На что похожа буква ш рисунок. Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Привет, друзья! Я смешарик. Меня зовут Крош

а о у ы н м л р б в г д з я и е п к т с ч ь

БАНЬКА ДЕНЬ КОНЬКИ СЕМЬЯ ВОРОБЬИ ВЕСЕЛЬЕ

Рассмотри внимательно. Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву Ш.

Ш ш согласный глухой твердый шипящий

На что похожа буква Ш Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

Ш а о и е у

шуба – шубы шапка – шапки шар – шары шляпа - шляпы

ГРУША ПЫШКА МЫШКА ШУМ ШТОРМ ШТОРЫ ШУТ ШИНЫ ШИПЫ

Поспешишь – людей … догонишь насмешишь удивишь

крыса - пар - малина - месть - крыша шар машина шесть

шут шутник шутливый шутка шутить шуруп

Ф шашка а И

ОК НО РА КИ НО ША ГИ РЯ Покорение вершин

ШУ ЛЫ РУ СНЕ МО СА

Собака, что лаешь? Волков пугаю. Собака, что хвост поджала? Волков боюсь.

Молодцы, ребята! Желаю вам успехов в учёбе! До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].

Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать

Навыки чтения, учить работать с текстом.

2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок.

Оборудование: DVD проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.

Правило звонка.

Приветствие гостей.

ΙΙ. Актуализация ранее изученного.

1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».

О чём идёт речь в стихотворении?

Почему такое необычное название?

О чем вели разговор ребята?

С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости,

уважения)

К какому выводу они пришли?

(Мамы всякие нужны,

Мамы всякие важны!)

Как мы можем сказать строками из стихотворения.

«А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня … (гость)»

К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем

Изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы

Скажете мне в конце урока.

А пока повторим изученные звуки и буквы.

2.Повторение изученных букв по ленте.

Называем гласные звуки.

Чем необычны буквы я и е.

Называем согласные

Звонкие [н],[н"], … .

Глухие [п],[п"], … .

Чем отличается буква Ч от других согласных букв.

(звук[ч"] всегда мягкий)

Что это за буква? (ь)

Что в ней особенного

(не обозначает звука)

3.Повторение значения ь.

Бан ь ка сем ь я

Ден ь вороб ь и

Кон ь ки весел ь е

Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?

(В первом столбике обозначает мягкость согласного звука;

Во втором разделительный мягкий знак).

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели.

Как шипят змеи (ш-ш-ш)

Как шипит гусь (ш-ш-ш)

Какой звук мы будем изучать? [ш]

2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.

Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Шо- шо- шо все будет хорошо.

3.Определение места звука в словах.

Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-

Отгадках?

Смешарик слушает как вы работаете.

1. Сегодня всё ликует

В руках у детворы!

От радости танцуют

Воздушные... . (ш ары)

2. И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша как солнышко

Кто же это?... . (Золу ш ка)

3. Кот живет у нас на крыше,

А в подвале живут… . (мы ш и)

4. Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (ш кола)

5. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … . (ма ш ина)

6. Если ты его заточишь,

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это … . (каранда ш )

4. Найти 5 слов со звуком [ш].

Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].

(шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)

5. Артикуляция при произношении.

[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.

6. Знакомство с буквами Ш, ш.

Ш – заглавная, ш – строчная.

На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

IV. Чтение с буквами Ш, ш.

1. Чтение слогов.

Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают

Звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)

Ша шо шу ши ше

2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и

Множественного числа.

шуба – шубы

Шапка – шапки

шар – шары

Чем отличаются слова слева и справа?

4. Работа над лексическим значением слов.

а) груша б) шут в) шум

пышка шипы шторм

Мышка шины шторы

а) Объясните значение подчеркнутого слова.

(пышная круглая булочка)

б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто?

(шут – человек, который веселит людей)

в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море?

(шторм)

5. Работа с пословицами.

Дополни пословицу.

Поспешишь – людей … .

Догонишь насмешишь удивишь

Как вы понимаете эту пословицу?

Чтение пословиц в учебнике с. 140.

6. Физминутка.

Шура в школу шла, шишечку нашла.

Шелуха шершавая, видно шишка старая.

6. Анаграммы.

Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово.

крыса – крыша

Пар – шар

Малина – машина

Месть – шесть

7. Повторение сведений о родственных словах.

шут шутник шутка шуруп шутливый шутить

Какое слово лишнее? (шуруп) . Почему?

Как назвать остальные слова? (родственные)

Какая у них общая часть, корень? (шут)

8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.

а) Чтение хорошо читающими учениками.

О ком рассказывается в тексте?

б) Вторичное восприятие.

Придумайте заголовок.

Куда пошли дети?

Что они собирали?

У каких деревьев плоды шишки?

А все ли хвойные деревья вечнозеленые?

9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».

О чем стихотворение?

10. Ребусы.

шашка ф

а \и/ (шишка) (шарф)

V. Закрепление изученных знаний.

1. Игра «Покоряем вершины».

(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).

