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей (предметные картинки, таблицы).

8. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности детей, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.

9. Использование методических приёмов и видов работы.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).

10. Деятельность логопеда на занятии.

Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе детей и логопеда.

11. Методика работы над ошибками.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно не только того, кто ошибся, но и других детей.

12. Деятельность детей на занятии.

Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ.

13. Результативность занятия.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»