Начало строительства вов. Схема укрепленных районов третьего рубежа. Квесты альянса для гарнизона

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

К началу Великой Отечественной войны большинство гидроэлектростанций в СССР строилось под контролем НКВД с широким использованием труда заключенных. Попавшие в плен немецкие и японские военнослужащие тоже нередко работали бок о бок с узниками ГУЛАГа.

К концу 1945 года в советском плену оказалось около 3,5 млн человек, главным образом немцев и японцев. Учитывая нехватку рабочей силы из-за больших потерь на войне и огромных объемов работ по восстановлению разрушенного хозяйства, было решено использовать труд военнопленных, в том числе и на строительстве гидроэлектростанций. При этом к процессу подключали и заключенных ГУЛАГа.

Упоминания о работе военнопленных встречаются довольно часто, когда речь идет о строительстве и восстановлении многих гидроэлектростанций по всей стране. Нередко отмечается, что им доверяли ответственную работу, требующую высокого качества исполнения. При этом между военнопленными, остальными строителями и местными жителями зачастую складывались добрые отношения, что на первый взгляд, кажется удивительным.

Фархадстрой. Рабочие на строительстве Фархадской ГЭС.

Так, военнопленные участвовали в достраивании Угличской ГЭС. Старожилы вспоминают, что работали пленные немцы усердно и дисциплинированно. Им доверяли и отделку фасадов, и архитектурные работы, и строительство домиков на шлюзе вместе с мостом через него, и облицовку плитами.

Хуберт Денезер, бывший немецкий военнопленный, попавший на стройку Угличской ГЭС в 1944 году, вспоминает: "Лагерь находился на левом берегу. В деревянном бараке было 4 зала, койки, печки, коридор, туалет, столовая, кухня и хлеборезка. Различные мастерские: сапожная, ремонтная, пожарная часть, котельная. Работал я в Угличе 22 месяца. По лестнице в арке шлюза бегал 148 ступенек вверх-вниз с ведром за водой для замешивания цемента. Освоил много строительных профессий. Когда вернулся в 1948 году из плена в Германию, сам себе выстроил дом... Зимой мы пилили лед на Волге, чистили подвалы от старого льда. Летом вывозили навоз на поля. Там виделись с девушками, шутили и смеялись".

Строительство Фархадской ГЭС. Фото Макса Пенсона. Узбекистан, 1944

Работали пленные немцы и на новой стройке Цимлянской ГЭС, хотя и не очень долго - с 1948 по 1950 годы. Их было более 5 тысяч человек, и участвовали они в основном в работах подготовительного периода - добыче камня в карьерах, строительстве автодорог и т. п. Среди военнопленных были и осужденные либо находящиеся под следствием военные преступники. Их труд использовали на более тяжелых работах. Выводились они под надежной усиленной охраной войск МВД с таким расчетом, чтобы обеспечить их изоляцию от населения и других работников.

Военнопленные японцы работали на строительстве Фархадской ГЭС в Узбекистане - крупнейшей на тот момент гидроэлектростанции в Средней Азии. Было их, по разным данным, от трех до пяти тысяч человек. На них возлагались самые ответственные и сложные работы. Кроме плотины станции, они построили два водоотводящих канала, которые до сих пор работают без ремонта и потерь воды. Старожилы отмечают, что японцы не умели халтурить и работали честно, на совесть, не допускали брака.

Вклад военнопленных в строительство гидроэлектростанций был значительным, но работа длилась недолго - уже к концу 1949 года подавляющее большинство пленных было репатриировано на родину.

Благодарим компанию "РусГидро" за предоставленные материалы. Больше историй о том, как работали ГЭС во время Великой Отечественной Войны, героях и неочевидных на первый взгляд событиях можно прочитать на сайте спецпроекта

Строительство во время Великой Отечественной войны

Сажнова Анастасия

Введение

Причины и процесс эвакуации заводов

Строительство и восстановление после эвакуации

Обеспечение кадрами при строительстве в годы Великой Отечественной войны

Трудовая активность строителей

Заключение

Библиография

Введение

Сегодня мы отмечаем 70-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тыл сыграл немаловажную роль в победе над фашистско-германским государством. С первых дней войны Советский союз начал перебазирование промышленных предприятий в восточные районы СССР, чтобы не позволить врагу захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

В капитальном строительстве основной упор делался на монтаж эвакуированных предприятий и оборудования. Строительство культурного назначения отошло на второй план.

Из-за нехватки средств и материалов здания возводились в основном из дерева. Строительство велось в сжатые сроки, упрощались планировочные решения и объем монтажно-отделочных работ.

Проблема кадров в условиях войны стала особенно острой. Призыв в армию, выключение из сферы производства населения, оказавшегося на оккупированной территории, привели к сокращению численности рабочих и служащих.

Нехватка рабочей силы в ведущих отраслях промышленности восполнялась частично за счет других отраслей народного хозяйства, введение обязательных сверхурочных работ, отменой очередных и дополнительных отпусков. Это позволило увеличить загрузку оборудования примерно на треть.

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением.

Целью данной работы является изучение проблемы строительства в годы Великой Отечественной войны.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

·Провести анализ влияния войны на строительство в целом.

·Выявить проблемы организации труда в годы войны.

При написании данной работы мы использовали исторический и описательный метод исследования.

1. Причины и процесс эвакуации заводов

Перебазирование основных производственных сил из угрожаемых районов страны на восток являлось вынужденной мерой, вызванной крайне неблагоприятной обстановкой на фронте. Вместе с тем оно стало важнейшим звеном в хозяйственной политике Коммунистической партии, направленной на развертывание в глубоком тылу главной военно-промышленной базы страны.

Гитлеровцы рассчитывали повторить свой «европейский опыт», захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

Советскому Союзу пришлось принимать действенные и экстренные меры, чтобы сорвать планы врага. От темпов перемещения населения и производственных ресурсов с запада на восток во многом зависело развертывание производства боевой техники, обеспечение количественного и качественного превосходства над немецко-фашистскими захватчиками по всем видам вооружения.

ЦК партии, ГКО и Совнарком СССР развернули огромную работу по преобразованию производительных сил страны. Руководил ею комитет по эвакуации, который определял порядок, сроки, очередность и конечные пункты эвакуации людей и материальных ценностей. Его решения, утвержденные правительством, являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов.

В центре и на местах сложилась стройная оперативная система органов по эвакуации при всех союзных наркоматах. Они направляли своих представителей на эвакуируемые заводы и фабрики и в пункты их нового размещения.

В республиках и областях, находившихся под угрозой вражеской оккупации, были образованы комиссии по эвакуации, а на многих железнодорожных узлах, станциях и пристанях - эвакопункты.