2. Дополни слова на тему «Зима».

Мо… ру… шу…

Са… лы… сне…

3. Чтение по ролям.

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

VI. Итог урока.

Тест.

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

Сектор с этим номером.

1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –

Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

(Потому что звук [ш] всегда твердый).

За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.


С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

Букву "пэ" перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква...Ц

(А. Хребтюгов)

Цыпа, цып! - зовут цыплят,

Цыплята кушать не хотят.

Цыпа, цып! И на крыльце

Показалась буква Ц.

(В.Лактионов)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ц" встречается в следующих стихотворениях:

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - в начале,

Где в середке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах Отец, боец

Ц мы пишем под конец...

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букве Ц:

Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

(Л. Дьяконов)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ц" и сделайте её из соломки.

Буква Ч

Говорят дети про букву Ч

"Буква Ч - шпионка, маскируется под цифру 4" (Олег, 6 лет).

"Буква Ч похожа на букву Н, которая поджала ножку" (Настя, 6 лет).

"Буква Ч с трудом стоит на одной ножке, вот-вот упадет, бедняжка". (Вера, 5 лет).

Стихи про букву Ч

Ч - курносый Чайник,

Он большой начальник.

Он клокочет и кипит -

Ложками руководит.

(Зеленая К.)

Буква Ч сказала: "Есть!"

Отдала кому-то честь.

Рисовали цифру четыре -

Букву Ч мы начертили.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Первой букве в слове чтение -

Букве Ч Мое почтение!

(Е. Тарлапан)

Буква Ч- весёлый стул,

Всех однажды обманул!

Встал, исполнив свой каприз,

Ножки вверх, а спинка вниз!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ч" в следующих стихотворениях:

На часок мы зашли

К черепашке.

Черепашка подала

Чайник, чашки.

Поползла потом к соседке

Что-то долго

Мы хозяйку Ожидаем.

(Г. Сапгир)

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашку варили,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочергой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

(Д. Хармс)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ч" и сделайте её из соломки.

Буква Ш

Говорят дети про букву Ш

"Буква Ш похожа на сломанный трезубец подводного царя Тритона из мультфильма "Русалочка" (Настя, 6 лет).

"Буква Ш сама похожа на корону какого-нибудь царя или королевы" (Вера,5 лет).

"Буква Ш - гребешок для бабы Яги, у неё как раз три волосинки осталось на голове" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш...

Шустро мышь под печку -

Шасть! Как бы в лапы

Не попасть.

(В. Степанов)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - и буква Ш!

(Е. Тарлапан)

На что похожа буква Ш?

На зубья старого ковша.

(В. Степанов)

На вилку Ш похожа,

Но взять никто не может!

Три зубчика осталось,

А ручка потерялась.

(Е.Котова)

Буква Ш в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Б.Заходер)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(Г. Виеру)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ш" в следующих стихотворениях:

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

(М. Ясное)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

(А. Усачёв)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ш" и сделайте её из соломки.

Буква Щ

На что похожа Буква Щ глазами детей

"Буква Щ похожа на щелкунчика, когда он ротик открывает" (Настя, 6 лет).

"Буква Щ похожа на старую щетку" (Вера, 5 лет).

"Буква Щ - корона для шута какого-нибудь" (Олег, 6 лет).

На что похожа буква Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

(Е. Тарлапан)

Щ - играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

(Г. Виеру)

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

(В. Степанов)

Буква Ш и Щ - сестрички

Только Щ всегда с косичкой!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Щ" встречается в следующих стихотворениях:

Щелкает зубами щука

На щеколду дверь закрыта,

В щелку чей-то глаз сердитый

На меня в упор глядит - Ой-ой-ой, не подходи!

Буква Щ к двери прибита.

Интересно, что там скрыто?

Может чудище из чащи

Свой ужасный глаз таращит?

И меня в один присест не задумываясь съест?...

Дверь открылась со щелчком - стало "чудище"... Щенком!

Угощайся! Это щи! -

Щуке говорят лещи.

Не хочу я тощих щей!

Мне бы парочку лещей!

Может, щавеля? Борща?

Не хочу! Хочу леща!

Вас, лещи, не отпущу!

Вас в сметане припущу!

Щедрым будет угощенье!

Хищник я! Прошу прощенья!..

Братцы! Прячьтесь кто - куда!

Щука - хищник! Вот беда!

Задание 2. Вылепите из пластилина букву "Щ" и сделайте её из соломки.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • презентация.ppt к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).

1. Зеркало!

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка – собачка”.

“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.

3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы.

– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).

– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).

Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).

Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.

Работа над скороговоркой. (Слайд 11).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физкультминутка. (Слайд 12).

VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).

1. Работа над загадками Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).

Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит

(Слайд 18).

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).

4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …

“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).

Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).

Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.

3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).

Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).

  • Куда пошли гулять дети?
  • Какое слово имеет много значений? (Кисти)

Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).

Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор

Что собирали дети? (Шишки)

Чтение наизусть учеником.

– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)

Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).

Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»