Переброска в тыл из западных областей страны предприятий, имевших оборонное значение, началась с первых дней войны. Уже 29 июня 1941г. Было принято постановление о вывозе из угрожаемой зоны 11 авиационных заводов. Вскоре ГКО признал необходимым перевести 26 заводов Наркомата вооружения из центральных районов и Ленинграда в города Поволжья, Урала, Сибири и средней Азии. На базе этих предприятий на новых местах намечалось развернуть производство оружия, патронов и различных приборов к вооружению.

Эшелоны с грузами и людьми непрерывным потоком двигались на восток, и прежде всего в районы Среднего и Южного Урала, в Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Только в течении трех месяцев было перемещено более 1360 крупных, главным образом военных, предприятий.

Несмотря на огромные трудности, перемещение производительных сил в тыловые районы страны прошло в целом слажено и во второй половине 1941 г. На восток было вывезено полностью или частично 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 заводов и фабрик. Из них 226 разместилось в Поволжье, 667 - на Урале, 244 - в Западной Сибири, 78 - в Восточной Сибири, 308 - в Казахстане и Средней Азии.

Развертывание эвакуированных предприятий в постоянных районах в значительной степени оказалось возможным потому, что в годы предвоенных пятилеток здесь были созданы крупная промышленность, топливно-энергетическая база, разведаны залежи полезных ископаемых, проложены новые транспортные магистрали.

Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны.

Своими героическими усилиями советский народ сорвал расчеты гитлеровцев на дезорганизацию советской военной экономики.

2. Строительство и восстановление зданий после эвакуации

Значительный спад Строительства в стране произошел в годы Великой Отечественной войны: численность занятых в отрасли сократилась на 50%. Однако в Восточной Сибири сокращение составило лишь 8% (на 1942), в Западной Сибири произошел рост на 22%. Причиной тому стала эвакуация за Урал предприятий из Европейской России, которые требовалось воссоздать на новом месте. Помимо промышленных предприятий в Сибирь эвакуировались десятки строительных организаций. Трест «Киевпромстрой» эвакуировали в Юргу, «Стройгаз» - в Барнаул, «Севкавтяжстрой», «Южэлектромонтаж», «Госсантехмонтаж», «Строимеханизацию» и некоторые другие крупные тресты - в Новосибирск. Сюда же на время перебазировалось одно из главных управлений наркомата - Главсредазстрой. После запуска эвакуированной промышленности число строителей и в Сибири пошло на убыль (с 1943).

В военное время активно внедрялись скоростные методы строительства. Сокращение сроков сооружения объектов в этот период являлось насущной необходимостью. С этой целью пересматривалась проектная документация. Насколько возможно упрощались конструкции, габариты, устранялись любые «излишества», предусматривалась возможность использования имеющихся в распоряжении строительных организаций местных материалов. Пересмотр проектной документации давал большую экономию времени и средств.

В период Великой Отечественной войны условия и цели строительства резко изменились. Основной задачей было сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны для эвакуированных предприятий и восстановление промышленных сооружений в освобожденных районах. В годы войны архитекторы стремились освоить все экономические резервы, широко применять местные строительные материалы, рационально использовать территорию, сокращать сроки возведения зданий. В 1941-1945 гг. создаются новые, более рациональные конструкции и методы производства работ.

В 1943 г. В тяжелое военное время Партия и Правительство уже проводят ряд мероприятий по организации проектных работ, обеспечивающих восстановление разрушенных городов и сел страны. Составляются генеральные планы восстановления крупных городов (Севастополь, Новороссийска, Смоленска, Ростова-на-Дону, Новгорода и многих других). Для организации этой работы в 1943г. Был создан Комитет по делам архитектуры СССР.

Война нанесла народному хозяйству нашей страны огромный ущерб. В годы войны фашисты превратили в руины и разграбили 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень. Свыше 25 млн. человек остались без крова. Почти полностью или частично были разрушены такие крупные города, как Минск, Сталинград, Севастополь, Витебск и многие другие; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону.

В ходе войны архитектурное наследство нашей страны понесло неисчислимые, а порой и безвозвратные потери. Были разрушены многие памятники зодчества Ленинграда и его всемирно известных пригородов, Киева, Новгорода, Пскова, Новгорода, Чернигова, Смоленска, Риги, Вильнюса, Вязьмы и других городов РСФСР, Украины, Белорусии и республики Прибалтики. Древние города со сложившимися веками архитектурно-планировочными особенностями, своеобразным архитектурно-художественным обликом были превращены в руины.

Строительство велось ускоренными темпами по специальным проектам военного времени, нацеленным на упрощение и удешевление производственного процесса, экономию дефицитных материалов, замену их местными аналогами. Такой подход потребовал изменения системы организации строительного производства на всех его стадиях. Для военного и восстановительного строительства было характерно непрерывное (трехсменное) ведение строительных и монтажных работ с максимальным совмещением производственных процессов. По сравнению с более ранним периодом произошли изменения в воспроизводственной структуре. Уменьшилась доля инвестиций на чисто строительные работы и, наоборот, увеличился удельный вес средств, затрачиваемых на монтажные работы и на оборудование. В 1941-1945 гг. еще более ярко обозначился дисбаланс в распределении финансовых и материальных ресурсов между производственным и гражданским строительством.

В Сибири возводилось преимущественно временное жилье и почти полностью прекратилось строительство объектов социально-культурного назначения. Для освоения стремительно возросших объемов капиталовложений в регионе пришлось соответствующим образом укрепить производственно-техническую базу стройиндустрии, организовать труд занятых в отрасли работников таким образом, чтобы он в большей мере отвечал специфическим условиям военного времени.

Требовалось создать элементарные условия для жизни людей. В сибирских городах появляется большое кол-во малых индивидуальных домов, а также землянок и полуземлянок, строившихся сотнями вокруг эвакуированных заводов по распоряжениям городских властей и промышленных наркоматов для размещения рабочих. Др. широко распространен способом решения жил. проблемы стала реконструкция чердаков жилых домов и их приспособление к проживанию людей. В сент. 1942 в Свердловске состоялось Урало-Сибирское совещание, организ. Всесоюзным правлением Союза советских архитекторов, посвященное массовому жилищному строительству в восточных регионах страны. Функциональное зонирование населенных мест, очередность стр-ва, этажность и качество жилья - все это подчинялось выполнению оборон. заказов. Появилось огромное количество малоэтажных, как правило, деревянных барачных поселков вблизи промышленных территорий.

В послевоенные годы на территории Сибири и дальнего Востока темпы массового жилищного строительства постепенно восстанавливались.

Для ускорения пуска новых электростанций сокращались объемы строительных и монтажных работ, упрощались тепловые и электрические схемы, конструкции зданий и сооружений.

Ударными стройками первого военного года стали домны на Магнитогорском и Чусовском заводах, Чебаркульский завод качественной стали, автомобильные заводыы в Ульяновске и Миассе, алтайский тракторный в Рубцовске и «Сибтяжмаш» в Красноярске, ряд авиационных, танковых заводов, заводы по производству боеприпасов и другие предприятия оборонного значения.

Обеспечение кадрами при строительстве во время Великой Отечественной войны

Проблему обеспечения кадрами начали решать путем привлечения неработающего трудоспособного городского и сельского населения, выпускников школ ФЗО (фабрично-заводского обучения). Вскоре в Сибири стал численно нарастать такой источник пополнения трудовых коллективов, как эвакуированное население. Помимо этого, советские и партийные организации стали проводить политику по частичному переводу трудовых ресурсов из непроизводственной сферы в отрасли материального производства, в том числе и в строительство. Другим важным источником пополнения строительных организаций стало население других областей и республик СССР, поступающее в сибирские города по мобилизации. Еще до войны на стройках широко использовался труд различных «спецконтингентов». С середины 1941 г. их стало еще больше. К заключенным добавились «спецпереселенцы» из Поволжья, Западной Украины, Западной Белоруссии, из республик Прибалтики (забегая вперед, отметим, что с конца 1944 г. на стройках появился еще один спецконтингент - военнопленные германской армии и ее сателлитов, а еще через год - интернированные в Сибирь военнослужащие Квантунской японской армии). В связи с повсеместным недостатком кадров значение вольного найма как формы пополнения рабочей силы резко сократилось. Все большая часть новичков поступала на стройки в централизованном порядке. Секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) в своем выступлении на VI пленуме обкома отмечал, что строительные организации области (в то время из нее еще не выделились Кемеровская и Томская области) во втором полугодии 1941 г. получили через организованные формы пополнения 85 тыс. рабочих. Поскольку местных трудовых ресурсов не хватало, их привлекали из других районов страны. Много рабочих колонн было сформировано в Казахстане и среднеазиатских республиках СССР. В апреле 1942 г. на 38 стройках Новосибирской области использовались «бойцы», состоящие в 53 рабочих колоннах.

Качественный состав этих кадров находился на низком уровне. Среди них было очень мало профессиональных строителей, людей, ранее работавших на индустриальных объектах. По социальному составу большинство до призыва относилось к крестьянству. Среди бойцов четырех рабочих колонн, прибывших в июле-ноябре 1941 г. в ОСМЧ «Севкавтяжстрой», шоферы и трактористы составляли 5% от общей численности, столько же было станочников по обработке металла, немногим более 20% - плотники и столяры. Штукатуров, бетонщиков, арматурщиков вообще не оказалось. Большая часть таких работников могли использоваться лишь в качестве разнорабочих. Поэтому трудовым колоннам поначалу поручались тяжелые физические работы, где от исполнителей не требовалось высокой квалификации. Одновременно организовывалось их профессиональное обучение. По сравнению с предвоенным годом в 1942 г. численность персонала, занятого на строительно-монтажных работах, в целом по СССР сократилась наполовину. В это же время в Сибири она выросла на 10% и составила 132 тыс. чел. (без учета привлекаемых к работам заключенных и других спецконтингентов). Весь прирост обеспечила Западная Сибирь.

В этом регионе численность строителей увеличилась с 72 до 88 тыс. чел., или на 22%. В Восточной Сибири произошло некоторое сокращение численности: с 48 тыс. чел. в 1940 г. до 44 тыс. чел. в 1942 г., или на 8,3%. В последующие годы, после решения основной задачи - восстановления эвакуированных предприятий, численность строителей в Сибири стала сокращаться. В 1943 г. здесь насчитывалось 107 тыс. чел., в 1944 г. - 106 тыс., а в 1945 г. - 99 тыс. чел. В целом же по СССР и РСФСР в последние военные годы численность рабочих и служащих, занятых на строительно-монтажных работах, быстро нарастала. Если в 1940 г. доля Сибири в общесоюзной численности строителей составляла 7,1%, то в 1942 г. - уже 15,7%. А к 1945 г. она вновь снизилась до 6,5%. Этот показатель был близок к удельному весу капитальных вложений, осваиваемых в Сибири в последний военных год.

Основная часть строителей в этот период направлялась на восстановление освобожденных районов страны. Поскольку восстановление эвакуированных и строительство новых заводов проходило в крайне сжатые сроки при наличии множества лимитирующих факторов, заметно возросли роль и значение инженерно-технических кадров. С учетом важности и сложности инженерного труда в военный период он стал оплачиваться намного выше, чем труд рабочих. Управленческому персоналу приходилось не только больше работать, но и тратить много времени на учебу.

Изменения, по сравнению с мирным временем, в организации производства и труда требовали осмысления и усвоения военного опыта ускоренного восстановления предприятий и их перевода на выпуск военной промышленности. Для его изучения строительные тресты были вынуждены организовывать курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, семинары прорабов, мастеров, бухгалтеров и нормировщиков.

Трудовая активность строителей

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением. Он базировался на патриотизме трудящихся, на их сознательном стремлении внести посильную лепту в победу над врагом. Немаловажное значение имела деятельность общественных организаций. Через средства массовой информации, повседневную работу внутри трудовых коллективов они инициировали производственную активность строителей.

Социалистическое соревнование обогатилось новыми формами. Главным его содержанием было ускоренное сооружение объектов при возможно минимальном расходовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Основными видами социалистического соревнования были движения двухсотников, многосотников, тысячников, комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, новаторов и рационализаторов.

Соревновательные почины двухсотников перерастали в движения пятисотников, затем тысячников.

Признанным лидером среди последних в Новосибирске стал знатный каменщик особого строительно-монтажного управления №3 ОСМЧ «Севкавтяжстрой» С.С. Максименко. В разряд тысячников он вошел 26 октября 1941 г. Работая с двумя подручными, новатор уложил в смену 12800 кирпичей, что составило 1020% нормы. Ровно через полгода С.С. Максименко установил новое, ещё более высокое достижение, уложив за смену 44 тыс. кирпичей, побив тем самым мировой рекорд, установленный в 1934 г. американцем Голливудом . Еще один виртуоз-строитель, достигший вершин профессионального мастерства, трудился на строительстве машиностроительного завода в Юрге. «Чудо-каменщик», как называли И.С. Заболеева, укладывал в смену до 10 тыс. штук кирпича.

Таким образом, строители в военное время внесли весомый вклад в быстрый рост производственного потенциала региона, в перестройку экономики на удовлетворение нужд фронта. Финансовые, материальные, трудовые ресурсы, строительные материалы и оборудование концентрировались на восстановлении эвакуированных промышленных предприятий, сооружении и расширении заводов оборонной промышленности, а также на возведении объектов энергетики, черной и цветной металлургии, химической и фармацевтической промышленности, железнодорожного транспорта. Строительство велось ускоренными темпами по специальным проектам военного времени, нацеленным на упрощение и удешевление производственного процесса, экономию дефицитных материалов, замену их местными аналогами. Такой подход потребовал изменения системы организации строительного производства на всех его стадиях. Для военного и восстановительного строительства было характерно непрерывное (трехсменное) ведение строительных и монтажных работ с максимальным совмещением производственных процессов. По сравнению с более ранним периодом произошли изменения в воспроизводственной структуре. Уменьшилась доля инвестиций на чисто строительные работы и, наоборот, увеличился удельный вес средств, затрачиваемых на монтажные работы и на оборудование. В 1941-1945 гг. еще более ярко обозначился дисбаланс в распределении финансовых и материальных ресурсов между производственным и гражданским строительством.

Вместе с перебазированными предприятиями прибыло 30-40 процентов рабочих, инженеров и техников. Благодаря инициативе партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, военных и хозяйственных органов восточных районов страны все трудоспособное население сразу же активно включилось в работу.

Важнейшим условием успешного перемещения производительных сил с запада на восток явился самоотверженный труд коллективов эвакуируемых предприятий и учреждений. Рабочие, служащие, колхозники, все трудящиеся проявили в те трудные дни исключительную выдержку, мужество, беззаветную верность делу партии и социалистической Родине.

завод эвакуация война строительство

Заключение

На основе проведенного исследования можно выявить следующие проблемы строительства в годы Великой Отечественной войны:

·Проблема эвакуации и монтажа оборудования в тяжелых условиях.

Эвакуированные заводы для развертывания производства нередко использовали коробки строившихся цехов или здания непроизводственного назначения. Иногда им приходилось начинать свою вторую жизнь буквально на пустом месте.

·Острая нехватка кадров

Не менее сложной была и проблема кадров. Многие рабочие ушли в армию. На эвакуируемых предприятиях оставалось не более 30-40 процентов рабочих. Чувствовалась острая нехватка квалифицированных специалистов, в том числе монтажников. По указанию Центрального Комитета партии местные партийные и советские органы вели большую работу по вовлечению в промышленность новых кадров и их обучению. При Бюро СНК СССР был создан специальный комитет по распределению рабочей силы. Все работавшие на военных заводах и смежных с ними производствах считались мобилизованными и закреплялись на время войны за этими предприятиями.

Ведение войны требовало крупных финансовых расходов. Поэтому государственный бюджет претерпел существенные изменения. Ассигнования на военные нужды во второй половине 1941 г. по сравнению с первым полугодием возросли на 20,6 млрд. рублей, а на развитие гражданских отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия они уменьшились на 38,1 млрд. рублей (в денежном исчислении 1941-1945 гг.). Советские люди отказывали себе во многом ради победы над врагом.

Библиография

1.А.А. Долголюк. Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны // научная статья 2011 г.

А.А. Долголюк, М.Р. Колпакова Жилищное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке.// научная статья 2011г

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: В 27 Краткая история. - 3-е изд., М.: Веноиздат, 1984. - 560 с. Ред. Тельпуховский Б.С., Булычева Г.И., Бурляй А.А., Крестникова Н. В., Макаров Н.И., Секистов В.А., Серегин В.П., Солдатенко Е.И., Спасский А.А., Тавровская Г. М.

История второй мировой войны 1939 1945. Том четвертый Фашистская агрессия против СССР крах стратегии «Молниеносной войны». М. Воениздат - 1975. Редакционная коллегия четвертого тома. Н.Г. Андронников (главный редактор), К.А. Черемухин (заместитель главного редактора), Г.А. Куманев, Д.З. муриев, Д.Г. Наджафов, Н.Г. Павленко, Л.В. Поздеева., А.. Соболев, Н. А. Фокин.

Советская архитектура за 50 лет. Под ред. М.В Посохин, Н.В. Баранов, Ю.М. Родин, Б.С. Мезенцев, Г.М. Орлов, Б.Р. Рубаненко, А.В. Иконников Авт. Коллектив: Л.И. Кириллова (рук. Работы), И.В. Иванова, В.Н. Калмыкова, А.Я. Ковалев, В.В. Нестеров, З.А. николаевская, Н.А. Пекарева, П.А. Тельтевский, А.С. Фиенко, С.О. Хангомедов. Издательство литературы по строительству, Москва, 1968 г.

Цепкалова А.А. Принудительный труд в контексте мобилизационной политики: трудовое использование заключенных ГУЛАГа на объектах капстроительства Главпромстроя. //научная статья.

Спустя 72 года со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне, некоторые «прогрессивные» идеологи зарубежья, да и некоторые наши сограждане, навязывают российскому и мировому сообществу вывод о том, что не было никакого великого подвига советского народа, да и быть не могло, поскольку этот народ совершал разрушительные и деструктивные деяния наравне с гитлеровской Германией и поэтому… ну дальше вы и так знаете.

А. С. Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство - «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, как и любое зло - это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает.

Война безусловно злодейство, хотя бы по потому, что она несет смерть, материальные разрушения и бессмысленные жертвы. Но это в том случае, если ведут ее агрессоры, пытаясь физически уничтожить соседей или навязать им свой образ жизни.

Оборона страны и строительство

Нас потомков победителей Великого противостояния, пытаются убедить в том, что Советский Союз был частью сил мирового зла. При этом опыт тысячелетней истории Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и современной России – это борьба и противодействие этому самому злу.

Может имеется в виду «злой город» Козельск, который стоял насмерть и тогда, когда было совершенно очевидно, что враги его одолеют? А «злой» он стал называться потому, что русские зодчие искусно выбрали для него «стройное место» и воздвигли «град крепкий».

В первой половине Великой Отечественной войны, вплоть до Курской дуги, наша победа была в высшей степени проблематична, однако это не помешало советскому народу проявить чудеса самопожертвования и массового героизма.

При этом, все разговоры, что происходило все это под дулами заградительных отрядов и под «гулаговским» конвоем, нелепы. Какой заградотряд гнал Александра Матросова и еще более 300 советских воинов на амбразуру? А какой воздушный надзиратель управлял самолетами Гастелло и Талалихина? Подсчитайте какой конвой нужен, чтобы заставить производительно трудить почти три миллиона фортификаторов, дорожников и транспортных строителей в районе боевых действий.

Однако для сооружения оборонительных рубежей в прифронтовых районах и в глубине страны, куда могла продвинуться линия фронта, было недостаточно одних армейских сапёрных и инженерных частей.

Пришлось широко привлекать к этому делу население городов и сёл - мужчин в возрасте от 15 до 55 лет и женщин – от 16 до 50 лет, за исключением лиц, занятых на предприятиях, выпускающих оборонную продукцию. На практике же к оборонительному строительству часто привлекались женщины в возрасте до 55 лет, мужчины – до 60.

Обвинять этих людей а том, что они содействовали силам мирового зла, смогут только люди, убогие умом и совестью.

Не нравится этим людям историческая фигура Дмитрия Михайловича Карбышева (1880–1945) – русского и советского военного инженера, профессора, автора свыше 100 научных трудов но военно-инженерному искусству генерал-лейтенанта инженерных войск и Героя Советского Союза. Хотя курс лекций о его военно-инженерном и педагогическом наследие до ныне чрезвычайно популярен в Вейст-Понте и иных зарубежных военных ВУЗах.

Особенно восхищает наших иностранных коллег его практическая формула расчёта сил и средств при оборудовании позиций заграждениями из колючей проволоки: «Один батальон, один час, один километр, одна тонна, один ряд». Независимо от национальности, шутники-острословы непременно переиначивают ее: «Один сапер, один топор, один день, один пень».

В июне 1941 г. Дмитрий Михайлович находился в командировке в Белоруссии, чтобы собрать материалы для разработки проекта укрепрайона нового типа, и, будучи раненым, был захвачен в плен. Ни долгие переговоры, ни жестокое обращение не склонили его к сотрудничеству с фашистами.

В отличие от отечественных пацифистов, беспартийный генерал отвечал своим мучителям: «Мои убеждения не выпадают как зубы от недостатка лагерного рациона». В ночь с 17 на 18 февраля 1945 г., после зверских пыток обливания водой, палачи превратили старого генерала в ледяную статую.

Видимо оборона государства и строительство вещи настолько совместимые, что люди готовы отдать за это жизнь.

Созидатели оперативно-стратегических рубежей обороны страны

В истории нашей Родины период Великой Отечественной войны насыщен многими драматическими событиями, оставившими глубокий след в сознании людей. Основное содержание первой летне-осенней кампании 1941 г. составили стратегическая оборона на всем фронте и вынужденное отступление.

На оборонительных действиях Красной Армии с первых дней войны тяжело отразились просчеты и ошибки высшего политического руководства в области военно-инженерного обеспечения обороны государства.

Подготовка территории военных действий – одно из важных условий, необходимое для изменения хода вооруженной борьбы и, в конечном итоге, победы. Остановить или затормозить продвижение войск противника инженерным обеспечением и участием в боях на всех направлениях фронта должны были военно-строительные формирования.

В ходе неудачного для Красной Армии начального периода войны войска первого стратегического эшелона потерпели крупное поражение. Строительные организации и батальоны оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Занятые работами в укрепрайонах западной границы, они попали под удары авиации, артиллерии и передовых частей вермахта и сразу же понесли большие потери в людях и технике.

При этом трагично сложилась судьба оказавшихся безоружными военных строителей, которые оборудовали укрепрайоны на западной границе. Из 37 строительных батальонов Прибалтийского ОВО, преобразованного с началом войны в Северо-Западный фронт, удалось вывести менее половины. Безоружные люди, конечно, не могли оказать организованного сопротивления лавине немецких танков

Важнейшая проблема, которую пришлось оперативно решать в это суровое время, – создание многочисленных, глубоко эшелонированных (противопехотных, противоартиллерийских, противовоздушных, противотанковых) систем укреплений, предназначенных для прикрытия главных стратегических районов, экономических и административных центров, военно-морских баз.

При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач

Военно-строительные части при отступлении, под вражеским огнем, строили полевые укрепления, рыли противотанковые рвы, устанавливали мины, возводили водные переправы. Для выполнения земляных работ по рытью противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов привлекалось и гражданское население, в основном, женщины.

Во второй половине декабря 1941 г. на оборонительных рубежах одновременно работали более 2,1 млн. человек, в том числе 1,6 млн. местного населения и свыше 0,5 млн. личного состава 10 саперных армий, военно-строительных управлений и частей (УОБР, УОС, УВПС, строительных, рабочих батальонов, колонн).

Наиболее квалифицированные бойцы строили дзоты, доты и другие инженерные сооружения. Результат их тяжелого труда – десятки километров противотанковых рвов, отрытые и замаскированные километры траншей, окопы, ходы сообщения, сотни артиллерийских и пулемётных позиций.

Серьёзный вклад в отражение ударов гитлеровцев внесли доты дзоты. Грамотно выстроенная оборонительная линия, периодически поддерживаемая авиацией и дальнобойной артиллерией, малыми силами сдерживала наступление врага. «Следует отметить, – писал в своем военном дневнике 24 июня 1941 г. гитлеровский генерал Ф. Гальдер, – упорство отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен».

Для ведения боевых действий на построенных рубежах формировались многие десятки пулеметно-артиллерийских батальонов, которые организационно сводились в укрепрайоны.

Война заставила решить и другие задачи, требующие высокой инженерной квалификации военных строителей – разминирование минных полей, строительство мостов, организация переправ тяжёлой техники.

К 5 декабря 1941 г. силами военно-строительных частей и местного населения в тыловых районах страны возводилось 10 тыс. км оборонительных рубежей. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов.

Если приграничные укрепрайоны сыграли относительно небольшую роль в ходе военных действий, то вновь сформированные полевые укрепрайоны оправдали себя и с честью прошли всю войну.

Архитекторы и строители в борьбе против немецкой авиации

Прогресс средств противовоздушной обороны всегда значительно отстает от прогресса самолетостроения. Военно-политическое руководство Советского Союза понимало, что в случае начала большой войны глубокого проникновения вражеских самолетов в наш тыл никак не избежать.

Но даже самые отъявленные скептики в Генеральном штабе Красной Армии не предполагали, что крупные города страны и сама столица СССР, расположенная в тысяче километрах от государственной границы, могут быть подвергнуты эшелонированным атакам вражеских бомбардировщиков.

Вопрос – удастся ли защитить от возможных атак с воздуха Москву, Ленинград, крупнейшие промышленные центры, транспортные узлы, военные объекты назрел в первые же дни войны.

Допустить разрушение ключевых военных и гражданских объектов было смерти подобно. А значит, на случай бомбежки, требовалось в кратчайшие сроки организовать их маскировку.

Действовать пришлось «в ритме ошпаренной кошки»: уже 22 июня экипаж из авиагруппы немецкой стратегической разведки с высоты 10 000 м сделал первые фотоснимки советской столицы. Полет не был обнаружен войсками ПВО, а узнали о нем спустя примерно месяц, когда в сбитом над Подмосковьем вражеском бомбардировщике нашли фотопланшет, изготовленный на основе этих снимков. Дело маскировки было не только важным и срочным, но и совершенно новым для наших специалистов.

На Москву, Ленинград и крупные промышленные центры нацелились лучшие асы Германии. Их машины, оснащенные новейшей радиоаппаратурой и навигационной техникой, способны были обрушить на объекты бомбардировок настоящий огненный шквал.

В эти тяжелые дни руководством страны были приняты оперативные меры по противовоздушному камуфлированию Москвы. Да и не только Москвы. По сути, предполагалось создать как бы «искусственный город» (на взгляд с воздуха), где реальные сооружения изменяли свой вид, а на пустых территориях столицы и Подмосковья вырастали макеты стратегических объектов. Активнейшее участие в этой работе принимали московские архитекторы, художники, театральные декораторы и бутафоры, инженеры, рабочие многих строительных специальностей.

Работа на фронта, созидание для победы

То, что не было сделано в мирное время, пришлось осуществлять ценой огромного напряжения всех сил народа в военный период.

В сложных условиях отступления советских войск ограниченные по численности и возможностям органы оборонительного строительства были не в состоянии без срочной помощи развернуть работы на тыловых оборонительных рубежах. Начались интенсивные поиски новых организационных форм дня строительных органов и частей.

В числе задач, решенных в ходе этой работы, стало создание организационной структуры военно-инженерного руководства оборонительным строительством. Просчет в предвоенной оценке военно-строительных организаций, входивших в систему инженерных войск в целом, привел к тому, что уже в ходе войны в самые сжатые сроки методом проб и ошибок пришлось создавать полевые военно-строительные части и объединения, вплоть до саперных армий, организовывать руководство оборонительными работами на громадной территории, мобилизовать огромные материальные ресурсы народного хозяйства страны.

В третьей декаде августа 1941 г. военно-политическое руководство страны выработало ряд организационных мер, направленных на устранение недостатков начального этапа оборонительного строительства. В соответствии с решениями Государственного комитета обороны от 22 и 27 августа 1941 г. были проведены реорганизация системы руководства оборонительным строительством и дополнительная мобилизация на оборонные стройки трудовых и материальных ресурсов, разработаны новые планы строительства рубежей и сооружений.

Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством.

Как показывают исследование, на строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений.

Новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства (ГУОС) НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе.

К началу января 1942 г. в составе ГУОС НКО функционировало 17 периферийных организаций, которые насчитывали 146 полевых строительств. В них трудилось 20 тыс. инженерно-технических и административных работников. Только в течение 1941 г. в оборонительных работах участвовали около 10 млн. человек, в том числе 6 млн. жителей Российской Федерации, по 2 млн. тружеников городов и сел Белоруссия и Украины.

Студентов и учащихся старших классов средней школы можно было использовать на строительстве оборонительных рубежей только в летнее время, а к 1 сентября, то есть к началу учебного года, они освобождались от этих работ. Но уже в июле-августе 1941 года от занятых на оборонительном строительстве студентов и старшеклассников в массовом порядке стали исходить патриотические инициативы по закреплению их на этих работах до конца войны.

Так, в конце июля 1941 года в адрес начальства, отвечавшего за строительство Брянского оборонительного рубежа, поступило от группы студентов письменное заявление (под ним стояло более 200 подписей) следующего содержания: «Мы, комсомольцы московских, брянских и орловских учебных заведений, просим зачислить нас в постоянные кадры военных строителей и призываем всех студентов и учащихся последовать нашему примеру и остаться на строительстве оборонительных рубежей до конца войны».

Такого рода заявления (коллективные и индивидуальные) в большом количестве поступали от мобилизованных на оборонительное строительство студентов и старшеклассников.

Молодёжь, студенты, старшеклассники самоотверженно возводили оборонительные рубежи. Там, где они трудились, всегда были слышны песни, шутки. Но результаты были не всегда успешными, сказывалось отсутствие опыта, сноровки, выносливости. Многие молодёжные звенья перевыполняли задания, но были и отстающие.

Бригадир комсомолец Николай Громов несколько раз менял состав звеньев, чтобы вывести отстающих из прорыва, но безуспешно. Тогда он из сильных парней организовал так называемое «буксирное» звено. Получив трудное задание, этот коллектив за два часа справлялся с его выполнением. Группа Громова переходила на отстающие участки и брала их на «буксир». Звенья подтягивались, воодушевляясь трудовым примером, так как не хотели прослыть немощными.

В тылу строили всем миром

С первых дней войны экономика Советского Союза стала перестраиваться на первоочередное удовлетворение насущных потребностей фронта, на укрепление обороноспособности страны. Тыл страны сыграл немаловажную роль в победе над фашистско-германским государством. С первых дней войны Советский союз начал перебазирование промышленных предприятий в восточные районы СССР, чтобы не позволить врагу захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

Главной задачей советских строителей в этот период являлось наращивание военно-промышленного потенциала страны. Это происходило за счет перевода действующих предприятий на выпуск военной продукции, а также посредством нового строительства и восстановления заводов, эвакуированных на Урал и Поволжье, в Сибирь и Казахстан.

В первые же дни войны был принят «Мобилизационный народнохозяйственный план» на III квартал 1941 г., вскоре дополненный военно-хозяйственным планом на последний квартал года. В них предусматривалась концентрация капитальных работ, материально-технических резервов и рабочей силы в ближнем и глубоком тылу восточных районов. Ставилась задача сосредоточить усилия на относительно небольшом количестве «ударных строек».

В период Великой Отечественной войны условия и цели строительства резко изменились. Основной задачей было сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны для эвакуированных предприятий и восстановление промышленных сооружений в освобожденных районах.

В годы войны архитекторы стремились освоить все экономические резервы, широко применять местные строительные материалы, рационально использовать территорию, сокращать сроки возведения зданий. В 1941-1945 гг. создаются новые, более рациональные конструкции и методы производства работ.

Из-за нехватки средств и материалов здания возводились в основном из дерева. Строительство велось в сжатые сроки, упрощались планировочные решения и объем монтажно-отделочных работ.

Проблема кадров в условиях войны стала особенно острой. Призыв в армию, выключение из сферы производства населения, оказавшегося на оккупированной территории, привели к сокращению численности рабочих и служащих.

Нехватка рабочей силы в ведущих отраслях промышленности восполнялась частично за счет других отраслей народного хозяйства, введение обязательных сверхурочных работ, отменой очередных и дополнительных отпусков. Это позволило увеличить загрузку оборудования примерно на треть.

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением.

Во время войны строитель делит труды и славу с воином

На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. в Советской Армии были созданы Главное управление оборонительного строительства, УОС РВГК, ФУОС, отдельные УВГТС. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ.

Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей.

На фронте и в тылу активно внедрялись скоростные методы строительства. Сокращение сроков сооружения объектов в этот период являлось насущной необходимостью. С этой целью пересматривалась проектная документация.

Насколько возможно упрощались конструкции, габариты, устранялись любые «излишества», предусматривалась возможность использования имеющихся в распоряжении строительных организаций местных материалов. Пересмотр проектной документации давал большую экономию времени и средств.

Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач и организационных задач.

На практике участие привлечённого к оборонительному строительству гражданского населения вовсе не ограничивалось рытьём противотанковых рвов и иными подобного рода работами. Оно также участвовало в железнодорожном и аэродромном строительстве.

Так, на Сталинградском направлении совместными усилиями железнодорожных и строительных войск и мобилизованных на возведение оборонительных рубежей местных жителей в короткие сроки были построены железнодорожные линии «Саратов - Иловля», «Кизляр - Астрахань», «Сталинград - Владимировка - Баскунчак» и одновременно сооружены 45 аэродромов и 11 взлётно-посадочных площадок и укрытий для фронтовой авиации.

Причём многие из этих людей оказались на строительстве укреплений не по мобилизации в порядке выполнения трудовой повинности по законам военного времени, а по своему личному добровольному волеизъявлению.

Ветеран военного строительства А.С. Корнев утверждал, что на участке Курской дуги, где он лично руководил работами по возведению укреплений, не было необходимости проводить мобилизации местного населения на эти работы, так как «люди приходили на рубежи без всяких призывов, по собственной инициативе».

На уровне бытового сознания в массах людей, занятых на возведении оборонительных рубежей, грани между понятиями «мобилизованные» и «добровольцы» были предельно нивелированы.

Сила духа этих людей особенно ярко проявлялась в те минуты, когда противник подвергал районы строительства фортификационных сооружений на Курской дуге ожесточённым ударам с воздуха. Переждав очередной авиационный налёт и похоронив павших товарищей эти простые и мужественные люди, привлечённые к оборонительному строительству, вновь принимались за прерванную работу, трудились ещё упорнее, стремясь наверстать упущенное из-за воздушных налётов.

Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 1 500 военных строителей, сержантов, офицеров, а также мобилизованных на возведение оборонительных рубежей рабочих, служащих и колхозников.

Создание оборонительных рубежей вокруг городов и других населённых пунктов на больших пространствах европейской части СССР стало поистине всенародным делом. В течение 1941-1943 годов к этому строительству в той или иной форме привлекалось не менее 12 млн. человек.

Это был настоящий народный подвиг. Активное участие миллионов городских и сельских жителей в оборонительном строительстве являло собой яркий пример эффективного взаимодействия вооружённых сил и гражданского населения, единства армии и народа.

В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.

Заключение

Идею Пушкина о том, что гений и злодейство несовместимы, Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» сформулировал следующим образом - «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Как уже говорилось выше в общественном подсознании простых советских людей, исповедующих принципы добра, справедливости и правды, идея совместимости обороны страны и гуманитарных целей строительства не вызывала сомнений.

В условиях современной обстановки круг задач, стоящих перед военно-строительным комплексом Министерства обороны Российской Федерации, значительно вырос и усложнился. Однако и ныне опыт оборонительного строительства, накопленный в годы войны, не утратил своего значения.

Осуществить программу оборонительных работ строительного фронта Великой Отечественной войны удалось благодаря трудовому героизму и мужеству советских людей. В основе такого героизма и мужества лежал патриотизм народа, который в годы войны превратился в одну из движущих сил Победы.

Не только 9 мая в День Победы надо вспоминать о ветеранах Великой Отечественной Войны, угощать их гречневой кашей и наркомовской порцией водки. Профессиональному строительному сообществу необходимо консолидировать свои усилия в сохранении остатков здоровья воинов и тружеников тыла Великой Отечественной Войны и обобщить их воспоминания, их бесценный опыт.

С Днем Победы вас, уважаемые коллеги! Призываю всех принять активное участие в марше «Бессмертного полка», дабы в едином строю живых и мертвых, ощутить святое понятие неразрывности дела обороны государства и гуманитарных целей строительной деятельности.

Борис Скупов

А.Вуколов.

Строительство масштабных оборонительных линий в межвоенный период ХХ века было широко распространено. В большинстве своём эти мощные фортификационные сооружения, в которые была вложена масса труда и средств, "не сработали", если не считать, с натяжкой, Линию Маннергейма. Причины такого положения были различными и не всегда лежали в военной плоскости. Попробуем кратко рассмотреть, что происходило в СССР в области фортификационного строительства перед войной и в самом её начале.

Великая Отечественная война, как известно, началась для нас неудачно. На эту тему написаны десятки книг, снято множество фильмов. О причинах отступления РККА и трагической неразберихи на фронте и в тылу в начальный период войны также сказано достаточно. Но уже в ходе войны в качестве одного из факторов поражения лета 1941-го года называли неподготовленность границы страны к обороне.

И это немного странно: советское государство имело оборонительную военную доктрину. Предполагалось разгромить противника на его территории, предварительно измотав в оборонительном сражении. Но ведь оборона должна на что-то опираться, - первое, что делает солдат, прибыв к месту предполагаемого соприкосновения с силами врага, - начинает окапываться. То есть создаёт простейшее полевое оборонительное сооружение - окоп или стрелковую ячейку. Первое, что делает страна, получив некие приращения к территории - обустраивает новые границы. СССР к тому же за полтора года до начала Великой Отечественной завершил Зимнюю войну с Финляндией, и многие помнили, каких усилий стоил нам прорыв линии Маннергейма. Плюс к этому у всей Европы была на устах другая линия укреплений - Мажино. Неужели Советский Союз не построил ничего аналогичного?

Это не так, разумеется. У нас была "Линия Сталина" (кавычки потому, что в официальных документах эту систему укреплений так никогда не называли), - которая по данным немецкой разведки включала в себя 2962 каземата и бункера для орудий и пулемётов. Цифра становится ещё внушительнее, если не забывать, что долговременная огневая точка не стоит одиноко в поле, а окружена системой окопов, ходов сообщения, прикрыта инженерными заграждениями; инфраструктура укрепрайона, о которой будет сказано ниже, вообще весьма сложна.

Так где же были все эти укрепления в июне 41-го? В этой фразе ключевое слово "где". Они были на старой границе, образовавшейся в результате Советско-польской войны 1919-1921 гг., когда значительные территории Украины и Белоруссии отошли Польше. В 1939-м году Советский Союз эти земли вернул, а кроме них - прибалтийские республики, Бессарабию и Северную Буковину.
Таким образом, граница отодвинулась от линии укрепрайонов на 35-300 км. В связи с этим, а также в связи с подписанием Договора о ненападении с Германией, было принято решение о консервации "Линии Сталина" и о начале строительства на новых рубежах "Линии Молотова" (эту линию укреплений так не называли даже неофициально, это новейшее изобретение).
Строительство оборонительной линии на новой (старой) границе началось, но из запланированных к постройке более 5800 ДОС (долговременное оборонительное сооружение) сооружены были лишь 880. Гарнизоны ДОТов также не были доведены до штатной численности. Кроме того, не стоит забывать, что укрепрайон это не только система огневых точек с гарнизонами. Одиночный ДОТ или даже узел обороны из нескольких ДОТов обходится, блокируется и впоследствии сравнительно легко уничтожается противником, если не имеет прикрытия. А так называемое "полевое заполнение" укрепрайонов на новой линии было крайне недостаточным.

Тут, немного отступив от основного вопроса, можно вспомнить печальную историю бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Форт находился на бельгийско-голландской границе, строился три года и считался крупнейшим в мире. Это мощное сооружение было призвано защитить Бельгию от германской агрессии. И что же? Форт, имевший по штату гарнизон 1200 человек, взяли 78 (это преувеличение, но главное дело сделали именно они) немецких десантников, посадивших свои планёры на крышу крепости. Это событие считается первой операцией с использованием десантных планёров. А вывод один - новые технические средства требуют новых подходов к тактике.
Появление скорострельного оружия и новых средств сообщения вызвало к жизни позиционную войну. Ведь теперь, пока солдаты прогрызали оборону, противник имел возможность быстро перебросить на угрожаемый участок подкрепления. Оказывалась неэффективной многодневная (!) артподготовка - закопавшихся в землю людей очень трудно перебить всех до единого. С мёртвой точки дело сдвинуло появление на полях сражений танков. Фортификацией военачальники не пренебрегали никогда, но после Первой мировой войны инженерная подготовка позиций выдвинулась на первый план, особенно там, где заранее подготовленных рубежей обороны не было. Когда началась война, оборонительные рубежи Москву не прикрывали, т.к. наша военная доктрина, как было сказано выше, предполагала вести боевые действия на чужой территории.


...Инженерные части как отдельный "род войск" имелись ещё у древних ассирийцев. На барельефе VII в. до н.э. изображены воины, пытающиеся пробить стену штурмуемой крепости с помощью ручного бурава и кирок под прикрытием тяжёлых щитов других воинов. Впрочем, кирка имелась у каждого ассирийского солдата, но специальные отряды, предназначенные для прокладки дорог, наведения мостов и разбора завалов - такого не было ни у какого государства в то время, да и после. Кроме того, "инженерные войска" Ассирийской империи отвечали за осадные башни, тараны и т.п., т.е. имели не только оборонительные, но и наступательные функции. Это качество инженерных войск сохранилось до наших дней...
В составе РККА на начало Великой Отечественной войны находилось 9 инженерных и 9 понтонно-мостовых полков, кроме того имелось 252 сапёрных, мостовых и понтонных батальона. В составе каждой стрелковой дивизии имелся сапёрный батальон. В битве под Москвой приняло участие до половины инженерных частей Красной Армии.

Ситуация с оснащением инженерных и строительных частей техникой была не очень хороша. В гражданском строительстве использовался в основном импорт - экскаваторы, траншейные и котлованные машины, но их было мало. Например, впоследствии крупнейший в мире Магнтогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, был построен по воспоминаниям очевидцев "от кайла и лопаты". На фотографиях тех лет видно, что грунт вынимается вручную и транспортируется с помощью "грабарок" - конных повозок. Положение впоследствии несколько улучшилось - появилась автомобильная техника и 25 американских экскаваторов. Кроме того, настройку были направлены сваезабивочные копры и другие механизмы.

Строительство другого объекта - Беломорско-Балтийского канала - велось, как известно, силами заключённых, поэтому с механизацией там было ещё хуже. Широкое применение грузоподъёмных механизмов на мускульной тяге стало одной из визитных карточек этой крупной стройки. Один из строителей впоследствии вспоминал, как он работал на кабестане - ручном вороте, поднимавшем вагонетки с грунтом из котлована. Этот ворот он называл "египетским".

Механизация армейских подразделений также оставляла желать лучшего. В более хорошем состоянии находились понтонные части, но техники не хватало и там. Хотя до войны проводились эксперименты по созданию мостоукладчиков на базе танков Т-26 и БТ, до крупносерийного производства их не довели. В какой-то мере выручил ленд-лиз, поставивший на вооружение РККА широко известные автомобили "Студебеккер", "Додж", GMC и т.д., а также бульдозеры "Катерпиллер" и другую технику; однако это произошло значительно позже. Советское экскаваторостороение начало своё развитие в 1930-м году, когда было принято решение о замене парка импортных машин на отечественный. Первым советским экскаватором был выпущенный на Воткинском заводе и М-III. Он представлял собой паровой поворотный экскаватор массой 65 тонн и вместимостью ковша 1,5 м3. Строительство экскаваторов и несамоходных скреперов развивалось, но этой техники было недостаточно.

Ещё 18-го июля 1941-го года, когда стало ясно, что пограничное сражение нами проиграно, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о строительстве рубежей обороны на подступах к Москве. Строительство велось в полукольце, окружавшем столицу с севера, запада и востока. Стратегические рубежи обороны создавались на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлении. Общая протяжённость их составила до 10000 километров и до 300 километров глубину. Также оборудовались оборонительные позиции на ближних подступах и в самом городе. Таким образом, к началу октября были созданы Можайская и Вяземская линии обороны и Московский оборонительный район.

Здесь нужно вспомнить что инженерные войска не только "копают". На Вяземской линии обороны инженерными частями было установлено более 80 тысяч противотанковых мин. По неполным данным на минах подорвалось более 400 немецких бронемашин и несколько десятков танков. Были оборудованы минновзрывные, проволочные и даже эликтризуемые линии заграждения. Буквально ошеломило противника эффективное применение дистанционно управляемых фугасов. Некоторые из них имели радиоуправление.
Многие знают, что оборудовать оборонительные рубежи активно помогало население. Дело в том, что ввиду недостатка минновзрывных средств приходилось использовать большое количество "традиционных" заграждений - противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, устраивать завалы на дорогах и в лесах. Длина завалов составила 1500 погонных километров, противотанковых рвов было вырыто 600 км.

Опора на эти оборонительные рубежи позволяла нашим войскам изматывать ударные группировки противника в многодневных боях. Как писал К.Симонов, наши части напоминали пружину, которую всё сжимают и сжимают, но ведь когда-то она обязательно распрямится...
К моменту перехода в контрнаступление Западный и Калининский фронты имели в своём составе 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов. В состав западного фронта входила целая сапёрная армия (1-я). Во всех зимних наступательных операциях 41-го года инженерные части обеспечивали наступление - прокладывали колонные пути и дороги, вели разминирование. Кроме того, помогали отражать контратаки и контрудары противника.

Вклад инженерных войск в оборону Москвы и в дальнейшее контрнаступления велик. Дальше была Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, взятие Берлина. Штурм городов без сапёров теперь вообще труднопредставим, а ведь этот опыт вырабатывался именно тогда.
Любая армия мира теперь имеет инженерные войска, правда, строительство линий укрепрайонов по образцу "линий Сталина и Молотова" отошло в прошлое - с появлением новых средств поражения он стали не нужны. Как интересный, можно отметить тот факт, что последними здесь тоже, кажется, были мы, имея до последнего времени линию УРов на границе с Китаем. Но это другая история.

January 30th, 2012

На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).


Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова", вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.
Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.
На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.
Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.

Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и к войне на своей территории.

Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
"Соображения..." содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Судя по опросам на профильных форумах , подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.
При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.

Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.

Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Продолжение (надеюсь) последует

UPD. Картинки бОльшего размера
Фотографии в альбоме «

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»